• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Тест-драйвы


Иван Петренко, фото автора /

«Пальцы сжимаются крепко-крепко — это все, что нужно мне» — вспомнилось на подлете к ретардеру на скорости 90 км/ч. Торможение! Есть. Левый три! Второе торможение! Пропустили… Хрясь — и мы в сугробе. Пока ждем Koleos — эвакуатор, инструктор улыбается: ошибки — это замечательно! Уехать с целыми бамперами было бы неправильно! После подробного анализа, с прорисовкой схемы поворота и траектории на бумаге, в голове вроде бы все складывается правильно. «Между нами тает лед…» — запело в ушах, когда Kaptur начал слушаться и ехать, куда надо.

Фото: Иван Петренко

Словить кайф? Побороть страх скорости на льду? Прокачать свой скилл? Потренировать мозг и скорость реакции? Оценить возможности бюджетных (и не очень) кроссоверов Renault? Все эти цели мы ставили себе, отправляясь на зимнюю школу экстремального вождения Renault в Республике Карелия. И каждой достигли в той или иной степени.

Проект Renault Winter Driving School стартовал еще в прошлом году на замерзшей глади Ладожского озера. Лед в зимнее время всегда надежный, не менее 40 см толщиной. За счет удачного расположения, четкой организации и слаженной работы команды инструкторов в короткий промежуток времени получается максимум практики. Едва успели насладиться великолепием карельской природы.

На бездорожье — не боги, но короли кроссоверов

Внедорожная школа на поверку оказалась совсем не школой, а сразу экзаменом. Здесь ничему никого не учили. Требовалось показать, что уже умеешь (или не умеешь), причем на время и на баллы.

Фото: Иван Петренко
Глубокий снег Duster преодолевает легко, благо стальной защитой укрыт почти весь моторный отсек снизу

Экипажами по два человека участники самостоятельно проходили кольцевую снежную трассу с глубокими колеями и одним триальным участком с ямами и разъезженным скользким подъемом. Только на нем подключался инструктор, который «штурманил» снаружи и давал подсказки по рации.

Тот факт, что Duster на «механике» берет такие препятствия на ура, ни для кого не стал неожиданностью. А вот то, что Kaptur на «автомате» легко пройдет скользкую горку без разгона, — многие совсем не ожидали. По ощущениям, разница в проходимости между этими двумя автомобилями практически не заметна, несмотря на чуть более длинную колесную базу у Kaptur.

Фото: Иван Петренко

Команда Renault не поленилась и создала комплекс триальных препятствий для участников. Среди них переправа — проезд по бревнам, глубокая канава, снежная целина.

Сложности представляла только целина: снег высотой «вам по пояс будет» предлагалось или копать, или топтать, или продавливать машиной, чтобы потом ее же выдергивать вторым авто. Или поливать чаем из термоса, например, — кто во что горазд. Секундомер при этом тикает.

Фото: Иван Петренко
В стандартную буксировочную проушину металлические шаклы не влазят, приходилось пользоваться гибким тросом

Наш экипаж из двух авто — Duster на «механике» и Kaptur с «автоматом», плюс два пилота и два штурмана, принял решение бросить на баррикаду первым Duster, полагаясь на его более внедорожный характер, а за ним пустить Kaptur. В целом стратегия не подвела, но лопаты и шаклы тоже пригодились. Кстати, в стандартные буксировочные петли шакл просто так не влазит, пользовались гибким «переходником». Надо отметить, что за время всех мытарств в сугробах ни в одном автомобиле не загорелся сигнал перегрева муфты, хотя машины ехали с пробуксовкой едва ли не постоянно.

Фото: Иван Петренко

На финише — канава, проехать которую можно только по «диагонали». Селектор режимов полного привода — в положении 4WD Lock. Duster проезжает «диагональ», не задумываясь. У Kaptur более широкая «юбка», поэтому нужно выбирать правильный угол входа, чтобы не зацепиться ей.

Koleos на офф-роад не пустили. Оно и понятно: слишком большой и тяжелый. И слишком дорогой.

