• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  2. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  3. Песков прокомментировал итоги встречи Путина и Лукашенко
  4. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  5. Освежеванные трупы собак двое суток лежали на виду у всех на льду в Шклове. Местные вызвали милицию
  6. «Падумаў, што савецкі пятак». В сквере в центре Минска нашли клад
  7. БФСС рассказал, почему МОК может запретить белорусским спортсменам выступать под госфлагом
  8. «Гнездования» не случилось. Что будет весной с ценами на квартиры в Минске
  9. Министр здравоохранения: вероятно, третья волна COVID-19 будет менее интенсивной
  10. Четвертый день суда над журналисткой TUT.BY и врачом БСМП. Похоже, допрос свидетелей завершен
  11. «Меры жесткие». В МАРТ прокомментировали введенные ограничения по торговле
  12. «Оставила их, а они уже грустят, вздыхают». О чем из СИЗО пишет Катерина Борисевич
  13. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  14. «В 7 утра сын сам завтракает печеньем — я встаю через 1,5 часа». 10 вещей, которым учит родительство
  15. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  16. В Беларуси признали экстремистским телеграм-канал NEXTA-Live. Авторы поменяли название, а суд снова запретил
  17. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  18. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  19. Лайнер, пингвины и Антарктида. Музыкант из Гродно побывал в 137 странах на всех континентах и привез крутые фото
  20. «У моей дочери нет мимики. Она не может закрыть рот». История матери, чья дочь живет с миопатией
  21. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  22. По ценам на 62 товара и 50 медпрепаратов ввели жесткие ограничения
  23. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  24. До 25 лет лишения свободы. Начался суд над водителем, который прокатил на капоте гаишника
  25. Семь ИТ-компаний из Беларуси попали в список ста лучших аутсорсеров мира
  26. В Гомеле снова осудили водителя, который пьяным насмерть сбил детей, отсидел, выпил — и снова насмерть сбил
  27. «Думала, не добегу». Как женщину отправили из тюрьмы в больницу, но, возможно, вернут обратно
  28. 200-й день протестов, письма из тюрьмы и видео с силовиками за 11 августа. Что происходит в Беларуси
  29. Врачи назвали самые типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не допускаете ли их вы
  30. Когда будут арестовывать авто, а когда — забирать права на время: новое в ПИКоАП для водителей


Павел Мурашко, фото автора,

Пить или не пить? Где ездить и где не ездить на мотовездеходах? Мы решили разобраться с особенностями эксплуатации мотовездеходов на дорогах нашей страны, так что взяли на тест-драйв сразу два типа этих транспортных средств.

В европейских городах зачастую можно встретить немало квадроциклов на улицах. Их используют в качестве ежедневного средства передвижения вместо мотоцикла или скутера. Да, места на дороге он занимает немного больше, но все же остается юрким и быстрым, при этом с парковкой меньше проблем, чем с автомобилем. Но у нас этот тип транспортного средства пока остается дорогой игрушкой.

Конструктивно мотовездеходы делятся на два типа — UTV (utility task vehicle — утилитарные) и ATV (all-terrain vehicle — внедорожные). Первые еще называют side-by-side. То есть в нем водитель и пассажир сидят плечом к плечу. Вторые имеют классическую мотоциклетную посадку. А законодательство нашей страны разделяет эти транспортные средства на квадрициклы и квадроциклы. Такой вот словесно-буквенный пассаж законотворцев. Одна буква в названии — а такие разные судьбы.

Сначала разберемся с CFMoto Z8 800 EFI. Это — UTV или side-by-side по конструкции и квадрицикл по закону. Термином «квадрицикл» в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 611 назвали четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов. То есть квадрицикл — не что иное, как мини-автомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач. Для управления им нужны права категории «В». Под рулевым управлением автомобильного типа подразумевается рулевое колесо, «баранка». Ну и раз уж квадрициклу позволено обитать на дорогах общего пользования, они оснащаются всеми необходимыми световыми приборами, в том числе указателями поворотов и ремнями безопасности.

