Тест-драйвы


Михаил Осипенко / Фото автора /

В первой части путешествия по Европе мы рассказали о том, как доехать из Беларуси до Швейцарии. Во второй части расскажем о лучшей дороге на свете, обучению языку жестов в Италии и сложностях с оплатой дорог.

Фото: Михаил Осипенко

Лихтенштейн — Швейцария — Италия

Три страны за один день? Это возможно, если стартовать из самого маленького европейского государства Лихтенштейн, промчать сквозь компактную Швейцарию и прибыть на север Италии. В пятый день экспедиции нам предстояло проехать всего 160 км. Напомним, что автопутешественникам не стоит забывать про оплату дорог в европейских странах. Например, один наш знакомый не знал про необходимость приобретения виньетки для проезда по дорогам Австрии. С тех пор он «не любит эту страну и имеет о ней неприятные воспоминания, связанные с потерей порядка 150 евро на штраф за езду без оплаты».

В Лихтенштейне платных дорог нет в принципе. А в Швейцарии платными являются все автомагистрали — они обозначены соответствующими знаками. И платить за них автотуристу очень невыгодно, так как в этой стране предусмотрен лишь один тип виньетки — она обойдется в 40 франков (это почти 80 рублей). Срок ее действия экзотический: с 1 декабря текущего года по 31 января следующего. Но во многих случаях можно путешествовать по Швейцарии, передвигаясь по бесплатным дорогам. Ими мы и воспользовались: ехали из столицы Лихтенштейна в швейцарский Давос по шоссе, пролегающем параллельно платной автомагистрали. Разницы по расстоянию никакой — те же 30 километров до поворота в предгорья Альп, но скорость движения чуть ниже.

Фото: Михаил Осипенко
Пара десятков километров от Лихтенштейна — и мы в швейцарских Альпах. Пейзажи меняются каждый километр, любоваться ими можно с многочисленных смотровых площадок

В горах — только серпантины узких двухполосных дорог, сделанных добротно и на века. Перед отправлением в горы настоятельно советуем заправить баки автомобилей — заправки тут довольно редки, а аппетит автомобиля возрастает из-за обилия подъемов.

Количество автотуристов и путешественников в Альпах большое, но придорожный сервис с нюансами. Например, есть проблемы с оплатой обеда: в кафе и ресторанах, разбросанных по горным склонам или долинам, предпочитают оплату наличными. Даже в Швейцарии, построившей адронный коллайдер, официант почти наверняка попросит оплатить счет в евро или местными франками.

Всего 160 км отделяют Лихтенштейн, половина из которых по горному шоссе из Давоса до перевала Стелвио. Эту дорогу Джереми Кларксон назвал «лучшей дорогой в мире». И экспедиция Jaguar Land Rover проехала по ней, немного отклонившись от маршрута англичан и захватив более суровую и подходящую для наших автомобилей горную дорогу Умбраиль.

Фото: Михаил Осипенко
Чем глубже в Альпы, тем уже и сложнее дорога. Разминуться со встречкой на таком серпантине можно только в редких «карманах» или съезжая на обочину. Но качество асфальта всегда отличное

Перевал Стельвио (passo dello Stelvio) находится на высоте 2758 метров. Дорога была построена еще в 1825 году и сохранилась с тех пор в почти первозданном виде. Ее периодически ремонтируют и обновляют асфальтовый слой, ради безопасности она закрыта с ноября по май. Дорога восхитительна, благодаря ней Ортлерские Альпы, приютившие этот серпантин, привлекают сюда не только лыжников и фанатов пешего туризма, а также поклонников быстрых автомобилей и просто заядлых автоэнтузиастов.

Фото: Михаил Осипенко
Серпантин перевала Стельвио — восхитительная дорога, которую можно рассмотреть как на ладони. Чтобы насладиться ею, необязательно мчать во весь опор. Но для хорошего осмотра пейзажей с дороги лучше путешествовать на высоком кроссовере

Серпантин Стельвио — это 27 поворотов на одном склоне, в направлении городка Бормио, и 48 виражей на другом склоне, ведущие к городу Мерано. Джереми Кларксон из TopGear и его коллеги преподнесли дорогу как рай для водителя спорткара. Мы же скажем, что мчать здесь особо некуда. Удовольствие доставляют головокружительные виды и совершенно рисковые повороты: виражи слепые, и чтобы рассмотреть помеху во встречном направлении, нужно изрядно поворочать головой.

Фото: Михаил Осипенко
Гнать или не гнать? Виражи слишком крутые и узкие, встречных машин не видно. Лучше ехать не спеша и наслаждаться горами

Заметим, что покорять перевал Стельвио лучше на автомобиле с высокой посадкой. Из-за руля и пассажирских мест наших кроссоверов открывался лучший вид и на серпантин, и на Альпы. Главное, что обзору совершенно не мешали глухие каменные ограждения по краям серпантина.

