Иван Петренко, фото Павла Мурашко,

Вопрос ребром: новый, гарантийный, но российский или 13-летний и с почти полумиллионным пробегом, но японский? Что выберете вы: обновленный в очередной раз УАЗ Патриот или легендарный, но старый Nissan Patrol?

Фото: Павел Мурашко

С одной стороны — новенькая машина из салона, в целлофане и с гарантией (в кои-то веки — даже от сквозной коррозии), но очень «легендарного» качества. С другой — действительно легенда, но сильно подержанная и с возможными проблемами по кузову и ходовой части. Джиперы в раздумьях: что выбрать за $ 15 000?

Глаза в глаза

Они никогда не были прямыми соперниками, несмотря на то, что выпускались практически одновременно. Последний «настоящий» (в смысле — рамный и на «мостах») Nissan Patrol в кузове Y61 выпускался с 1997 по 2010 годы, а УАЗ Патриот, тогда еще на модный манер именуемый UAZ Patriot, дебютировал в 2005 году. С тех пор российский внедорожник неоднократно улучшался и модернизировался — и сегодня у нас на тесте версия 2017-го модельного года. Стоит она от 31 000 белорусских рублей — а это как раз ценовой диапазон рестайлингового Nissan Patrol GR в нашем каталоге A.TUT.BY.

Поэтому сравнение напрашивается само собой: рискнуть и купить новый российский внедорожник или все же попытаться найти японскую «легенду» в идеальном состоянии, пусть даже и с большим пробегом?

Фото: Павел Мурашко
Nissan Patrol, несмотря на годы, выглядит гораздо эффектнее Патриота.

Если внешность является для вас серьезным определяющим фактором, то тогда все сразу ясно. В зеркале заднего вида, сзади, сбоку, в три четверти — во всех ракурсах и деталях Nissan Patrol, конечно, смотрится в разы круче Патриота. Какая стать, какие формы! А покрышки чуть большей, чем в стандарте, размерности придали Patrol еще немного брутальности. Хотя такой тюнинг наверняка преобразил бы и внешность УАЗа.

Если рассматривать Патриот отдельно от Patrol, то и он не так уж плох — подножки, расширители арок, рейлинги, литые диски, светодиоды… В хорошем цвете смотрится тоже очень достойно! А в темноте его запросто можно спутать с любым другим внедорожником, и водитель Патриота запросто может позволить себе смотреть свысока что на Patrol, что на Land Cruiser — УАЗ заметно выше.

Фото: Павел Мурашко
УАЗ заметно выше большинства внедорожников — так что водитель Патриота может свысока поглядывать на них.

Изучаем интерьеры

Первый раунд — глаза в глаза — Патриот если и проигрывает, то лишь слегка. Но стоит взяться за дверную ручку, как начинают всплывать нюансы: требуется солидное мужское усилие, да и захлопывается дверь с характерным громким звуком. А в Patrol? Его владелица — симпатичная миниатюрная девушка, всегда с идеальным маникюром. Поняли, к чему веду? Да, в Patrol, несмотря на возраст и сотни тысяч километров пробега, двери и открываются легче, буквально одним пальчиком, и закрываются без усилий. Порода! Но у Патриота же гарантия — интересно, удастся заставить работников СТО отрегулировать замки до такой же «шелковой» работы, как в Nissan?

Фото: Павел Мурашко
У обновленного УАЗ Патриот появилась опционная кожаная обивка. Новая передняя панель и подрулевые рычажки выглядят почти как в легковушках, а рулевая колонка отныне имеет регулировку не только по высоте, но и по вылету

Хотя тугие ручки и громко закрывающиеся двери — это как капля дегтя в бочке меда под названием «интерьер УАЗ Патриот 2017 модельного года». Внутри у него поменялось все: сама панель, рулевое колесо, подрулевые рычажки, рулевая колонка, появилась опционная кожаная отделка, расширен список стандартного и дополнительного оборудования. ABS и две фронтальные подушки безопасности — в базовой версии, в других — система стабилизации и тягового контроля. Посадка хоть и высокая, как и полагается во внедорожниках, однако и она стала гораздо удобнее благодаря появившейся регулировке руля по вылету.

