• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  2. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  3. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  4. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  5. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  6. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  7. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  8. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  9. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  10. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  11. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  12. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  13. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  14. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  15. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  16. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  17. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  18. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  19. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  20. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  21. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  22. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  23. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  24. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  25. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  28. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  29. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  30. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали


/ Фото автора /

Минский архитектор Владимир Вацлавович Мательский — удивительный энтузиаст. У себя в гараже он собрал два необычных автомобиля — хот-роды собственной конструкции. Более того, конструктор даже зарегистрировал их под собственной маркой MATV. Так что можно уверенно говорить о том, что в Беларуси существует свой уникальный автомобильный бренд хот-родов. AUTO.TUT.BY познакомился с конструктором и его автомобилями.

Яркий, но со слабым двигателем

Свой первый автомобиль — красный хот-род — Владимир Мательский начал собирать в 2006 году. На то, чтобы готовый автомобиль выехал из гаража, понадобилось два с половиной года и помощь неравнодушных друзей.

Фото Павел Мурашко

— Идея создать хот-род (хот-род — максимально облегченный автомобиль с мощным двигателем для достижения максимальной скорости и динамики. Отличительные признаки хот-рода — отсутствие капота, крыльев и крыши. — Прим. TUT.BY) пришла мне во время поездки на край света — в Новую Зеландию. Там живет моя дочь со своим мужем. У зятя есть хобби — строительство яхт и хот-родов. В Окленде я попал на выставку этих удивительных автомобилей. Представьте — территория в десятки гектаров, и все заставлено хот-родами. Вернувшись на родину, я буквально на следующий день сел за кульман рисовать свой будущий автомобиль. Это был полностью самостоятельный творческий проект, мое представление о том, как должен выглядеть автомобиль 50-х годов. Я сам родился в 50-х годах, и машина — своеобразное отражение самого меня, — рассказывает Владимир Мательский.

Фото: Павел Мурашко
Владимир Мательский и его гараж, где были построены оба автомобиля

Два года Владимир проектировал свой первый автомобиль, чертил, разрабатывал узлы, искал форму и дизайн. Классические для хот-рода формы кузова он слепил из пенопласта и фанеры. Получился болван, с которого потом сделали матрицу. А за изготовление кузова взялась компания, производящая бассейны сложной формы из стеклопластика.

Фото: Павел Мурашко

— Много деталей в этом автомобиле сделаны вручную мной лично или по моему заказу. Двигатель в красной машине — 402-й, от ГАЗ-24. Коробка передач, задний мост — тоже. Подвеску всю проектировал сам, но с использованием деталей отечественных и импортных автомобилей. Хотелось бы поблагодарить Бориса Саенко, который помогал в создании автомобиля. Он полностью взял на себя всю электрическую часть — разработал схему, прокладывал проводку. Без него работа могла затянуться. И отдельное спасибо Николаю Сугако — он искал на машину детали, без которых не обойдешься. — вспоминает Владимир тех, кто принимал участие в создании автомобиля.

Фото: Павел Мурашко

Готовый MATV выехал из гаража через два с половиной года, в 2008-м. Можно сказать, что это стало началом построения хот-родов в Беларуси. Красный автомобиль Владимира Мательского участвовал едва ли не во всех автовыставках, мотор-шоу, ретроралли. На любом автомобильном мероприятии красный хот-род становился настоящим шоу-стоппером — автомобилем, возле которого останавливаются толпы народа, чтобы поглазеть на диковинку.

— Когда я первый раз выехал на дорогу, то ощутил большую гордость от того, что я поставил себе цель и достиг ее — построил автомобиль мечты. И не меньше гордился тем, что стал, по сути, первым, кто построил в Беларуси хот-род.

«Всегда хотелось больше мощности»

— Когда я еще достраивал красный автомобиль, то уже тогда знал, что буду делать второй. В первом варианте меня не устраивала мощность двигателя. Все же хот-род должен плавить асфальт под собой, и возможностей «волговского» мотора для этого явно не хватало. И кое-какие задумки у меня уже были, — признается Владимир Мательский.

Фото: Павел Мурашко

Конструктор-энтузиаст сохранял математические модели на все самодельные узлы. У Владимира Мательского имеется вся техническая документация на автомобиль, так что даже начать серийное производство можно хоть сейчас. И такие варианты Владимиру предлагали, но он отказался. Хотелось сохранить уникальность автомобиля.

— Один автомобиль — это как произведение искусства, а его создание — творческий процесс. Если поставить производство на поток, то это становится просто ремеслом. — признается конструктор.

Наличие документации облегчило задачу при строительстве второго хот-рода, хотя в итоге в конструкцию было внесено немало изменений.

