/ Фото автора /

«Нам любые дороги дороги!» Сначала у нас был внедорожно-скоростной квест на УАЗ «Патриот», а потом я забрал автомобиль на несколько дней, чтобы понять одно: может ли суровый внедорожник быть семейным авто на каждый день. И пришел к неожиданным выводам.

Фото: Павел Мурашко

С «внедорожными» возможностями обновленного УАЗ «Патриот» образца 2019 года я знакомился в формате квеста, который организовал официальный дистрибьютор марки «Парад Авто». Специально для этого мероприятия в Минск пригнали целую колонну машин из России. Со мной в экипаже не журналисты, а клиенты, для которых УАЗ — дом родной. Между прочим, их мнение как раз больше всего меня интересовало.

Квест — это такое мероприятие, где нужно разгадывать загадки и продвигаться от точки к точке по запланированному маршруту. Кто быстрее всех разгадает все тайны и проедет по маршруту — тот и победил. Забегая вперед, скажу, что именно наш экипаж и занял первое место. Приключение называлось «Таемны шлях». Благодаря ему мы не только оторвались на УАЗ «Патриот», но и посетили массу интересных мест, причем находятся они в радиусе 50−70 км от Минска. Из нашего квеста мог бы получиться отличный тур выходного дня: костел Богоматери Руженцовой и святого Доминика в Ракове, прекрасные виды в Налибоках, костел святого Михаила Архангела в Ивенце и парк-музей интерактивной истории возле реки Сула.

Доработки — в мелочах

Фото: Павел Мурашко

Нашему экипажу достался топовый УАЗ «Патриот» симпатичного и вызывающего оранжевого цвета с рейлингами на крыше. Жаль, что в салоне это оранжевое настроение ничем не поддержано.

Зато в ходе обновления в салоне появились ухватистые ручки на стойках кузова. Это добавляет удобства пассажирам при посадке и движении по бездорожью. Топовая версия оснащена простеньким однозонным климат-контролем, подогревами лобового стекла, всех кресел и рулевого колеса. Есть передние и задние датчики парковки плюс камера заднего вида с динамическими линиями разметки.

Шайба включения полного привода и понижающего ряда появилась давно. В качестве опции можно установить блокировку заднего дифференциала.

Если говорить о технике, то можно отметить появление рулевого демпфера: он призван снизить толчки на руль при езде по бездорожью. Но расположен он в уязвимой на бездорожье зоне — перед передним мостом. В теории, удар о пень может оставить вас без демпфера, но не без возможности дальнейшего движения. Подвеску частично смягчили, уменьшив количество листов в задних рессорах до двух. Амортизаторы тоже имеют другие характеристики. Радиус разворота уменьшился на 0,8 метра.

Ходом по ухабам

Маршрут квеста состоял по большей части из асфальтированных дорог, встречалось и бездорожье. Но мы-то хорошо знаем, на что способен УАЗ, так что бездорожьем участки нашего маршрута можно было назвать лишь с большой натяжкой. Брод, грунтовки, гравийки. Ну что это за препятствия для УАЗ «Патриот»?

Фото: Павел Мурашко

По грунтовкам и гравийкам УАЗ «Патриот» ожидаемо позволяет «лупить» ходом. Проблемы возникают, если яма больше колеса. Место пилота я даже не пытался занять, предоставив испытывать УАЗ в своей стихии другим членам экипажа. Зато успел пообщаться с инструктором, который был положен каждому экипажу. Он-то и рассказал, что машины ехали из Москвы своим ходом, водители ничуть не устали. Расход топлива по трассе при движении со скоростью не больше 100 км/ч у них был в районе 10 литров на сотню. Поверил на слово.

Фото: Павел Мурашко

В трассовых режимах становится очевидным, что «Патриоту» остро не хватает шестой передачи. Едешь 90 км/ч, а на тахометре уже почти 3 тысячи оборотов. Неэкономично и шумно. Во время квеста на МКАД-2 мы разгонялись и до 120 км/ч. На такой скорости уже начинает доставать аэродинамический шум, да и расход топлива вырастает неимоверно. При этом для рамного внедорожника с неразрезными мостами он довольно устойчив и стабилен. Хотя рулевому управлению все же не хватает информативности.

В своей стихии — то есть на бездорожье и разбитых дорогах — обновленный «Патриот» очень хорош. Он стал мягче, тише, у него есть электронная система стабилизации, все те же показатели геометрической проходимости. Но меня интересовало другое…

УАЗ для города — безумие или разумный компромисс?