Правда, нюансы по эргономике все равно остались — педальный узел сильно смещен влево, из-за чего с непривычки водитель поначалу давит на тормоз, а не на сцепление, а ходы педалей и рычага КП напоминают об истинном возрасте уазовской «платформы». Общая оценка за рестайлинг — «зачет», но инженерам еще есть над чем поработать.

Фото: Павел Мурашко
Если бы интерьер Патриота выглядел так хотя бы в топ-версии, за эти машины дрались бы в автосалонах. Но это Nissan Patrol, который минимум на 10 лет старше.

Распахивая дверь Nissan Patrol, поначалу слегка слепнешь от неожиданной яркости салона. Бежевая кожа, блестящие вставки «под дерево», светлый пластик — выглядит роскошно. Качество материалов очень достойное — несмотря на возраст, нигде ничего не протерлось, не болтается, не люфтит.

Однако «фермер во фраке» быстро выдает себя своеобразной эргономикой — посадка ниже, чем за рулем Патриота, нет регулировки руля по вылету, да и в целом салон оказывается теснее, чем ожидаешь. К тому же и пластик на поверку оказывается не слишком высокого качества, а кожа кресел — чрезвычайно скользкая.

Фото: Павел Мурашко
Задние сиденья в Patrol стоят низковато, но зато они мягче и у них есть регулировка по углу наклона спинки.

Особенно теснота салона в Patrol ощущается сзади: если за рулем водитель под метр восемьдесят, то колени пассажира за ним уже касаются спинки переднего кресла. Сам диван также стоит очень низко, из-за этого, как раньше принято было выражаться, «колени едва уши не закрывают». Шутка, конечно, но пассажиры действительно сидят низковато. Почему? Ответ прост: все пространство снизу занято мощной лонжеронной рамой, и чтобы не делать Patrol очень высоким, инженеры прибегли к вот такому решению из 80-х годов прошлого века. Но при этом попытались, как могли, улучшить положение задних пассажиров — сам задний диван довольно мягкий, имеет подлокотники с подстаканниками и, самое главное, — регулировку по углу наклона спинки!

Фото: Павел Мурашко
Пассажирам в Патриоте заметно комфортнее — и места сзади больше, и диван стоит повыше.

У Патриота, кстати, регулировка по углу наклона спинки заднего сиденья тоже раньше была — однако по мере «оптимизации» от таких дорогостоящих решений избавились. Но пассажиры все равно не в обиде — зато задний ряд гораздо комфортнее, чем в Patrol. И сиденье стоит повыше, и сидеть удобнее, и места заметно больше — упереться коленями в спинку переднего кресла практически нереально. Так что в качестве семейного внедорожника Патриот предпочтительнее.

Фото: Павел Мурашко
Багажник у Патриота бездонный, но очень не хватает отделений для мелочей.

В том числе и потому, что у него просто огромный багажник — его объем можно сразу измерять кубометрами. Минимальная (для рамника) погрузочная высота, максимальная ширина проема — со сложенными сиденьями можно хоть диван перевезти.

Правда, в ходе эксплуатации часть этого полезного объема может занять «запаска» — из-за того, что под ее весом проседают петли пятой двери, особо заботливые владельцы переносят запасное колесо в багажник. Но не беда: места все равно с лихвой.

Фото: Павел Мурашко
У Nissan Patrol объем багажника заметно меньше, да и дополнительные кресла будут мешать при попытке разместить какой-то габаритный груз.

У Patrol багажник поменьше, погрузочная высота выше, а дополнительные кресла занимают довольно много места — хотя если ими не пользуешься, можно открутить и оставить в гараже. Кстати, о дополнительных креслах — на заре своей рыночной карьеры Патриот также имел посадочные места в багажнике в виде складывающихся «скамеек» по бортам. Но впоследствии они исчезли даже из списка опций — так что если Patrol может быть 7-местным (скажем так, условно 7-местным, учитывая запас пространства на третьем ряду), то Патриот такой возможности лишен.

