Иван Петренко,l фото: Михаил Осипенко /

— Дома я заряжаюсь раз в 2−3 дня и уже давно убил в себе привычку рефлекторно искать розетку на каждом паркинге. А вот у вас, в Беларуси, приходится заранее тщательно продумывать всю логистику, потому что на трассе так просто зарядку не найдешь. Хорошо, что ваши белорусские фанаты электрокаров всегда рады помочь — иначе я бы вряд ли доехал в Минск из Берлина, — тест-драйв начался с дружеской беседы с владельцем Opel Ampera-e. Томас прибыл к нам по приглашению клуба tesla-cars.by на слет владельцев электромобилей.

Фото: Михаил Осипенко

Между Tesla и землей

От Минска до Берлина — более 1100 километров. С учетом прохождения границы, питания и ночного отдыха на обычном автомобиле это расстояние можно комфортно преодолеть примерно за полтора дня. Томас, финансовый консультант из Берлина и фанат электрокаров, на своем Opel Ampera-e преодолевает это расстояние примерно за то же самое время. Разница лишь в том, что обычный автомобиль вы можете заправлять на любой АЗС, а Томас четко знает расположение всех зарядных станций и свой маршрут строит «от розетки до розетки». Что позволяет ему вполне комфортно путешествовать по всей Европе, а при желании — и по Беларуси.

Фото: Михаил Осипенко

Мир электрокаров биполярен: с одной стороны — Tesla с невероятной динамикой и огромным пробегом на одной зарядке, с другой — «овощной» Nissan Leaf, с «выбегом» порядка 120−140 км, но зато (на вторичном рынке) по цене бюджетного седана. Золотой середины, чтобы и относительно недорого, и с нормальным пробегом на одной зарядке, до этого времени не было — ни у нас, ни в Европе, ни в США. Заполнить эту брешь попыталась корпорация General Motors — на американский рынок она запустила Chevrolet Bolt, а на европейский его аналог, Opel Ampera-e. Ее козыри — вменяемая (по европейским и американским меркам) цена и приличный пробег на одной зарядке. У нас этот автомобиль официально не продается, но когда один экземпляр по приглашению компании tesla-cars.by оказался в Минске, AUTO.TUT.BY не смог отказать себе в удовольствии познакомиться с ним.

Фото: Михаил Осипенко

Согласно испытаниям по европейскому ездовому циклу NEDC, пробег на одной зарядке может составлять до 500 километров. Но это идеальные цифры, а в реальности можно рассчитывать на 300+. К примеру, по результатам более жестких американских тестов заявлено о 380 километрах пробега на одной зарядке. А что в реальности?

— По трассе на скорости 100−120 км/ч я могу проехать около 300 километров — рассказывает Томас. Если же передвигаться предстоит по городу и в теплую погоду, то вполне реально рассчитывать на все 400 км, в чем очень помогает режим усиленной рекуперации.

Рекуперация — это палочка-выручалочка для электрокаров, поскольку каждый раз, когда вы, условно говоря, «тормозите двигателем», электромотор превращается в генератор и подзаряжает батареи. Однако у большинства электрокаров потенциал рекуперации используется в незначительной степени — в обычном режиме машина как будто плавно снижает скорость, а если активировать «усиленный», она просто чуть быстрее замедляется. А вот в Ampera-e все иначе — активировав режим L, вы можете управлять электрокаром с помощью одной педали. Нажал на «газ» — машина бесшумно ускоряется, отпустил педаль — и она замедляется так, словно вы нажали на тормоз в обычной машине. В этом режиме Ampera-e замедление настолько мощное, что со скорости 40−50 км/ч при отпущенной педали «газа» электрокар проезжает буквально метров 10−12.

Фото: Михаил Осипенко

Ускорение не менее интенсивное: в характеристиках заявлено, что до 100 км/ч Ampera-e разгоняется за 7 секунд. Однако производитель акцентирует внимание на других динамических показателях — указано, что разгон до 50 км/ч занимает 3,2 секунды, а ускорение с 80 до 120 км/ч — 4,5 секунды. Это быстро? Очень! У обычного автомобиля гольф-класса ускорение с 80 до 120 км/ч на высшей или четвертой передаче занимает порядка 8−10 секунд, а, к примеру, у Porsche Cayenne Turbo — 3,1 секунды. То есть при обгоне на трассе за Opel Ampera-e смогут удержаться только очень мощные авто. Тогда почему разгон до «сотни» такой долгий? Есть подозрение, что это из-за переднего привода: на старте ведущие колеса просто срываются в пробуксовку. Будь Ampera-e задне- или полноприводной, наверняка она была бы гораздо быстрее. Но ведь мы ведем речь не о суперкаре, не так ли?

Фото: Михаил Осипенко

Да, мы ведем речь об «обычном» электрокаре, который по своим возможностям ни в чем не уступает обычному автомобилю. Приличный багажник, просторный салон — это все про Ampera-e. По своим габаритам и вместительности он идеально вписывается в формат европейского семейного авто. Интерьер, кстати, выглядит весьма буднично — что-то подобное мы видим в большинстве современных авто.

Фото: Михаил Осипенко

Правда, если говорить конкретно о практичности, то Tesla, пожалуй, будет лучше — у нее два багажника, спереди и сзади. А у Opel под капотом нет свободного места: здесь находятся зарядное устройство, инвертор, преобразователь и т.д. Батареи, как и у Tesla, находятся под днищем автомобиля, поэтому практически не отнимают полезное пространство.

— Что интересно, ТО для Opel Ampera-e «рекомендовано» — продолжает свой рассказ Томас. — То есть, даже если я не поеду его проходить, это никак не повлияет на гарантию. Кстати, гарантия на батарею составляет 8 лет или 160 тысяч километров.

И это не единственная «плюшка» для владельца электрокара в Европе. При покупке электромобиля европеец получает 2 тысячи евро дотации от государства, и еще 2 тысячи — обязательная дотация от дилера. Он не платит пошлины за регистрацию транспортного средства, а практически все зарядные станции — бесплатные. К примеру, путешествуя из Берлина в Минск, Томас заплатил за зарядку только дважды: в гостинице в Польше и в Минске. Весь остальной маршрут для него был бесплатным…

Фото: Михаил Осипенко

Правда сурова: обычному белорусу электрокар не по карману, цена вопроса еще слишком высока. В том числе и из-за государственной политики в этой сфере. Многие уверены, что в Беларусь электрокары можно ввозить без «растаможки», но это не так — платить все равно придется. Поэтому «вменяемая» цена Opel Ampera-e в Беларуси составит примерно 53 тысячи евро (против 37 за «базу» в Европе). Никаких дотаций или льгот не предусмотрено, равно как и работающих программ по развитию сети зарядочных станций. И даже розетку на внутридворовой парковке вам никто просто так поставить не даст. Нужно пройти семь кругов электрического ада, и об этом мы скоро расскажем.

Нам запомнилось

Фото: Михаил Осипенко
Ampera-e показывает расстояние до впередиидущего автомобиля в секундах
Фото: Михаил Осипенко
В отличие от той же Tesla, в Opel Ampera-e сохранили много физических клавиш для управления дополнительными функциями
Фото: Михаил Осипенко
Селектор трансмиссии напоминает BMW
Фото: Михаил Осипенко
Задний диван гостеприимен для двоих, но по высоте места маловато. Зато ноги не касаются спинок передних кресел
-35%
-20%
-60%
-15%
-15%
-10%
-15%
-10%
-20%
-33%