149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  2. «Переворот планировался на 9 мая». В ФСБ России прокомментировали задержание Зенковича и Федуты в Москве
  3. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  4. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  5. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  6. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  7. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  8. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  9. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  10. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  11. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  12. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  13. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  14. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  15. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  16. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  17. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  18. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  19. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  20. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  21. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  22. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  23. «Однажды ночью мой грузовик ограбили». История Натальи, которая в 40 лет стала дальнобойщицей
  24. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  25. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  26. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  27. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  28. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  29. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  30. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз


/ Фото и видео автора

«Поехали на дрегрейсинг на Tesla! В Гомель и обратно». От такого предложения я решил не отказываться. Артур Туманов заявился на этап Кубка Республики Беларусь по дрегрейсингу на самой быстрой версии Tesla — Model S P100D, два электромотора которой выдают 770 лошадиных сил. А я узнал, чем хороша и чем плоха Tesla для бешеных заездов на 402 метра.

Фото: Павел Мурашко

До Гомеля — на одном заряде

До Гомеля — 282 км, которые Tesla Model S способна проехать без «дозаправки». Выезжаем на трассу, ложимся на курс с разрешенной скоростью. Бортовой компьютер высчитывает, что при таком режиме движения мы приедем в Гомель с остатком батареи 32%. То есть еще хватит, чтобы проехать треть пути обратно до Минска.

На дальние расстояния я на Tesla еще не ездил, так что в дороге балуюсь с автопилотом. Он позволяет на какое-то время отвлекаться от дороги, повернуться к ребенку, сидящему сзади, и забрать у него печенье, которое он раскрошил по всей машине.

На любой скорости в салоне тишина и шуршание шин. Посадка водителя для дальних вояжей удобная, хотя есть автомобили и с более комфортными креслами. В принципе, каких-то специфических особенностей в дальней поездке не выявляется. Разве что чаще смотришь на остаток заряда батарей. Но это зря. Под Бобруйском работает станция быстрой зарядки. Мы заезжаем туда просто для инспекции и немного перекусить, потому что двое детей в салоне не желают ехать до Гомеля без остановок.

Фото: Павел Мурашко
Быстрая зарядка под Бобруйском работает бесперебойно. Tesla зарядилась быстрее, чем мы поели в кафе

Обслуживание у нас не слишком быстрое, так что, пока мы были в кафе при АЗС, Tesla успела зарядиться больше чем на 90%. В Гомель мы въезжали уже в темноте, так что была возможность оценить работу светодиодных адаптивных фар. «Как днем!» — пусть немного преувеличенная, но точная оценка.

Основная подготовка — это зарядка

Фото: Павел Мурашко

Пока я с семьей устраиваюсь в отеле, Артур отправляется на «заправку». Завтра на старт он хочет выйти на полностью заряженном автомобиле. Это важно. Но если до 80% батареи электрокаров заряжаются быстро, то оставшиеся 20% тянутся довольно медленно, так что наличие кафе или магазина в шаговой доступности просто необходимо. Сидеть полтора часа в машине совсем неинтересно.

Фото: Павел Мурашко

Утром мы встречаемся на аэродроме «Зябровка», где проходят соревнования. Техпарк наполнен шумом моторов, отстрелом глушителей, лязганьем инструмента и запахом бензина. Возле Tesla все тихо. Пока перед стартом владельцы машин с ДВС копаются под капотами своих болидов, заканчивая последние приготовления, Артур слоняется без дела.

С этого момента начинается рассказ о том, почему Tesla — почти идеальный автомобиль для дрегрейсинга. Первую причину вы уже прочитали. Никакой особой подготовки, кроме заряженной на 100% батареи, Tesla не требует. Не надо тонко настраивать впрыск, мучиться со свечами зажигания, искать высокооктановое топливо. Здесь нет коробки передач и сцепления, а значит, можно не бояться, что этот узел развалится при старте.

