177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой». Мнение
  2. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  3. «Молодежи здесь заняться нечем». История о вынужденном переселении в деревню — по распределению
  4. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  5. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  6. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  7. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  8. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  9. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  10. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  11. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  12. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  13. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  14. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  15. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  16. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  17. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен
  18. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  19. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-справочный центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  20. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  21. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  22. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  23. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  24. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  25. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  26. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  27. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  28. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  29. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  30. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня


Для чего люди покупают внедорожники, если максимальное бездорожье, которое видели их автомобили, — зеленая зона во дворе дома? Но даже там некоторые деятели умудряются застрять. Потому что иметь внедорожник и уметь пользоваться его возможностями — две разные вещи. Чтобы восполнить пробел в знаниях и опыте, существуют школы внедорожного вождения.

Фото Павел Мурашко

Такие курсы предлагают многие представительства тех марок, в модельном ряду которых есть внедорожники. И клиентам развлечение, и польза. Вот и официальное представительство марки УАЗ пришло к тому, что покупателей и владельцев внедорожников нужно учить ездить по бездорожью.

Теория бездорожья

На презентации «УАЗ-ШКОЛА 4х4» тренажером для обучения стал новый УАЗ "Патриот". Самое интересное в этом автомобиле то, что теперь он оснащается современными электронными средствами безопасности — противобуксовочной системой и системой динамической стабилизации. Позже мы вернемся к вопросу о том, как электроника помогает или мешает на бездорожье, а пока — небольшая теоретическая часть. И началась она с демонстрации порванных тросов.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Купить настоящую внедорожную резину — не каждому по карману. А вот трос — вещь первой необходимости на бездорожье. AUTO.TUT.BY проводил свой тест тросов и выяснил, что ни один из них не выдерживает даже трети заявленной нагрузки. Отсюда правило — покупая трос не просто для буксировки, а для езды по бездорожью, ориентируйтесь при выборе на тройную нагрузку по отношению к массе автомобиля. То есть если машина весит 1,5−2 тонны, трос должен выдерживать нагрузку 6 тонн.

Но инструктор Павел Козловский объясняет, что у обычного буксировочного троса есть недостаток — он практически не растягивается и не способен выдерживать сильные рывки. А если рывки выдержит трос, то может не выдержать сам автомобиль. Поэтому для эвакуации на серьезном бездорожье используются рывковые тросы (динамические стропы). Рывковый трос способен растягиваться и сжиматься с большой силой. Это позволяет довольно плавно, без рывков высвободить застрявший автомобиль. Есть у динамической стропы еще одно важное преимущество — с ее помощью можно вытаскивать застрявший автомобиль значительно большей массы, чем буксирующий.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Еще одна теоретическая часть занятия — изучение конструкции внедорожника на примере УАЗ "Патриот". На сегодняшний день это один из немногих автомобилей, который оснащается жесткими мостами спереди и сзади. У схемы есть недостатки, но зато она «неубиваемая» на бездорожье. Кроме того, автомобиль на мостах при любой нагрузке не меняет клиренс. Нижней точкой кузова у него является картер моста. Повысить или понизить клиренс можно установкой колес большего или меньшего диаметра.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Штатно УАЗ "Патриот" не оснащается блокировками дифференциалов. Межосевого у него попросту нет, передний мост подключается жестко, и потому ездить в режиме полного привода на асфальте на "Патриоте" нельзя. Межколесных блокировок у него тоже нет, и поэтому самым серьезным препятствием для этого внедорожника становится диагональное вывешивание. Как только два колеса по диагонали оказываются в воздухе, "Патриот" беспомощно замирает, потому что крутящий момент пойдет как раз на те колеса, которые не имеют сопротивления.

Но для нового поколения "Патриот" предлагают два решения этой проблемы. Первая — это принудительная блокировка заднего дифференциала. Она доступна в качестве опции за доплату. Этот атрибут настоящих внедорожников ждали все поклонники УАЗа.

Но в современных автомобилях с диагональным вывешиваем умеет бороться противобуксовочная система, которая подтормаживает вывешенные колеса, перебрасывая крутящий момент на те, что имеют сцепление с поверхностью. И как раз штатная противобуксовочная система УАЗ "Патриот" обучена имитировать блокировки дифференциалов. Но как это работает, мы узнали немного позже.

На волю, в пампасы

Фото УАЗ
Фото УАЗ

В нашей автоколонне наравне с "Патриотами" следовали два УАЗ 3909 "Фермер" (в простонародье — «буханка»). Это семиместная модель с небольшим грузовым отсеком сзади. Внутри — столик и спартанские креслица. Два спереди и пять — сзади. Несмотря на то, что конструкция и эргономика «буханки» уходят корнями в средневековье, не нашлось ни одного журналиста и блогера, который бы отказался проехать за ее рулем. Новая икона хипстеров?

