177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  2. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  3. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  4. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  5. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  6. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  7. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  8. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  9. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  10. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  11. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  12. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  13. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  14. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  15. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  16. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  17. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  18. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  19. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  20. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  21. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  22. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  23. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  24. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  25. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  26. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  27. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  28. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  29. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  30. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет


Павел Мурашко, фото автора,

Пить или не пить? Где ездить и где не ездить на мотовездеходах? Мы решили разобраться с особенностями эксплуатации мотовездеходов на дорогах нашей страны, так что взяли на тест-драйв сразу два типа этих транспортных средств.

В европейских городах зачастую можно встретить немало квадроциклов на улицах. Их используют в качестве ежедневного средства передвижения вместо мотоцикла или скутера. Да, места на дороге он занимает немного больше, но все же остается юрким и быстрым, при этом с парковкой меньше проблем, чем с автомобилем. Но у нас этот тип транспортного средства пока остается дорогой игрушкой.

Конструктивно мотовездеходы делятся на два типа — UTV (utility task vehicle — утилитарные) и ATV (all-terrain vehicle — внедорожные). Первые еще называют side-by-side. То есть в нем водитель и пассажир сидят плечом к плечу. Вторые имеют классическую мотоциклетную посадку. А законодательство нашей страны разделяет эти транспортные средства на квадрициклы и квадроциклы. Такой вот словесно-буквенный пассаж законотворцев. Одна буква в названии — а такие разные судьбы.

Сначала разберемся с CFMoto Z8 800 EFI. Это — UTV или side-by-side по конструкции и квадрицикл по закону. Термином «квадрицикл» в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 611 назвали четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов. То есть квадрицикл — не что иное, как мини-автомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач. Для управления им нужны права категории «В». Под рулевым управлением автомобильного типа подразумевается рулевое колесо, «баранка». Ну и раз уж квадрициклу позволено обитать на дорогах общего пользования, они оснащаются всеми необходимыми световыми приборами, в том числе указателями поворотов и ремнями безопасности.

Если говорить о предназначении CFMoto Z8, то его можно обозначить как спортивно-утилитарный мотовездеход. У него агрессивный дизайн, и он больше похож на багги для получения адреналиновых приходов, нежели на рабочую лошадку. Размеры кузова тоже намекают, что там поместится не туша кабана, а экипировка.

Несмотря на то что водителя и пассажира окружает крепкий каркас безопасности, шлем для управления этой штукой нужен. Если приложиться головой о каркас — ничего хорошего не будет. У меня шлема не было, так что я просто пообещал себе быть осторожнее. А пока устроился за рулем. Руль, педали, кресло — все, как в обычном автомобиле, но эргономика — понятие от UTV далекое, хотя присутствует регулировка руля и водительского кресла. Я со своим ростом под 190 см поместился впритык. Благо педали только две. Ремень безопасности — почти гоночный, четырехточечный. Вместо двери — защитная сеточка. Ее главное предназначение — не дать вам рефлекторно выставить руку или ногу при опрокидывании. Все управление — на автомобильный манер, разве что «поворотники» включаются двуплечей клавишей, на передней панели есть небольшой бардачок, где хранится пульт управления встроенной лебедкой. К слову, воспользоваться ей не пришлось.

Под небольшим кузовом за спинами седоков скрывается мотор объемом 800 «кубиков» и мощностью солидные 63 л.с. Двигатель V-образный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением. Времени на тест-драйв у меня было немного, так что разбирался я с особенностями квадрицикла уже на ходу. Двигатель заводится на автомобильный манер, поворотом ключа зажигания. Тихой работу мотора не назовешь. За спиной он тарахтит так, что при разговоре с пассажиром надо уже напрягать голосовые связки.

Между двумя креслами расположен рычаг управления трансмиссией. Положения рычага несколько отличаются от традиционных автомобильных, толкать его надо не на себя, а от себя. Поначалу я путался, но потом привык. Хотя информативность привода не ахти, вслепую переключать режимы сложно. Положения рычага стандартные — P, R, N, H, L. Режим H соответствует автомобильному Drive. Ну вот и поехали. На ходу разберемся.