Если говорить о предназначении CFMoto Z8, то его можно обозначить как спортивно-утилитарный мотовездеход. У него агрессивный дизайн, и он больше похож на багги для получения адреналиновых приходов, нежели на рабочую лошадку. Размеры кузова тоже намекают, что там поместится не туша кабана, а экипировка.

Несмотря на то что водителя и пассажира окружает крепкий каркас безопасности, шлем для управления этой штукой нужен. Если приложиться головой о каркас — ничего хорошего не будет. У меня шлема не было, так что я просто пообещал себе быть осторожнее. А пока устроился за рулем. Руль, педали, кресло — все, как в обычном автомобиле, но эргономика — понятие от UTV далекое, хотя присутствует регулировка руля и водительского кресла. Я со своим ростом под 190 см поместился впритык. Благо педали только две. Ремень безопасности — почти гоночный, четырехточечный. Вместо двери — защитная сеточка. Ее главное предназначение — не дать вам рефлекторно выставить руку или ногу при опрокидывании. Все управление — на автомобильный манер, разве что «поворотники» включаются двуплечей клавишей, на передней панели есть небольшой бардачок, где хранится пульт управления встроенной лебедкой. К слову, воспользоваться ей не пришлось.

Под небольшим кузовом за спинами седоков скрывается мотор объемом 800 «кубиков» и мощностью солидные 63 л.с. Двигатель V-образный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением. Времени на тест-драйв у меня было немного, так что разбирался я с особенностями квадрицикла уже на ходу. Двигатель заводится на автомобильный манер, поворотом ключа зажигания. Тихой работу мотора не назовешь. За спиной он тарахтит так, что при разговоре с пассажиром надо уже напрягать голосовые связки.

Между двумя креслами расположен рычаг управления трансмиссией. Положения рычага несколько отличаются от традиционных автомобильных, толкать его надо не на себя, а от себя. Поначалу я путался, но потом привык. Хотя информативность привода не ахти, вслепую переключать режимы сложно. Положения рычага стандартные — P, R, N, H, L. Режим H соответствует автомобильному Drive. Ну вот и поехали. На ходу разберемся.

Крутящий момент от двигателя к колесам передается через клиноременной вариатор. С места этот почти багги принимает не хуже иного спорткара. Официальные данные утверждают, что до 60 км/ч CFMoto Z8 разгоняется за 3,2 секунды. Причем это на заднем приводе и по грунтовой дороге. Максимальная скорость — 100 км/ч.

Это действительно в первую очередь снаряд для получения адреналина. Скорость по лесной грунтовой дороге с ямами и перекатами — 60−80 км/ч. Ух! Подвеска этого вездехода — как белорусская экономика — терпит ямы, провалы, взлеты, падения, резкие повороты. Мотор ревет, трансмиссия воет, глаза блестят. Спасибо электроусилителю руля — управляться с квадрициклом не составляет труда. Только в скоростных поворотах следует быть осторожным. Колеса вгрызаются в грунт, почти не скользят, а центр тяжести довольно высок, так что всегда есть риск опрокидывания.

Сделать так, чтобы эта штука на бездорожье перестала ехать, надо еще постараться, хотя и возможно. Клиренс у Z8 — 280 мм, подвески спереди и сзади независимые, на сдвоенных рычагах. По умолчанию квадрицикл заднеприводный, передняя ось подключается жестко, нажатием кнопки на передней панели.

При необходимости можно заблокировать передний дифференциал и воспользоваться понижающей передачей. Этого арсенала хватает для того, чтобы карабкаться в самых труднодоступных местах. Крутые горки, песок, грязь — все можно преодолеть, если ехать с умом. Если без ума — то есть передняя лебедка. Ну и все еще не забываем о риске переворота. Квадрицикл не позволяет пользоваться распространенным приемом — переносом центра масс. Это удел квадроциклов.

Так я плавно перемещаюсь к изучению второго типа мотовездеходов на примере Polaris Sportsman 850 SP. Это, можно сказать, классический мотовездеход с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным же рулем.