Фото: Павел Мурашко

Для белого хот-рода Владимир приобрел «мустанговский» мотор V8 объемом пять литров и мощностью 350 «лошадей». С таким двигателем новую машину можно было называть настоящим хот-родом — мощным, красивым, быстрым. Коробка передач — «автомат», задний мост — от "Волги", усиленный.

Фото: Павел Мурашко

Для новой машины пришлось увеличить размеры рамы. Она стала на 22 сантиметра длиннее и немного шире. А вот кресла в кабине опустили ниже. Водителю хот-рода полагается сидеть у самого асфальта. Посадку в красной машине, по словам Владимира, ему испортили. Слишком высоко получилось.

Фото: Павел Мурашко

— Как и в первой машине, большинство деталей сконструированы мной лично. Элементы подвески в том числе. Вот, стойки стабилизатора. Они не с обычной втулкой, а на подшипниках. Пружины, амортизаторы — все самодельное, специально для этого авто. Подвеска в новой машине оказалась даже чуть мягче, чем в прежней. Алюминиевый радиатор по моему заказу изготовила белорусская фирма «Таспо». Справились отлично, я ребятам очень благодарен. — Владимир Мательский все время подчеркивает, что его автомобиль — белорусского производства, и очень этим гордится. На всех выставках на его хот-родах красуется табличка «Зроблена ў Беларусi».

Это не похоже на кустарщину

Фото: Павел Мурашко

Конечно, мы не отказались прокатиться немного на хот-родах, пока в качестве пассажиров. Но и поездка сбоку — это целая буря эмоций. Под свист ветра в ушах мы отметили для себя, что автомобили ведут себя собранно, сбито. Никакой кустарщиной здесь не отдает. Понравилась подвеска. Она хоть и короткоходная, но спортивной жесткости в ней нет. Переезжаешь трамвайные пути — и чувствуешь едва заметную тряску. Каждая деталь здесь творчески проработана, находится на своем месте и в нее вложена душа творца.

Динамика белой машины — как у спорткара. Все же 350 «лошадей» на менее тонны веса дают о себе знать. И звук! Утробный рык «восьмерки» не идет ни в какое сравнение со скромным фырканьем «волговского» мотора.

Выделяется белый хот-род не только звуком мотора, но и звучанием аудиосистемы. Еще один неравнодушный знакомый, Александр Вирко, который занимался установкой «музыки», работает сейчас над сабвуфером мощностью 500 Вт.

Хот-роды в законе

Мы обратили внимание, что оба автомобиля имеют государственные регистрационные знаки. Владимир Мательский с гордостью сообщил о том, что его машины ездят по дороге на абсолютно законном основании. И даже проходят техосмотр. Красная машина — раз в год, белая — раз в два года, потому что считается еще новой.

Фото: Павел Мурашко

— У меня на белой машине даже вин-номер на раме набит, то есть можно хоть за границу ездить на ней. Никаких связей или блата, все по-честному. Я обратился в Институт машиностроения, у них есть аккредитованная лаборатория на полигоне НАН. Я отдал их специалистам машины, они прогнали хот-роды по стандартным испытаниям — торможение, разгон, управляемость, соответствие светотехники ГОСТам. Потом выдали сертификат. С ним я уже пошел в ГАИ и поставил машины на учет. В техпаспорте так и значится — автомобиль марки MATV, — с гордостью сообщает архитектор. 

«Не продам ни за какие деньги»

Глядя на машины, понимаешь, что состоятельные энтузиасты и фанаты могли бы стать потенциальными покупателями такого эксклюзива.

Фото: Павел Мурашко

— Давали мне за машину 300 тысяч долларов. Хотели ее вроде в казино поставить, то ли в виде главного приза, то ли просто для привлечения внимания. Но как ее продать, если это твой ребенок? Когда построил вторую машину, уже возникли мысли продать красную. А вот сейчас посмотрел, как они две вместе выглядят, то уже сомневаюсь. Они так друг друга дополняют. Как их разделить? Так что пока, пожалуй, мыслей о продаже нет.

Владимир Мательский со смехом говорит, что на время постройки хот-родов была забыта семья, жена, дети, а все деньги из семейного бюджета уходили в автомобили. Посчитать, сколько было вложено, — невозможно.

— Можно посчитать, сколько стоили какие-то детали, но разве посчитаешь, сколько вложено энергии, творчества? Все, что было, тратилось на машины, — признается Владимир.

На прощание Владимир Мательский поделился мечтой создать трицикл и даже показал нарисованные от руки эскизы. Но пока этот проект так и остается мечтой.

-15%
-15%
-50%
-20%
-5%
-50%
-20%
-5%
0072143