Фото: Павел Мурашко

Представители дистрибьютора как-то признались, что у «Патриота» появляется все больше покупателей-физлиц. Кто они, эти люди? Как бы парадоксально это ни звучало, но это те, кому не нужен внедорожник. Раньше они ездили на каких-нибудь Chrysler Voyager, а теперь озабочены поиском такого же вместительного, неубиваемого и доступного нового авто. И тут в поле зрения попадает УАЗ «Патриот». В топовой версии, как у нас на квесте, он сейчас стоит 37 тысяч рублей. В принципе, из современных опций все необходимое у него есть. Хотя я бы не отказался еще от надувных «занавесок» безопасности. Есть и приятные для УАЗа мелочи вроде системы удержания при старте в гору. Ценю подогрев лобового стекла по всей площади.

Моя программа семейного теста стандартна: в салон ставлю два детских кресла, климат — на 21 градус, поехали! Буду возить сына в сад по утренним пробкам и ездить по магазинам с маленькой дочкой. Жена, правда, не в восторге от перспективы ездить несколько дней на УАЗ «Патриот» по городу. Душа рвется на волю, в пампасы, но, как я говорил, о внедорожных способностях «Патриота» мы уже все давно знаем.

Мужлан или мачо?

Фото: Павел Мурашко

На парковке возле дома «Патриот» возвышается, словно великан. Даже Toyota Prado как-то съеживается рядом с ним. На самом деле ульяновский внедорожник велик: длина 4785 мм, ширина — 1900 мм, высота — 2050 мм. Но датчики парковки, камера заднего вида и высокая посадка вкупе дают хорошее ощущение габаритов, так что парковка — не проблема. Особенно радует небольшой радиус разворота — 5,62 метра. Для сравнения: у Renault Duster — 5,22 метра.

Фото: Павел Мурашко

Интерьер… Качество отделки и материалов хотелось бы получше. Не дороже, нет. Просто аккуратнее и приятнее. Но надо ведь понимать, что «Патриот» — это бюджетный внедорожник. Примерять к нему евростандарты нет смысла. Но уже можно начинать учиться у китайцев. Рекомендую уазовским интерьерщикам пощупать хотя бы «наш» Geely Emgrand X7, который выступает в той же ценовой категории.

Отмечаю: руль удобный и регулируется по углу наклона и вылету. Кресло вполне себе, разве что боковую поддержку ощутит только бегемот. В целом же геометрия посадки удачная. Провести за рулем несколько часов кряду и не устать — легко.

Центральный замок срабатывает примерно с таким же звуком, что и в новом Mercedes G-класса — с резким, хлестким щелчком. Двери закрываются тоже с мужским усилием. Да еще и мосты спереди и сзади… Сколько, оказывается, много общего у «Патриота» и «гелика».

Сзади все в ажуре. Почти. Центральному пассажиру неудобно. Во время квеста я провел как раз пару часов в роли третьего лишнего. Центральная часть заднего дивана жестче, чем боковые, и спинка выпирает. Но часик-другой можно потерпеть. Салон УАЗ «Патриот» огромный. Это его несомненное достоинство. Нет разницы, кто сидит спереди — карлик или баскетболист — сзади все равно остается большой запас пространства как для ног, так и над головой.

Фото: Павел МурашкоФото: Павел МурашкоФото: Павел Мурашко

Есть крепление isofix, но было бы странно не иметь его в автомобиле 2019 года. Детские кресла встают без проблем. Проблема только у детей. Впрочем, нет, не проблема. Это для них очередное приключение под названием «Царь горы» — в салон нужно именно взбираться. Но детям нравится.

Заводится УАЗ «Патриот» так, словно кто-то разбудил все того же бегемота. Автомобиль вздрагивает всем кузовом и недовольно фыркает выхлопом. Причем звук его с небольшими изменениями в тональности не меняется уже десяток лет. А то и два. И это даже для бюджетника не слишком приятно. Грубо. Дальше более-менее нормально. До 3 тысяч оборотов мотор не сильно напрягает, крутить выше 4 тысяч нет особого смысла. Настройки таковы, что обороты максимального крутящего момента сместили вниз, почти как на дизеле. «Можно трогаться со второй передачи», — так говорят представители марки. Но этот вариант подойдет, если автомобиль стоит хотя бы на минимальном уклоне. Даже на ровной дороге понятно, что тяги на уверенный старт со второй передачи не хватает, нужно «перегазовывать», поднимать обороты.

Фото: Павел Мурашко

После всех доработок должен был стать лучше механизм выбора передач. Рычаг коробки теперь двухсоставной, с демпфером. Это избавляет от вибраций, но не полностью. От вибраций нужно избавлять мотор с коробкой. «Зуд» рычага — это уже следствие. Но двигатель по-прежнему «колотит» на холостых. Ходы рычага, по мне, все еще великоваты, да и переключения требуют «подхода». Жена кое-как приспособилась, но жаловалась на большие усилия, причем как на рычаге, так и на педали сцепления. Парадокс в том, что грубый УАЗ «Патриот» просит нежного подхода. Не нужно пытаться вбивать каждую передачу: плавно разгоняемся, плавно выжимаем сцепление, тремя пальчиками двигаем рычаг в нужном направлении. Суеты «Патриот» не любит. Щелкать туда-сюда передачами — это не для него. Он предпочитает медленно спускаться с горы.

