Иван Петренко / Фото автора /

«Зимой полный привод решает. Можно ездить быстро и при этом безопасно» — говорят бывалые автомобилисты. Действительно ли этот тип привода является спасением зимой? И правильно ли владельцы управляют своим полноприводным автомобилем? Чтобы узнать ответы, мы отправились на специальный полигон Jaguar в Екатеринбурге. Там в компании с инструкторами мы раскрывали секреты управления полным приводом.

Фото: Иван Петренко

Самое сложное — борьба с рефлексами

Наше обучение проходило на чистом льду замерзшего озера. Именно лед является наиболее опасным зимой, и ошибки вождения на нем несут самые серьезные последствия. Это покрытие, на котором сложнее всего спрогнозировать поведение автомобиля, особенно полноприводного. Лед не дает времени для обдумывания, водитель должен действовать на опережение.

Но на учебной трассе с пологими снежными брустверами можно ехать на пределе, ничем особо не рискуя. В нашем распоряжении было четыре автомобиля: седаны Jaguar XF и XE, кроссовер F-Pace и спортивное купе F-Type. Но наша цель — не столько получить дозу адреналина, сколько разобраться вместе с инструкторами, как правильно управлять полным приводом.

Фото: Иван Петренко

На полигоне нам предложили три тренировочных трека: трасса управляемости «кросс», и две дрифтовые трассы. Упражнение «дрифт» включало элемент «разворот на 360 вокруг пилонов», а так же вхождение в поворот в заносе. Дрифтовая трасса «круги» разделена на круг и эллипс. На кругу, соответственно, требовалось выставить автомобиль на траекторию и двигаться в скольжении вокруг центра по кругу, по возможности непрерывно и не вылетая в обочину. Эллипс — то же самое, только после скольжения требовалось стабилизировать автомобиль и проехать прямо до следующего входа в поворот.

Какие ошибки чаще всего совершают при управлении полноприводным авто? Самое трудное для новичка в управлении на скользком покрытии — перебороть врожденные рефлексы. Когда автомобиль скользит в сторону обочины, на полном приводе нужно нажать газ, а колеса поставить прямо. Но на крик инструктора «газу!» рефлексы кричат обратное: руль еще круче и тормозить!

Фото: Иван Петренко

— Сброс газа, где его нужно наоборот добавлять — первая ошибка, поворот руля до упора и удержание его в таком положении — вторая. Также неподготовленные пилоты запаздывают с реакциями на занос. Мозг в таком случае должен работать на опережение, еще до возникновения проблемы. Это приходит только с тренировками. Еще очень сильно мешают неправильные навыки, приобретенные в процессе повседневного вождения. — говорит Егор Васильев, инструктор школы Jaguar.

«У каждого типа полного привода — свои особенности»

Техники, которые нам вбивали на полигоне, — это канонически правильные навыки управления полным приводом. Инструкторы говорят, что они применимы к управлению автомобилем с абсолютно любым приводом. Отличия только в некоторых нюансах в работе с акселератором и рулём. Надо также учитывать технические особенности того или иного типа полного привода, хотя популярных схем не так уж много. Те же Jaguar изначально являются автомобилями с задним приводом, и даже в полноприводных версиях проявляют врожденный «заднеприводный» характер.

Фото: Иван Петренко

— Если машина изначально была, например, с передним приводом, то построенное потом на этой базе авто с полным приводом будет иметь свои характерные особенности, присущие переднеприводной трансмисии. В первую очередь, это склонность к сносу передней оси в повороте, — объясняет инструктор.

Самое главное при управлении — не отвлекаться на лишние элементы дороги, а смотреть в точку, куда хотим приехать. То есть не нужно стараться анализировать, куда можно вылететь, а смотреть только на выход из поворота. Мозг подскажет правильное направление поворота руля, и автомобиль будет проще вернуть на нужную траекторию. Здесь самое главное — не бросать педаль акселератора, а мягко «тянуть» автомобиль газом, и как раз полный привод это позволяет.

Фото: Иван Петренко

— Мы должны действовать чуть мягче и аккуратнее, потому что борьба с проблемами на полном приводе связана, как правило, с умением поддерживать нужный уровень газа. А это не всегда возможно хотя бы в силу психологических причин, когда у человека возникают какие-то сложности при управлении машиной — рефлекторно сбросить газ, нажать на тормоз. Поэтому полный привод требует определенных усилий с точки зрения управления машиной, но зато он дарит и совершенно иные эмоции, — признается Егор Васильев.

Мы обращаем внимание на то, что в действиях гонщика-инструктора нет ни одного лишнего движения. Руль поворачивается на едва заметные углы, а траектория на дуге контролируется чуткой работой педалью газа. И в этом — тоже особенность управления полным приводом. Хочешь — меняй траекторию рулем, хочешь — газом.

Фото: Иван Петренко

Полный привод в сочетании с мощным двигателем дает возможность оперативно менять траекторию, стиль движения автомобиля, создавать для себя, скажем так, льготные условия, и оперативно менять план действий, в зависимости от тех задач, которые мы пытаемся решить, — рассказывает Егор Васильев, мягко и точно пилотируя спортивное купе по ледяному треку.

При управлении полным приводом с ярко выраженными «заднеприводными» повадками используется два типа нажатия на педаль газа. Первый — импульсное, когда пилот коротко бъет по педали, срывая автомобиль в контролируемый занос. Второй тип — тянущий, когда нужно держать ровный газ, чтобы автомобиль сам вытягивал себя из заноса.

«Если срабатывает ESP — вы едете неправильно»

Инструкторы говорят, что у опытного водителя система стабилизации вообще не вмешивается, если он все сделал правильно. Любые электроннные помощники направлены на спасение жизни. В ситуации, когда машину просто несет, а водитель не успевает справиться, ESP призвана развернуть машину «мордой», чтобы правильно сработали все установленные системы безопасности.

Фото: Иван Петренко

— Отключенная же ESP до последнего дает пилоту возможность справиться самому с ситуацией на дороге. Ну и конечно, получить эмоции от вождения. Поэтому все здесь зависит от того, насколько пилот доверяет своим навыкам. Jaguar настроен на доверие своим владельцам, поэтому система стабилизации у него полностью отключается штатно, кнопкой в салоне.

Начинать лучше с заднего привода

Существует распространенное мнение, что передний привод наиболее безопасен для новичка. Но инструкторы школы Jaguar думают иначе.

Фото: Иван Петренко

— Начинать лучше с заднего привода, потому что тогда пилот лучше всего может понять поведение авто и реакции на действия рулем и газом. После этого надо садиться на полный привод. Реакции авто будут уже более смазанными для понимания, потому что вступают в работу еще и передние колеса. Кроме того, надо понимать, что теперь траектория движения авто зависит не от того, как автомобиль крутится вокруг задней оси, а как он крутится вокруг центральной оси. Здесь возникает много нюансов. Передний привод — это хороший инструмент для наших дорог. Задний привод — хороший инструмент для хороших дорог, — смеется Егор Васильев.

-10%
-10%
-20%
-14%
-15%
-30%
-30%
-50%
-10%