Фото: Павел Мурашко
После рестайлинга у Патриота остался только 2,7-литровый бензиновый мотор. Турбодизельную версию сняли с производства из-за низкого спроса.

Точно так же нет у покупателя Патриота и выбора между модификациями — только бензин, только хардкор. После рестайлинга УАЗ лишился турбодизельной версии (по причине низкого спроса), поэтому мотор может быть только один: 2,7-литровый 4-цилиндровый, мощность которого после предыдущего обновления повысили до 134 л. с.

Коробка передач, естественно, только механическая — «автомат» обещают уже давно, но все упирается в высокую стоимость импортных агрегатов. А российского «автомата» в природе пока нет.

Фото: Павел Мурашко
Несмотря на то, что у нас Patrol встречается в основном в такой версии — 5-дверный с турбодизелем, он может быть и 3-дверным, и бензиновым (4,5−4,8 литра в зависимости от года выпуска).

А вот для Patrol доступен и «автомат», и дизельные и бензиновые моторы. Правда, последние при рабочем объеме 4,5−4,8 литра (в зависимости от года выпуска) не очень популярны в наших широтах, равно как и короткобазные «трехдверки». Поэтому чаще всего Y61 мы встречаем таким: пятидверным и дизельным. Причем версий с «автоматом» в продаже заметно больше, чем с «механикой».

Фото: Павел Мурашко
Ускоряется Patrol не намного резвее Патриота, однако тяжелый внедорожник на «автомате» вести приятнее.

И понятно почему: с «автоматом» Patrol гораздо приятнее. Отсутствие необходимости выжимать сцепление дает больше шансов подобрать удобную посадку в низком кресле, а плавно работающий «автомат» позволяет не думать об относительно узкой рабочей зоне трехлитрового турбодизеля. Надавил — поехал. Довольно резво, кстати, по ощущениям — хотя на самом деле даже у нового 5-дверного Patrol 3.0 с «автоматом» разгон с места до 100 км/ч занимал 16,3 секунды.

На асфальте

Двоякие ощущения оставляет управляемость и ездовой комфорт «японца». С одной стороны, чувствуешь, что ведешь брутальный «танк», на котором запросто можно перемахнуть не только через «лежачий полицейский», но даже и через кювет на МКАД.

С другой — Patrol довольно чувствителен к мелким неровностям, а на острых стыках асфальта вздрагивает всем кузовом, передавая вибрации на пластиковые панели салона. А когда выскакиваешь на участок с плохим покрытием, «дрожь» по кузову уже начинает обращать на себя внимание. Хотя это можно списать на то, что колеса большей размерности передают колебания неподрессоренных масс. Но все равно определение «плывущий по волнам» явно не подходит для Nissan Patrol — тут скорее «подрагивающий на ямах».

Фото: Павел Мурашко
Динамику УАЗ Патриот можно назвать неплохой, только когда педаль газа в полу — но тогда может сильно расстроить расход топлива.

Как ни странно, на асфальте УАЗ Патриот едет лучше — он не так нервно реагирует на ямы, меньше поскрипывает и раскачивается. Хотя точно так же требует постоянных подруливаний даже на идеальной прямой — из-за «длинного» и неинформативного рулевого управления.

Динамику можно признать довольно неплохой, но только в те моменты, когда ускоряешься с педалью газа в полу — на высоких оборотах мотор заметно оживает. Но это, увы, мгновенно отражается на расходе топлива. С другой стороны, на Патриоте ты точно знаешь, что, включив третью, можно ускориться для уверенного обгона.

Фото: Павел Мурашко

Кстати, про обгоны и ускорения — в день теста повезло с погодой, и асфальт был сухим и чистым. Но если бы он проходил немного раньше, когда МКАД украшал толстый слой снежной «каши», пилоты Патриота и Patrol оказались бы перед выбором: как ехать: на заднем или полном приводе? Ведь у обоих — жестко подключаемая передняя ось, так называемый part-time, и эксплуатировать машину на полном приводе можно только на скользком покрытии.