Меньше мощность — больше удовольствия?

Фото: Иван Петренко

В парке машин — только кроссоверы. Всем знакомые Duster с «механикой» и двухлитровым бензиновым мотором, Kaptur с аналогичным силовым агрегатом, с той же МКП или «автоматом», а также красавец Koleos (2.5 бензин и 2.0 дизель, с бесступенчатым вариатором CVT X-Tronic). Все с полным приводом. Для полноты ощущений в автомобилях была полностью отключена система стабилизации. Так как сделать это штатными способами невозможно, то поступили радикально — выдернули предохранители ABS. Таким образом пилот остается один на один с автомобилем и своими навыками.

Машины не очень большой мощности удобны для обучения тем, что непрофессионалу сложнее ошибиться с газом. На третьей передаче нажатая в пол педаль не приводит к мгновенному резкому набору скорости, а дает именно такое ускорение, с которым может справиться даже новичок. Все автомобили обуты в шипованные шины.

Школа разделилась на два блока. Первый — ледовой полигон с двумя трассами управляемости — снежной и ледяной, и площадкой фигурного вождения. Второй блок — Off-road park — по сути, оборудованная триальная секция, а также кольцевая трасса, прокопанная трактором в лесу.

Драйв начинается с правильного торможения

Нет ничего важнее умения тормозить, когда ты едешь по голому льду. Именно поэтому знакомство с покрытием начинается с разгонов и торможений. Разгон с минимальной пробуксовкой — не более 10−15%. Далеко не сразу удается останавливаться там, где предполагаешь. Kaptur и Duster тормозят примерно одинаково, Koleos едет немного дальше. Уже появляется понятие, как машина дружит со льдом, как шипы вгрызаются в покрытие.

Фото: Иван Петренко
Разгоны-торможения на льду — упражнение примитивное, но очень эффективное для понимания того, как автомобиль «дружит» с покрытием

Обучение построено очень грамотно: от простого к сложному. При этом новичкам не страшно, бывалым — не скучно.

На площадке участник находится в машине один. Вернее, вдвоем с рацией. Очень удобно: ты видишь, как едет коллега, и слышишь все комментарии инструктора для него. По команде стартуешь сам и, полагаясь на подробные замечания инструктора, стараешься пройти трассу правильно и красиво (за это в конце ставят баллы). Пока ожидаешь своей очереди и отдыхаешь — есть прекрасная возможность проанализировать свои ошибки, если они были, на примере коллег.

В таком режиме мы оттачивали классическую «змейку», «змейку» со смещением, поворот на 180 градусов в скольжении, поворот на 360 градусов вокруг центра, а также «полицейский разворот».

Очки за технику и за общее впечатление

Сорвать Kaptur и Duster в занос не так просто, учитывая их переднеприводный характер (крутящий момент распределяется с приоритетом на переднюю ось), но возможно при резком повороте руля и импульсном нажатии на газ. Здесь главное — не перестараться и не начать вращаться вокруг своей оси.

Фото: Иван ПетренкоФото: Иван Петренко Фото: Иван Петренко

Главная задача на ледовой площадке — показать красивый управляемый занос. Однако практический его смысл важнее, чем кажется: умение контролировать угол заноса понадобится при прохождении скоростных трасс. Чуть больше газ — машину тянет наружу поворота, чуть меньше — затягивает внутрь, и скорость прохождения трассы падает.

Этот опыт можно, хоть и с натяжкой, спроецировать на ситуацию на реальной дороге. К примеру, водитель увидел крутой поворот в последний момент. Теоретически, если владеть навыками контролируемого заноса, можно заставить автомобиль войти в поворот, проскользив задней осью, и тем самым «забросить» себя в поворот, не улетев на обочину и не «закрутившись».

И снова отмечаем, что беспрерывный дрифт никаким образом не повлиял на работу многодисковой муфты. Сигнала о перегреве мы ни разу не увидели.

