Дмитрий Новицкий, фото автора и Renault /

Когда под днищем загрохотало, а в открытое окно потянуло характерным запахом битых камней — я приостановился, ведь дальше неминуемая смерть автомобиля. «Чего стал? Давай, давай!» — замахали руками организаторы. Ну, я и дал.

Фото Renault
Фото Renault

Renault Duster превращается… во внедорожник

Эволюция Renault Duster шла незаметно: сначала он стал первооткрывателем класса недорогих «паркетников». Дешевле SUV с нормальными ездовыми качествами на рынке просто не было и до сих пор нет. Но совсем недавно, с появлением соплатформенного Renault Kaptur и более современных конкурентов, наметился отчетливый пиар-дрейф в сторону «Duster— серьезный внедорожник». Именно этой идеологии посвящена спецверсия Dakar, которая с зимы доступна к заказу. Вот почему журналистов пригласили на один из самых жестких тест-драйвов в моей жизни: если бы я хотел «убить» Duster, то выбрал бы именно такой маршрут.

Фото Renault
Фото Renault

Грузинские горные дороги отлично подходят для ускоренных ресурсных испытаний автомобиля: камни, камни и еще раз камни. Они вытрясывают душу из подвески, они бьются в днище, и в голове пульсирует только одна мысль: как там поживает задний редуктор, как дела у коробки передач, не вырвет ли рычаги на очередном камне?

Фото Дмитрий Новицкий

На эти вопросы Duster Dakar дает заводской ответ: мощную защиту силового агрегата, днища и заднего редуктора. Если присмотреться к фото выше, вы увидите пластину, которая бережет топливные и тормозные магистрали. Поэтому максимум, чего можно опасаться, — оторванного глушителя. Но за день очень жесткого офф-роуда нам его повредить не удалось. Защиты всего и вся можно заказать и на обычный Duster, без приставки «Dakar». Поэтому если любите вылазки на природу — покупайте. С дополнительной защитой Duster море по колено.

Фото Renault
Фото Renault

Удар, еще удар — так выглядит брод по-грузински, и даже рамную машину жаль на такой переправе. Но, может быть, правы маркетологи Renault, может, и правда Duster можно назвать серьезным внедорожником? Ведь его знаменитая первая передача, «короткая», «ползучая», является одновременно и «понижайкой».

В обычных условиях Duster трогается со второй, а вот в сложных условиях нужна «тяговая» первая передача. И она работает: на холостых, с минимальной скоростью можно карабкаться по камням. Разрешенная глубина брода 40 сантиметров, но по факту можно больше: воздухозаборник надежно закрыт фарой, поэтому кратковременные погружения машина терпит.

Фото Renault
Фото Renault

В экспедиции были разные автомобили: и дизельные (109 лошадиных сил), и бензиновые двухлитровые (143 «лошадки»). И, как ни странно, в сложных условиях бензиновая версия понравилась больше. Да, у дизеля гораздо больше момент, 240 Нм против 195, и в гору он залетает лучше. Но характер этого мотора «взрывной», тягу дозировать трудно. На холостых он норовит заглохнуть, а вместе с включением турбины на колеса приходит слишком много крутящего момента. А вот бензиновый двухлитровый мотор — что паровоз, тянет линейно, предсказуемо и мощно.

Так, мало-помалу, в экспедиции начал складываться образ «идеального» внедорожного Duster. Защиты силового агрегата, трубопроводов и заднего редуктора — это раз. И двухлитровый бензиновый мотор — это два. От дизеля отказываемся, если ехать в степи Казахстана, не факт, что топливная аппаратура dci выдержит заправку топливом неизвестного происхождения.

Но если без экспедиций, если просто ездить — дизель великолепен. Расход по асфальту около 6 литров, ускорение прекрасное. Но слишком сложный по конструкции.

Фото Дмитрий Новицкий

Помимо защит у тестовых Duster Dakar был еще один боец невидимого фронта — шины BFGoodrich AllTerrain T/AKO2. Это новая модель всем известных «гудричей», и мне она была очень интересна: на своей Opel Frontera несколько сезонов эксплуатирую BFGoodrich MudTerrain.

Очевидно, что для Duster такая шина тяжеловата: это чувствовалось по работе подвески. Но если выбираетесь в дебри — «гудричи» для Duster рекомендую с чистой душой. У нас было несколько перегонов по асфальту, и в обычных режимах шины шумноваты. Едешь, словно на шипованных колесах. Во всех остальных режимах — отлично. «Держак» в поворотах прекрасный, а на бездорожье AllTerrain в своей стихии.

Фото Дмитрий Новицкий

Обратите внимание на мощные боковые грунтозацепы: они прекрасно работают на бездорожье, помогают выбраться из колеи и не замыливаются в грязи. При этом по камням можно «лупить» без опаски. А еще AllTerrain отлично переносят езду с пониженным давлением. «Сдуваться» можно до 0,8 атмосферы, и так ехать долго. Если не знаете, зачем это нужно, значит, вам и не нужен BFGoodrich AllTerrain.

Фото Renault

В адских мучениях Duster Dakar прошел день. Потом второй. Машины изрядно потрепались ветками, на защитах снизу трудно было найти живое место — но ни одного перегрева муфты полного привода, ни одного оторванного бампера в экспедиции не случилось. И что, все в магазин бежим за Duster?