И в той ситуации УАЗ выглядел бы выигрышнее: уже со средних комплектаций для него доступна ESP — система стабилизации и тягового контроля, которая не позволяет задней оси сорваться в пробуксовку даже на голом льду. А в случае заноса стабилизирует автомобиль, спасая от неконтролируемого вращения. Так что при всесезонной эксплуатации у Патриота с ESP имеется преимущество.

Фото: Павел Мурашко
Без помощи электронных помощников диагональное вывешивание для УАЗа было серьезной проблемой, а вот с ними — никаких проблем. Канава легко проходится даже на заднем приводе.

Хотя почему только на асфальте? Система ESP включает в себя еще несколько «ассистентов», которые оказываются весьма полезны и на бездорожье. В частности, противобуксовочная система, которая подтормаживает буксующие колеса и перебрасывает таким образом крутящий момент на другое колесо, уверенно цепляющееся за покрытие.

Проводим типичный эксперимент: переезжаем через канаву диагонально. Это неизбежно приводит к «диагональному вывешиванию» — переднее правое и заднее левое колеса теряют сцепление с покрытием. И раньше это было серьезной проблемой — УАЗ рычал, буксовал и кидался песком, но преодолеть канаву мог только с ходу. Сейчас же, с электронными помощниками, можно наглеть по полной программе — медленно скатиться, остановиться, а потом — уверенно выехать вперед. Вывешенное колесо сначала начнет вращаться, но потом видно, как тормоза «прихватывают» его, и мощность уходит на те колеса, которые цепляются за дорогу. Эффективность электроники выше всяких похвал — Патриот преодолел канаву даже на заднем приводе!

Фото: Павел Мурашко
У Patrol нет вспомогательной электроники, но для борьбы с бездорожьем можно «распустить» задний стабилизатор поперечной устойчивости, а если этого мало, есть еще и принудительная блокировка заднего дифференциала.

Эту же канаву Patrol на заднем приводе одолеть не в силах: ESP в нем не предусмотрено. Но зато есть другие, механические, «помощники» — для увеличения ходов заднего моста стабилизатор поперечной устойчивости можно отключить, это добавит пару сантиметров свободного хода. А вот для таких препятствий есть принудительная блокировка заднего «дифа» — и с ней-то уж гораздо эффективнее, чем с любой электроникой. Правда, если ESP не требует от водителя никаких особенных навыков, то с блокировкой нужно действовать «по уму» — издевательства она может терпеть долго, но и ремонт потом будет недешевый. Кстати, для обновленного Патриота теперь тоже доступна заводская блокировка заднего дифференциала — как опция.

Фото: Павел Мурашко
На бездорожье Патриот чувствует себя вольготно: свесы короткие, клиренс большой, энергоемкие подвески позволяют даже небольшие прыжки.

Но на нашем экземпляре такой опции не было, поэтому главным помощником на бездорожье для Патриота была все же электроника. Точнее, иногда помощником, а иногда — помехой. Когда нужно взлететь на гору, электроника мешает, не давая разогнаться. А вот если машина начинала вязнуть, повиснув в колее на мостах, противобуксовочная система помогала. Поэтому мы не раз и не два говорили инженерам спасибо. Во-первых, за то, что такая система появилась в списке оснащения Патриота, а во-вторых, за то, что ее сделали полностью отключаемой — в некоторых режимах так действительно эффективнее.

Отдельное спасибо — за очень мощные подвески, позволяющие даже небольшие прыжки, и за правильную геометрическую проходимость: бамперами Патриот не чиркает, даже если с ходу влетает на очень крутой подъем. А вот чего УАЗу не хватает, так это более «низового» мотора — для уверенного движения по бездорожью лучше не опускать стрелку тахометра ниже 2500 об/мин. И, кстати, переключение «раздатки» с помощью электроники мы тоже считаем блажью — рычагом как-то привычнее и гораздо быстрее.