Фото: Павел Мурашко

В городе динамики 150-сильного мотора хватает. Из потока не выбиваешься, при необходимости уверенно ускоряешься. Главное, как я уже говорил, не суетиться. Но толкаться в утренних пробках все равно то еще удовольствие. Точнее, никакого удовольствия. Ехать на нем нужно так, чтобы количество переключений передач свести к минимуму. Это, кстати, позволяет снизить и расход топлива. Нет, у меня не было возможности сделать точные замеры, а бортовой компьютер стесняется выдавать эту тайну. Но по словам одного приятеля, который купил новый «Патриот», он уже приближается к 13−12 литрам на «сотню» в городе. Но это, понятное дело, при определенных условиях. Если ездить в моем режиме — утром в пробках, вечером в пробках — можно даже не мечтать меньше чем о пятнадцати литрах. Опять же для примера: мой Peugeot 307 с двухлитровым бензиновым мотором и «автоматом» в тех же условиях расходует 13 литров.

Что такое неразрезные мосты и рессоры сзади в городе? Это значит, что при проезде спящих полицейских заднюю ось подбрасывает в воздух, зато трамвайные пути проезжаются без снижения скорости. Швы и стыки ощущаются, мелкие неровности тонут в высоком профиле шин. Да, тряско, но иного я не ожидал. Дети не жаловались.

И кому он нужен?

Фото: Павел Мурашко

Надо понимать, что при всех своих размерах и вместительности УАЗ «Патриот», на мой взгляд, никак не может стать заменой минивэну. Хотя бы потому, что семиместной модификации у него больше нет. Даже отбросив в сторону расход топлива и недоверие к надежности, «Патриот» едва ли сгодится на роль автомобиля на каждый день для всей семьи. Только если вы готовы мириться с особенностями сурового рамного внедорожника.

Впрочем, для себя нашел сценарий, при реализации которого смотрел бы в сторону «Патриота». Если бы каждые выходные я выезжал в поля-леса, на любительские трофи-рейды, рыбалку, просто путешествия по закоулкам страны, то пять дней в неделю спокойно бы ездил и по городу в ожидании приключений. К сожалению, так у меня пока не получается. Поэтому комфортный легковой «универсал» закрывает мои потребности в передвижении. А может, стоит пойти от обратного? Купить «Патриот», а там желание и возможности путешествовать появятся?

Фото: Павел Мурашко

И, как это ни странно, УАЗ «Патриот» — отличный вариант имиджевого автомобиля. Закажите яркий цвет, лебедку, экспедиционный багажник на крышу, поставьте внедорожную резину. Готово! Я — мачо. Я — мужик. Суров, справедлив и выше всей этой суеты на дороге.

Нам запомнилось

Фото: Павел Мурашко
Картинка с камеры заднего вида частично перекрывается «запаской». Линии разметки — динамические
Фото: Павел Мурашко
Бокс-подлокотник вмещает зеркальный фотоаппарат с объективом
Фото: Павел Мурашко
Стекла задних дверей открываются чуть больше чем наполовину
Фото: Павел Мурашко
Климат-контроль однозонный, но работает исправно
Фото: Павел Мурашко
Огромные «лопухи» зеркал позволяют уверенно ориентироваться в потоке
Фото: Павел Мурашко
Механизму переключения передач не хватает легкости и четкости
Фото: Павел Мурашко
Даже с двумя детскими креслами остается место для пассажира по центру
Фото: Павел Мурашко
Режимы полного привода переключаются шайбой, но это решение применяется уже несколько лет
Фото: Павел Мурашко
Здоровенный велосипед-круизер влезает в багажник, но нужно сложить половинку заднего дивана
Фото: Павел Мурашко
Внутрисалонное зеркало на скорости «дрожит» от мелких вибраций. Наружные зеркала, кстати, тоже

Краткие технические характеристики

Автомобиль, побывавший на тесте AUTO.TUT.BY УАЗ «Патриот»

Рабочий объем, см3

2693

Максимальная мощность, л. с.

149

Максимальный крутящий момент, Нм

235

Максимальная скорость, км/ч

150

Разгон с 0 до 100 км/ч, с

н.д.

Расход топлива, л/100 км (городской)

14

Длина, мм

4785
Ширина, мм 1900

Высота, мм

2050

Колесная база, мм

2760

Клиренс, мм

210
-50%
-20%
-10%
-50%
-20%
-20%
-80%
-20%
-18%
-10%
-10%