Некогда эта часть гор, сегодня относящаяся к Италии, принадлежала Австрийской империи. Серпантин Стельвио был построен за средства этого давно не существующего государства. Влияние Австрии здесь ощущается до сих пор: местные говорят на немецком языке.

Фото: Михаил Осипенко
В долине за перевалом суета: идет сбор яблок. Крохотные трактора здесь — цари дорог

В этом регионе выращивают яблоки, мы как раз попали сюда во время сбора урожая. На дорогах господствовали крохотные трактора с прицепами, загруженными свежесобранными яблоками.

Италия — Словения — Венгрия

Мы и в прошлом году с экспедицией Jaguar Land Rover путешествовали по северу Италии, хотя и не забирались так высоко в горы. А потому теперь, имея опыт второго путешествия, можем с уверенностью поставить крепкую двойку работникам отелей и многих «объектов общепита» в Италии за знание английского языка. Почти никто не владеет иностранным языком и не пытается понимать туристов, не говорящих по-итальянски. Однажды нам даже пришлось прибегнуть к помощи администратора отеля, чтобы тот помог сделать заказ в ресторане.

Фото: Михаил Осипенко
В популярных туристических местах Италии персонал отелей и ресторанов может не знать никакого иностранного языка. Порой приходится общаться на языке жестов и объясняться на пальцах

Путешествие по Италии на автомобиле обходится дорого. Здесь высокие цены на топливо, а стоимость проезда по платным шоссе просто зашкаливает: оплату взимают по факту, по ставке от 0,5 до 1,5 евро за 10 км пути. Въезд на платную магистраль реализован через турникеты, где автомат выдает талон.

При съезде с платного участка или на последнем на данном отрезке дороге пункте оплаты нужно засунуть билет в автомат или отдать кассиру. Оплата за дорогу принимается наличными, как монетами, так и купюрами. Автомат выдаст вам сдачу.

Фото: Михаил Осипенко
В Италии — суета и пробки. 30-километровый затор, повстречавшийся нам, случился из-за аварии. Мы изменили свой маршрут и поехали в Словению южными путями, а не через Австрию, как изначально планировали

Заплатить за итальянскую дорогу можно и банковской картой. Однако есть нюанс: нельзя одной карточкой заплатить за две и более машины подряд, проезжающие через одни и те же ворота сбора оплаты. Оплата той же карточкой за вторую машину просто не проходит.

Поэтому нам приходилось проезжать на своих машинах через разные ворота, а один человек из группы доставлял карточку к каждой машине. Или же мы просто пропускали другие машины внутрь своей колонны и успешно платили одной карточкой за проезд своих машин.

Фото: Михаил Осипенко
Итальянские дороги очень дорогие, и стоимость проезда не всегда зависит от пройденного расстояния. В целом за 10 км пути по автомагистрали придется заплатить от 0,5 до 1,5 евро

Конечно, можно перемещаться по Италии и вне платных дорог: альтернативных шоссе, ведущих к нужному пункту назначения, хватает. Бесплатные дороги представляют собой одно- или двухполосные шоссе, проходящие через города и поселки. Конечно, тут с дорожным движением все не так сложно, как в Польше, хотя о крейсерской скорости в 90 км/ч тоже можно забыть.

Фото: Михаил Осипенко
Пример бесплатного итальянского шоссе с замечательным видом на горы

Зато в итальянских поселках и деревушках красиво и романтично, а люди здесь живут по своему графику. Если хотите пообедать не бутербродами, а чем-то горячим, перенесите время приема пищи на после 15.00 или даже после 17.00. Закончится сиеста — в кафе и ресторанчиках будет работать кухня.

Также приготовьте наличные: банковскую карточку в итальянской глуши почти нигде не принимают. Нам с пятой попытки удалось найти ресторан, который принял безналичную оплату за отличный итальянский обед, который обошелся в 40−50 рублей с человека. А если ехать по платной дороге, то на пути будет предостаточно кафе с ассортиментом бутербродов и холодных закусок, работающих круглосуточно.

Фото: Михаил Осипенко
Городки и деревушки в итальянской глуши милые и тихие, но не всегда здесь можно пообедать, если попасть во время сиесты, и почти никогда здесь не принимают к оплате банковские карты

Оставив позади Италию с ее дорогущими платными автомагистралями, въезжаем в Словению. Сразу на границе по первой возможности (второй просто может не быть) покупаем виньетки на 7 дней (меньшего срока действия виньетки просто не предусмотрено): по 15 евро за автомобиль плюс один евро комиссия. Почти вдвое дороже, чем в Австрии!