Фото: Павел Мурашко
Тяговитый дизель и «автомат» позволяют Patrol увереннее атаковать подъемы, но очень сильно чувствуется большая масса авто.

В Patrol все просто и понятно: раз — полный привод, два — пониженная. Не нужно ждать, пока моргает пиктограмма, и гадать: подключится или нет передний мост? Передвинул рычаг и поехал, точно зная, что не оторвешь какой-нибудь проводок или датчик и не останешься без «понижайки» посреди бескрайних разъезженных полей.

Но это теория, а на практике Patrol едет увереннее Патриота за счет тяговитого мотора и «автомата» — нажав на газ, ты не должен думать о том, что обороты упадут и мотор «погаснет» в конце подъема. Ходы подвесок и энергоемкость примерно одинаковы, с геометрической проходимостью тоже все в порядке. Однако вес у Patrol ощутимо больше, из-за чего для штурма тех же препятствий ему требуется чуть больший ход. Впрочем, с 380 ньютоно-метрами это не проблема!

Фото: Павел Мурашко
Оба хороши, но у каждого свои проблемы. У Nissan Patrol — возраст и пробег, а у УАЗ Патриот — знаменитое российское качество. Что выбрать?

А вот у нас — проблема. Проблема назвать однозначного победителя теста: УАЗ Патриот его однозначно не проиграл. Но — и не выиграл. У него просторнее салон, больше багажник, хороший внедорожный потенциал, а в этой версии — еще и достойное оснащение. Но садясь в Nissan Patrol, вы понимаете, что это — сделанный на века автомобиль, достойно служащий уже лет 15 и наверняка способный прослужить еще столько же. Да, в подержанном Patrol можно в любой момент «попасть» на топливную аппаратуру, ремонт «автомата», активность коррозии также сильно беспокоит. А можно и не «попасть». В то время как вероятность поиметь определенное количество проблем даже с новым УАЗ Патриот большинство считает более высокой… В общем, мы так и не выбрали победителя. А вы?

Нам запомнилось

УАЗ Патриот

Фото: Павел Мурашко
Переключение режимов «раздатки» с помощью электропривода — это удобно, но времени требует больше, и не всегда все включается с первого раза.
Фото: Павел Мурашко
В Патриоте даже задние сиденья имеют подогрев! Такую же опцию можно заказать в том числе и для рулевого колеса.
Фото: Павел Мурашко
Большие ходы рычага, смещенный педальный узел и усилия на самих педалях постоянно напоминают, что вы в суровом внедорожнике, а не в кроссовере.
Фото: Павел Мурашко
У новой рулевой колонки есть регулировка не только по высоте, но и по вылету — это сделало посадку за рулем гораздо удобнее.

Nissan Patrol

Фото: Павел Мурашко
Салон Patrol, несмотря на годы, выглядит отлично.
Фото: Павел Мурашко
Все просто, по старинке — управлять «раздаткой» рычагом, может быть, менее элегантно, но зато надежнее и гораздо быстрее.
Фото: Павел Мурашко
Для экстремального бездорожья Patrol тяжеловат — он больше подходит на роль универсальной экспедиционной машины.
Модель, побывавшая на тесте AUTO.TUT.BY УАЗ Патриот Nissan Patrol GR
Год выпуска 2016 2005
Рабочий объем, см3 2693 2953
Максимальная мощность, л. с. 134 160
Максимальный крутящий момент, Нм 217 380
Максимальная скорость, км/ч 150 160
Разгон с 0 до 100 км/ч, с н.д. 16,3
Расход топлива, л/100 км городской 14 14,3
смешанный 12,7 11,7
Длина, мм 4785 5045
Ширина, мм 1900 1940
Высота, мм 2005 1855
Колесная база, мм 2760 2970
Клиренс, мм 210 220
-20%
-25%
-50%
-10%
-52%
-20%
-10%
-47%
-20%
-10%
-35%
-14%