Можно долго обсуждать достоинства и недостатки «буханки», но она до сих пор делает 80% продаж марке УАЗ. Цена и универсальность играют решающее значение. Для себя я отметил, что УАЗ 3909 оказался на удивление комфортным на трассе. Едет мягко, относительно тихо и здорово скрадывает ощущение скорости. 90−95 км/ч на спидометре, а по ощущениям — не больше 70 едем. Забавно. Ну и на бездорожье «буханка» способна дать бой именитым внедорожникам, но отсутствие межколесных блокировок вынуждает тщательно выбирать траекторию.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Но нам больше интересен новый УАЗ "Патриот". По своим возможностям и комфорту он уже приблизился к импортным внедорожникам. Чтобы понять те изменения, которые произошли с автомобилем, к нашей команде присоединился "Патриот" предыдущего поколения — без вспомогательной электроники.

На асфальте "Патриот" демонстрирует свою внедорожную сущность, но для автомобиля с мостами спереди и сзади ведет себя более-менее прилично. В полосе не гуляет, хотя подруливаний требует. Хотелось бы рулевое управление точнее и информативнее. Основной источник шума в салоне — гудение и подвывание трансмиссии. Возможностей двигателя хватает для уверенных обгонов. В нынешнем состоянии УАЗ "Патриот" стал вполне себе гражданским автомобилем. Суровые белорусы на нем смогут ездить хоть каждый день на работу/с работы. Но рафинированным неженкам "Патриот" пока нужно обходить стороной.

Урок первый. Главное — не закопаться

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Практическая часть обучения внедорожной езде началась с разгона на обледеневшем участке дороги с активированным трэкшн-контролем и без него. С электроникой "Патриот" даже в режиме заднего привода легко разгоняется без виляний задней осью с педалью газа в полу. Если отключить противобуксовочную систему, то часть энергии двигателя уходит в бесполезную пробуксовку, а задняя ось начинает плясать по дороге.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Преодолеть глубокий снег можно двумя способами. Первый — «силовой». То есть понадеяться на удачу, мощность мотора и возможности шин. В этом случае лучше отключить трэкшн-контроль, который в самый неподходящий момент может погасить скорость, и проходить сложный участок с ровной тягой на скорости.

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Второй способ преодоления снега — накатывание колеи. Необходимо двигаться вперед до того момента, пока автомобиль не остановится. Как только внедорожник «уперся» — откатываемся назад, берем небольшой разгон и снова пробиваем колею. В этом случае лучше воспользоваться помощью электроники, которая не даст колесам закопаться при излишней пробуксовке.

Урок второй. Диагональное вывешивание

У внедорожника без блокировок межколесных дифференциалов или хотя бы их электронной имитации нет шансов проехать сложный рельеф, попав в диагональное вывешивание. И хорошо, если в случае вывешивания еще удастся откатиться назад. Инструктор продемонстрировал нам, что это такое, на примере УАЗ 3909. Даже с подключенным передним мостом «буханка» не способна взять небольшой подъем по диагонали.

Фото Павел Мурашко

А "Патриот" с его электронными «помощниками» будет ехать до тех пор, пока хватает сцепления колес с поверхностью. В принципе, он способен брать такие препятствия даже в режиме заднего привода. Электроника настроена хорошо и гасит пробуксовку вывешенного колеса уже в зародыше. Что же делать, если ехать надо, но есть риск поймать диагональное вывешивание? Тогда нужно оценить возможность повреждения бамперов и пытаться взять препятствие не по диагонали, а перпендикулярно. Если не получилось, почти всегда можно сдать назад.

Урок третий. Плавали — теперь знаем

Фото Павел Мурашко

Важная часть обучения — движение по глубокой воде. Как правильно пересекать реку вброд на внедорожнике? Как сказал инструктор, изучаешь дно и едешь искать объезд. Но если иного выхода нет, то снова изучаешь расположение воздухозаборника, рельеф дна, глубину и возможные подводные препятствия. Если все чисто — плавно съезжаешь и едешь так, чтоб волна шла перед капотом. Если гнать ее слишком быстро, волна зайдет на капот и двигатель хлебнет воды. Если двигаться слишком медленно, то волна уйдет вперед, отразится от берега и вернется обратно, что опять резко повышает риск залить мотор. И самая большая неприятность в этом случае — гидроудар двигателя. Капитальный ремонт обеспечен.

Фото Павел Мурашко

С тем бродом, что был на нашем пути, и УАЗ "Патриот", и «буханка» справились играючи. Правда, на выезде из реки пришлось воспользоваться той самой динамической стропой, чтобы аккуратно затянуть УАЗ "Фермер" на скользкий берег. Универсальная резина на этой машине неплохо гребла в снегу, но на льду оказывалась совершенно беспомощной.

Пора в школу?

Фото УАЗ
Фото УАЗ

Идея создания школы внедорожной езды нам нравится. Кроссоверы и внедорожники пользуются повышенным спросом, а правильно использовать их возможности умеют не все. «УАЗ-ШКОЛА 4х4» пока еще делает первые шаги, но даже одного дня обучения хватит, чтобы в следующий раз не растеряться при преодолении не слишком сложного бездорожья. Радует и тот факт, что урок в школе УАЗ бесплатный, а приехать можно хоть на кроссовере. Трасса проложена так, что попробовать свои силы смогут и владельцы «паркетников», и владельцы серьезных внедорожников.

-15%
-20%
-50%
-15%
-20%
-20%
-50%
-5%