Целый бампер — это неинтересно

На трассе ледовой управляемости нас поджидал сюрприз: два Duster на тренировочном шипе длиной 2 мм, по 300 шипов на каждой шине. У многих загорелись глаза. Два Kaptur на гражданских шипах объезжали снежную трассу. Надо сказать, снежная она очень условно: из-под укатанного снега часто выглядывают большие участки голого льда, что делает управляемость даже более непредсказуемой, чем на чистом льду. Но зато такое покрытие идеально имитирует жизненную ситуацию на обычной дороге.

Фото: Иван Петренко

Первой нам выпала снежная трасса, где предстояло проверить управляемость и прочность Renault Kaptur. Муфта переведена в режим 4WD Lock, то есть крутящий момент распределяется по осям поровну. Первый круг демонстрирует инструктор. Знакомит с трассой, комментируя каждый участок. Трасса довольно быстрая, на некоторых участках скорость доходит до 90 км/ч. Повороты коварные, если ошибиться со скоростью входа — можно легко убраться в сугроб на обочине.

Первая мысль вслух — «не, ну я так быстро не поеду». «Куда ты денешься!» — смеется инструктор Семен. И он оказался прав. На зачетном круге во второй (и последний) тренировочный день мы ехали так быстро, как еще вчера боялись даже представить. Куда делась неуверенность и опасения? Но перед этим — 5−6 тренировочных кругов, два вылета в сугроб. Kaptur неплохо едет боком, заставить его скользить немного легче, чем Duster, однако последний, как нам показалось, ведет себя в таких условиях более предсказуемо.

Фото: Иван Петренко

Вот типичные ошибки, которые абсолютно всех участников приводили к вылету: слишком высокая скорость входа в поворот, слишком позднее распрямление руля и запоздалый газ, перекрученный и задержанный в таком положении руль.

В лучшем случае это приводит к развороту вокруг своей оси. Если две ошибки накладываются — в 99% ты «сидишь» в сугробе. Выходишь, собираешь обломки бампера, ждешь техничку-Koleos. Кстати, вылететь наружу поворота не так позорно: ошибся, но до последнего боролся, газ не бросил. А если закрутило внутри поворота — испугался, затормозил, слабак.

После «снега», где казалось невероятно скользко и быстро, выйти на чистый лед на Duster было тем еще испытанием, несмотря на ощетинившиеся шипами колеса.

Остатки смелости окончательно «убил» в нас инструктор Антон, который демонстрировал трассу, проходя ее с грацией и скоростью бегущей ящерицы, умело перебирающей четырьмя лапами, и изящно управляя хвостом-рулем. На старте мы поменялись местами.

— Готовы? Поехали…

Фото: Иван Петренко

Первые несколько кругов расслабиться было невозможно. Ледовая трасса более короткая и медленная, с длинными дугами, «шпильками». Однако скорость прохождения все равно приличная, 50−70 км/ч, перед поворотами простого сброса газа не хватает, нужно «оттормаживаться». Поначалу в голове не укладывалось, как машина может на голом льду тормозить увереннее, слушаться лучше, чем на снегу, пусть и укатанном. Однако это ощущение постепенно прошло. С каждым новым поворотом приходило понимание покрытия, шин, педали газа, реакции передних колес. К зачетным кругам мы пришли, ускорившись, наверное, вдвое.

После школы вождения Jaguar казалось, что в Карелии нас уже ничего не удивит. Но получилось наоборот. Если очень захотеть (и уметь), то и братья-близнецы Duster и Kaptur на пару с Koleos кое-чего смогут показать. Первые двое на бездорожье заткнут за пояс кого угодно, да и в дрифте, как оказалось, их полный привод не так уж плох, особенно вкупе с полностью деактивированной «электроникой».

Фото: Иван Петренко

Вывод — такое обучение нужно обязательно, если вы хотите чувствовать себя увереннее на различных покрытиях. Лед — идеален для тренировок. Ошибки на нем максимально показательны, а в рамках обучения — абсолютно безопасны.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-25%
-15%
-40%
-49%
-10%
-30%
-10%
-14%
-10%
-49%
0060906