Крутящий момент от двигателя к колесам передается через клиноременной вариатор. С места этот почти багги принимает не хуже иного спорткара. Официальные данные утверждают, что до 60 км/ч CFMoto Z8 разгоняется за 3,2 секунды. Причем это на заднем приводе и по грунтовой дороге. Максимальная скорость — 100 км/ч.

Это действительно в первую очередь снаряд для получения адреналина. Скорость по лесной грунтовой дороге с ямами и перекатами — 60−80 км/ч. Ух! Подвеска этого вездехода — как белорусская экономика — терпит ямы, провалы, взлеты, падения, резкие повороты. Мотор ревет, трансмиссия воет, глаза блестят. Спасибо электроусилителю руля — управляться с квадрициклом не составляет труда. Только в скоростных поворотах следует быть осторожным. Колеса вгрызаются в грунт, почти не скользят, а центр тяжести довольно высок, так что всегда есть риск опрокидывания.

Сделать так, чтобы эта штука на бездорожье перестала ехать, надо еще постараться, хотя и возможно. Клиренс у Z8 — 280 мм, подвески спереди и сзади независимые, на сдвоенных рычагах. По умолчанию квадрицикл заднеприводный, передняя ось подключается жестко, нажатием кнопки на передней панели.

При необходимости можно заблокировать передний дифференциал и воспользоваться понижающей передачей. Этого арсенала хватает для того, чтобы карабкаться в самых труднодоступных местах. Крутые горки, песок, грязь — все можно преодолеть, если ехать с умом. Если без ума — то есть передняя лебедка. Ну и все еще не забываем о риске переворота. Квадрицикл не позволяет пользоваться распространенным приемом — переносом центра масс. Это удел квадроциклов.

Так я плавно перемещаюсь к изучению второго типа мотовездеходов на примере Polaris Sportsman 850 SP. Это, можно сказать, классический мотовездеход с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным же рулем.

В белорусских ПДД он получил термин «квадроцикл» или мотовездеход, и он не относится ни к одному типу транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении. Его не нужно регистрировать, для управления квадроциклом не требуется водительское удостоверение, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования. Возникает хороший вопрос: «А за что меня могут привлечь инспекторы ГАИ, если остановят на квадроцикле на дороге общего пользования?». Выезд на дорогу на квадроцикле будет квалифицирован в соответствии с ч. 5 ст. 18.12 КоАП: «Несвоевременные регистрация или перерегистрация транспортного средства, либо непредставление его без уважительной причины в установленный срок для государственного технического осмотра, либо управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере 1−3 б. в. Кроме того, за данное правонарушение введена повторность, и уже за повторное правонарушение в течение года нарушитель получит штраф в размере от 2 до 5 б. в.»

Во взращенной советским менталитетом голове сразу возникает вопрос — а если пьяный по лесу задом на квадроцикле? Что будет? Все просто. Несмотря на то что регистрировать мотовездеход не требуется, он все равно является транспортным средством. И если вас поймают в поле или в лесу пьяным за его рулем, вступает в дело статья 18.16 КоАП, согласно которой «управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати пяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года».

Итак, на дороги общего пользования мне нельзя, но, проезжая по асфальтовой дороге мимо экипажа ГАИ, я не привлек их внимания. Однако испытывать терпение я не стал и свернул в лес при первой возможности. Собственно, там и раскрываются все прелести этого типа транспортного средства.

Polaris Sportsman 850 SP — этакий представитель элиты среди квадроциклов. Во многом благодаря особой конструкции. Эта модель примечательна наличием электроусилителя руля, который, кроме своей прямой функции, исполняет роль демпфера при проезде неровностей. В результате руль не рвется из рук при проезде, например, торчащих корней деревьев. Честно говоря, осознал я этот факт уже после поездки. Трансмиссия имеет три режима — задний привод, автоматически подключаемый полный и режим полного привода с торможением двигателем на спуске.