Фото: Павел Мурашко
Для этого Ford Sierra гонка закончилась, так и не начавшись. Мотор разлетелся при первом же старте

Кстати, с 400-сильной Ford Sierra Cosworth произошла именно такая история — в первом же квалификационном заезде на автомобиле развалился двигатель. Или коробка передач. Точной информации найти не удалось, а вот искореженный вкладыш на трассе нашли. Из-за разлитого масла пришлось приостановить заезды.

Заезд Tesla на дистанции 402 метра — это очень тихое, скучное и быстрое действие. Снаружи сначала слышно лишь легкое троллейбусное гудение, а потом внезапно машина присаживается на задние колеса и под шуршание шин исчезает за горизонтом. Что это было?

Фото: Павел Мурашко
Вся подготовка сводится к выбору режима движения

Tesla Model S P100D — абсолютно стоковый автомобиль, не требующий никаких дополнительных улучшений, чтобы ехать наравне со спортивными болидами, многие из которых используют еще и специальные шины. Как улучшить результат? После прогрева батарей в самой мощной Tesla становится доступным «секретный» режим. Он позволяет разгоняться до сотни за 2,7 секунды. Причем никаких усилий со стороны пилота не требуется — лишь вовремя нажать газ по сигналу светофора на старте. Полный привод и очень тонко настроенная противобуксовочная система совершенно без пробуксовки выстреливают Tesla, словно из пращи.

За рулем на гоночной трассе я не побывал, но что такое разгон до «сотни» менее чем за три секунды, ощутил. Это когда внутренние органы начинают ползти куда-то вверх по позвоночнику, а ты не можешь оторвать голову от подголовника.

Что за класс?

Так как Tesla не имеет традиционного ДВС, то пилот заявился в класс Абсолют, где выступают все — и заднеприводные, и полноприводные машины любой мощности. Самой быстрой и мощной в классе является Audi S2 Лёлик — больше 900 лошадиных сил. Она же и показала лучшее время в тот день — 9,81 секунды.

Фото: Павел Мурашко
Более чем 900-сильная Audi S2 Лёлик «делает» 402 метра за 9 с небольшим секунд

В лучшем заезде Tesla Model S P100D показала результат 11,038 секунды на дистанции 402 метра, проиграв Audi S6 (700 л. с.), Audi RS7 (750 л. с.), двум Nissan GTR и еще парочке машин. Не простых, а существенно доработанных. Очень существенно, не на десяток и не на два десятка тысяч долларов.

Чем плоха Tesla для дрегрейсинга?

Фото: Павел Мурашко

Артур признается, что холодная погода, которая застала нас в Гомеле, не лучший вариант для Tesla, но подходящая для традиционных ДВС с турбонаддувами. Ведь чем холоднее воздух, тем для них лучше. Даже с поправкой на холодный асфальт и шины. Так что после каждого заезда пилоты машин с ДВС стоят с открытыми капотами, охлаждая моторы.

А вот для наиболее эффективной работы аккумуляторы в Tesla должны, наоборот, разогреться. Для этого есть специальный режим. Оптимальная температура — 50 градусов. Но на это уходит драгоценный заряд. По наблюдениям Артура, наилучшие результаты достигаются на заряде не ниже 80%. Чем больше садится батарея, тем хуже становится время прохождения дистанции — прибавка составляет десятые доли секунды, но это для спорта существенно.

Фото: Павел Мурашко

Есть у электрокара и еще одна особенность. Примерно до 150 км/ч темп разгона у Tesla очень высокий, но по мере приближения к 200 км/ч снижается. Таковы особенности характеристик электродвигателей. Поэтому те, кто проигрывает Tesla на старте, отыгрывают к концу дистанции.

Еще одно «против» — пока не на каждой гоночной трассе есть станция быстрой зарядки для электрокара.

Фото: Павел Мурашко
Эта BMW на старте устраивала такую канонаду из глушителей, что впору было запихивать в уши беруши

И последний недостаток — Tesla разгоняется практически бесшумно. А публика неистовствует от рева моторов, который рвет барабанные перепонки и заставляет вибрировать весь организм. Такого праздника души и тела электромобиль подарить не может.

-65%
-5%
-18%
-10%
-10%
-17%
-10%
-10%