Фото Renault
Фото Renault

Не думаю: он как был дешевым автомобилем со странной эргономикой, так и остался. У Duster и рамных внедорожников есть одна общая черта: они не очень удобны в повседневной эксплуатации. Эта странная «дастеровская» посадка за рулем, это неудобное сиденье, эти разбросанные по всему салону эргономические ляпы. Чтобы отрегулировать зеркала или включить подогрев сидений, нужно звонить дилеру — иначе нормальный человек не догадается, как это сделать. Поэтому Duster вряд ли понравится девам с накрашенными ногтями, модным хипстерам и просто людям с обостренным чувством прекрасного. Для них создан Renault Kaptur и целая россыпь стильных конкурентов.

Очевидно, что в нынешней ситуации Duster «целится» в сегмент серьезных внедорожников. Chevrolet Niva он сразу убивает качеством езды, но сможет ли он на равных конкурировать с подержанными «рамниками»? Ведь именно это и пытались доказать организаторы, два дня убивая Duster Dakar.

Фото Дмитрий Новицкий

Чтобы получить ответ на этот вопрос, я организовал несколько экспедиций под Минском в составе Opel Frontera и Renault Duster. Одно время компанию нам составила «Нива» ВАЗ-2131 — очень серьезный на бездорожье автомобиль.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Вне хороших дорог абсолютно стандартный Duster идет вровень с немного лифтованной Opel Frontera. Несмотря на то, что для лучшего «зацепа» у Frontera снят задний стабилизатор поперечной устойчивости, а в нескольких вылазках она была на очень «зубастых» шинах MudTerrain, — нет у «рамника» преимуществ в проходимости! И длинная «Нива» тоже застревала не реже: очень многое на бездорожье зависит от мастерства пилота и просто случая.

Фото Дмитрий Новицкий

Например, после этого выезда у Frontera оторвалась подножка, у «Нивы» потерялись брызговики — а Duster хоть бы что. Даже бампер не поцарапался во льдах, родная краска очень крепкая. Но говорим «проходимость», а в уме держим «выносливость». И там, где на несущем кузове через пару лет издевательств разойдутся сварные швы, «рамный» внедорожник будет всего лишь поскрипывать панелями в салоне. Как ни крути, но Duster при всей его проходимости не выдержит интенсивных и частых ударных и скручивающих нагрузок на кузов.

Duster неплох и без приставки Dakar

Фото Дмитрий Новицкий

 

Так нужна ли Duster версия Dakar? Нет. Переплачивать за несколько наклеек? Зачем, разве что хвастаться перед соседом. Для имиджа такая модификация очень хороша, но вместо прострочек на сиденьях и наклеек с надписью «Dakar», я бы «собрал» настоящий внедорожный Duster. Вот его рецепт.

Пункт номер 1: бензиновый атмосферный двигатель объемом 2,0 литра. Расход у него высоковат, меньше 10 литров не будет. Но тяга на бездорожье настолько «правильная», что расход прощаем, а простую конструкцию запоминаем. Если в экспедицию с непонятным качеством топлива — то только на таком моторе.

Пункт номер 2: механическая коробка передач. «Первая» как «понижайка» — это земной поклон инженерам Renault. Благодаря такой первой передаче Duster едет там, где у других горит сцепление.

Пункт номер 3: заводские защиты двигателя, трубопроводов, топливного бака и заднего редуктора. С ними не страшно и в горах.

Пункт номер 4: «правильные» шины - подойдут любые другие «атэшные» покрышки.

С этим набором Renault Duster закроет почти все притязания любителей полного привода. На всякий случай можно еще и быстросъемную лебедку приспособить, благо выбор для этой машины очень велик.

Вам хочется идти дальше? Что же, тогда ищите сторонние компании, которые занимаются тюнингом внедорожников.

Поляки давно освоили выпуск тюнинг-пакетов для Duster, и самый простой, включающий увеличение дорожного просвета до 270 мм, стоит 945 евро без НДС. За 1532 евро можно установить на машину пакет с электролебедкой и дополнительными защитами, дорожный просвет тот же — 270 мм. Все доработки сертифицированы, проблем с ГАИ не будет.

В России тоже много тюнинга на Duster, и с учетом огромной популярности модели, ветер от версии «Dakar» веет правильный. Машина, на которую можно купить блокировку заднего межколесного дифференциала, и готовые тюнинг-пакеты для увеличения глубины преодолеваемого брода до 80 см — это хорошо.

Фото Renault
Фото Renault

И пусть завод ничего, кроме дизайна и наклеек, не предлагает. Но по факту Duster сейчас — недорогой новый внедорожник, который станет отличной заменой древнему «рамнику».

AUTO.TUT.BY уже выяснял, сможет ли «паркет» что-то противопоставить раме,  — и решил, что сможет. При этом сегмент «настоящих» внедорожников вымывается временем и кроссоверами. Суровых бойцов с бездорожьем сейчас много в Беларуси, но коррозия делает свое дело, поэтому вопрос — на что менять подержанный 4×4? Нужна ли рама, если вы каждый день не ездите с прицепом? Я как владелец Opel Frontera всерьез присматриваюсь к Duster: в соревнованиях я не участвую, а совместные вылазки убедили, что проходимость Renault Duster ничуть не хуже. Без всяких приставок «Dakar».

Одна проблема: комфорта и шумоизоляции у Duster меньше, чем хотелось бы. Но больше, чем у подержанного «рамника» за те же деньги.

Нам запомнилось

Фото Renault
Фото Renault
Спецверсия Dakar внешне отличается полным пластиковым обвесом: арки, пороги — все защищено
Фото Renault
Фото Renault
Символика Dakar используется официально: сколько пришлось заплатить организатором ралли-рейда, представители Renault умалчивают
Фото Renault
Фото Renault
Издалека спецверсию можно отличить по колесным дискам
-20%
-15%
-50%
-8%
-20%
-20%
-20%
-20%
-20%