Полный привод здесь работает следующим образом: как только задние колеса начинают пробуксовывать, система автоматически блокирует все четыре колеса. Если задние колеса обретают сцепление, трансмиссия переходит в режим заднего привода. Интересно и необычно. В принципе для туристического квадроцикла, коим Polaris Sportsman 850 SP и является, это удобно. Поставил переключатель в режим полного привода и забыл. Электроника в тяжелой ситуации все сделает сама. Я проверил это в глубокой песчаной канаве и остался доволен. И правда, не надо думать, какую блокировку включить в том или ином случае. Не едет? Включаем понижающую передачу и полный привод. Если и так не едет, слезаем с квадроцикла и толкаем, одновременно нажимая на газ. Тут важно не споткнуться.

Можно отметить еще две интересные конструктивные особенности Polaris Sportsman 850 SP. В задней независимой подвеске используется стабилизатор поперечной устойчивости, что для такой техники решение неординарное. Двигатель объемом 850 «кубиков» выдает 78 л.с. и имеет балансирные валы. В итоге мотор работает практически без вибраций. Особенно сильный был контраст после того, как я сел на Polaris Sportsman 850 SP после тряского на холостых оборотах CFMoto Z8. Polaris кажется просто лимузином повышенной комфортности. А уж о динамике и говорить не приходится. Бешеного спурта с места нет, квадроцикл начинает разгон плавно и мягко, но очень быстро. И при этом шум от него настолько небольшой, что общаться с задним пассажиром можно, лишь слегка повернув к нему голову.

Внедорожные шины на асфальте ведут себя крайне небезопасно. Даже на небольшой скорости (около 60 км/ч) квадроцикл начинает слегка гулять по траектории, скользить в поворотах. Ехать быстро совершенно не хочется.

А вот на бездорожье — как раз наоборот. Polaris Sportsman 850 SP оказался очень мягким и покладистым аппаратом, с ним легко управится даже девушка. Типичный такой «турист», на котором можно выдержать не один десяток километров. Надо только помнить, что бак тут — 17 литров, а на бездорожье квадроцикл с таким объемным и мощным мотором может запросто расходовать 30 литров на 100 км. Для заднего пассажира в нашей комплектации было предусмотрено удобное кресло со спинкой и поручнями. Забавно, потому что большинство инструкций к мотовездеходам этого типа гласит, что от пассажира лучше отказаться. Так-то.

Ну и конечно, Polaris Sportsman 850 SP все же требует от водителя куда больших специфических навыков, нежели side-by-side. Умение переносить центр масс посредством собственного тела — ключевой прием квадроциклиста.

А одна из самых травмоопасных привычек неопытного наездника — это попытка остановить боковое опрокидывание, выставив ногу в качестве упора. Ничем, кроме перелома, это обычно не заканчивается. Но побороть в себе инстинкт крайне сложно, но лишь до первого перелома.

Ну и продолжим грустную тему. Цена. Polaris Sportsman 850 SP стоит 954 000 российских рублей (28 760 белорусских). Цена хорошо оснащенного бюджетного седана. Чуть дешевле стоит китайский CFMoto Z8 — 810 000 российских рублей (24 420 белорусских рублей). Это немного дешевле именитых аналогов, но при этом всякие полезные штуки вроде лебедки у китайской техники идут в базовой комплектации.

Нам запомнилось

CFMoto Z8 800 EFI

При сильной тряске рассмотреть что-либо в зеркалах заднего вида сложно, но в городе они пригодятся
Положения селектора трансмиссии отличаются от привычных «автомобильных»
Многофункциональный дисплей «слепнет» на солнце, в остальном же очень информативен
Задняя подвеска имеет ход 200 мм
На рулевом валу хорошо виден мотор электроусилителя

Режимы полного привода включаются кнопками на передней панели и оснащены «защитой от дурака»

Polaris Sportsmen 850 SP

В задней подвеске можно заметить стойки стабилизатора — необычное решение для квадроцикла
Режимы полного привода включаются клавишей на руле
Передний «багажник» Polaris весьма скромен по объему
Узкий мотор обеспечивает удобную посадку водителю
Polaris весит 350 кг, так что в сложной ситуации применяется дополнительная человеческая сила

Благодарим за предоставленную технику официального дилера CFMOTO в Беларуси ЗАО «Элитавто».

-15%
-25%
-20%
-50%
-40%
-15%
-20%
-80%