Всего спустя 10 км встречаем пункт оплаты, на котором инспектор проверяет оплату за проезд. Проверка формальная: достаточно просто указать ему на наклеенную на лобовом стекле виньетку, проезжая мимо на невысокой скорости.

Фото: Михаил Осипенко
К дорогам Словении никаких замечаний: ровно, быстро, безопасно и пусто. Хотя фоторадаров здесь многовато

На словенских магистралях видим знакомый «евроремонт»: быстрые две или три полосы, по которым можно ехать со скоростью 130 км/ч. Часто на магистралях встречаются тоннели, в которых нужно снижать скорость до 100 км/ч.

В Словении много фоторадаров, о которых заранее предупреждают таблички и навигационные системы наших автомобилей. Инфраструктура — заправки и кафе — немного проще и не так насыщенна, как в Италии или Австрии. Расстояние между объектами придорожного сервиса запросто достигает несколько десятков километров. На дорогах Словении — порядок. Все едут в правых полосах и не мешают тем, кто торопится и мчит со скоростью выше разрешенной.

Фото: Михаил Осипенко
Оплату за дорогу в Словении могут спросить на таких вот пунктах. В свободной полосе просто будет стоять инспектор и проверять наличие виньеток

Мы прибыли в столицу Словении — Любляну — поздно вечером и успели осмотреть ее утром. Очень долго искали подъезд к отелю, расположенному прямо в старом городе. Оказалось, что машину нужно ставить на подземной парковке и с вещами шагать на рецепцию. В центре Любляны, буквально под территорией старого города, предусмотрено несколько вместительных и недорогих (7 евро за сутки) подземных парковок. Это удобно: приехал, поставил машину и пошел гулять в центре.

Фото: Михаил Осипенко
Любляна хороша и достойна внимания. Тут большой и обширный старый центр, замок-крепость на горе, а также приемлемые цены на проживание и питание

Оставив Словению позади, мы въехали на платные дороги Венгрии: порядок, спокойствие, высокие скорости движения. Оплата за дороги Венгрии с нюансом, который может привести к неприятному штрафу. Особенность состоит в том, что обычная виньетка служит для оплаты за проезд по венгерским шоссе на последующие периоды. То есть приобрести виньетку нужно до въезда на платную дорогу.

Поэтому наша экспедиция оплатила проезд заранее, купив электронную виньетку. Все, как в Словении: оплатили на сайте hungary-vignette.eu, зарегистрировав в системе номер автомобиля. Минимальный срок действия венгерской виньетки — 10 дней. Стоимость — 2975 форинтов, то есть 22 рубля. Венгерские водители оказались самыми наглыми лихачами. Очень многие тут едут выше 150 км/ч, но при этом строго в правой полосе.

Фото: Михаил Осипенко
Платная дорога Словении плавно перетекает в дорогу Венгрии, проезд по которой следует оплатить заранее

По дороге домой мы уделили побольше времени Будапешту. Столица Венгрии предлагает приемлемые цены на проживание и питание, при этом достопримечательностей в ней не счесть. Но отметим, что автопутешественнику в Будапеште будет непросто. Как и во многих европейских столицах, здесь существует проблема с парковками. Их мало, они тесные и все платные. Не вздумайте не платить: инспекторы не дремлют и регулярно прочесывают зону платной парковки. Если оставите свою машину на стоянке без оплаты, получите блокиратор на колеса и штраф примерно в 40 евро.

Фото Михаил Осипенко
Будапешт — красивый и гостеприимный город, но автомобиль тут превращается в обузу: парковок не так уж и много, и они часто полностью заполнены

Из Будапешта мы взяли курс домой через Словакию, которую проскочили на одном дыхании. Короткая остановка в Кракове — и снова в седло, то есть кресло. И так, в авральном режиме, домчали до границы с Беларусью. Вторая экспедиция Jaguar Land Rover состоялась.

И несколько наших советов напоследок. Самое главное — перед началом путешествия тщательно продумывайте маршрут. Надо четко представлять, по каким странам и дорогам он пройдет. Обязательно вбивайте в строку расходов оплату дорог и узнавайте заранее, как и где это проще всего сделать. К парковке в центре тесных европейских городах относятся очень строго, а кое-где это даже очень дорого. Так что суммы за парковку тоже могут стать приличной частью расходов.

Рассчитывайте маршрут так, чтобы в день проезжать не больше 400−500 километров. Это оставляет вам пространство для маневров и позволяет ехать в спокойном ритме, попутно заглядывая в интересные места в стороне от основного маршрута.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-50%
-30%
-20%
-20%
-36%