В белорусских ПДД он получил термин «квадроцикл» или мотовездеход, и он не относится ни к одному типу транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении. Его не нужно регистрировать, для управления квадроциклом не требуется водительское удостоверение, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования. Возникает хороший вопрос: «А за что меня могут привлечь инспекторы ГАИ, если остановят на квадроцикле на дороге общего пользования?». Выезд на дорогу на квадроцикле будет квалифицирован в соответствии с ч. 5 ст. 18.12 КоАП: «Несвоевременные регистрация или перерегистрация транспортного средства, либо непредставление его без уважительной причины в установленный срок для государственного технического осмотра, либо управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере 1−3 б. в. Кроме того, за данное правонарушение введена повторность, и уже за повторное правонарушение в течение года нарушитель получит штраф в размере от 2 до 5 б. в.»

Во взращенной советским менталитетом голове сразу возникает вопрос — а если пьяный по лесу задом на квадроцикле? Что будет? Все просто. Несмотря на то что регистрировать мотовездеход не требуется, он все равно является транспортным средством. И если вас поймают в поле или в лесу пьяным за его рулем, вступает в дело статья 18.16 КоАП, согласно которой «управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати пяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года».

Итак, на дороги общего пользования мне нельзя, но, проезжая по асфальтовой дороге мимо экипажа ГАИ, я не привлек их внимания. Однако испытывать терпение я не стал и свернул в лес при первой возможности. Собственно, там и раскрываются все прелести этого типа транспортного средства.

Polaris Sportsman 850 SP — этакий представитель элиты среди квадроциклов. Во многом благодаря особой конструкции. Эта модель примечательна наличием электроусилителя руля, который, кроме своей прямой функции, исполняет роль демпфера при проезде неровностей. В результате руль не рвется из рук при проезде, например, торчащих корней деревьев. Честно говоря, осознал я этот факт уже после поездки. Трансмиссия имеет три режима — задний привод, автоматически подключаемый полный и режим полного привода с торможением двигателем на спуске.

Полный привод здесь работает следующим образом: как только задние колеса начинают пробуксовывать, система автоматически блокирует все четыре колеса. Если задние колеса обретают сцепление, трансмиссия переходит в режим заднего привода. Интересно и необычно. В принципе для туристического квадроцикла, коим Polaris Sportsman 850 SP и является, это удобно. Поставил переключатель в режим полного привода и забыл. Электроника в тяжелой ситуации все сделает сама. Я проверил это в глубокой песчаной канаве и остался доволен. И правда, не надо думать, какую блокировку включить в том или ином случае. Не едет? Включаем понижающую передачу и полный привод. Если и так не едет, слезаем с квадроцикла и толкаем, одновременно нажимая на газ. Тут важно не споткнуться.

Можно отметить еще две интересные конструктивные особенности Polaris Sportsman 850 SP. В задней независимой подвеске используется стабилизатор поперечной устойчивости, что для такой техники решение неординарное. Двигатель объемом 850 «кубиков» выдает 78 л.с. и имеет балансирные валы. В итоге мотор работает практически без вибраций. Особенно сильный был контраст после того, как я сел на Polaris Sportsman 850 SP после тряского на холостых оборотах CFMoto Z8. Polaris кажется просто лимузином повышенной комфортности. А уж о динамике и говорить не приходится. Бешеного спурта с места нет, квадроцикл начинает разгон плавно и мягко, но очень быстро. И при этом шум от него настолько небольшой, что общаться с задним пассажиром можно, лишь слегка повернув к нему голову.

Внедорожные шины на асфальте ведут себя крайне небезопасно. Даже на небольшой скорости (около 60 км/ч) квадроцикл начинает слегка гулять по траектории, скользить в поворотах. Ехать быстро совершенно не хочется.

А вот на бездорожье — как раз наоборот. Polaris Sportsman 850 SP оказался очень мягким и покладистым аппаратом, с ним легко управится даже девушка. Типичный такой «турист», на котором можно выдержать не один десяток километров. Надо только помнить, что бак тут — 17 литров, а на бездорожье квадроцикл с таким объемным и мощным мотором может запросто расходовать 30 литров на 100 км. Для заднего пассажира в нашей комплектации было предусмотрено удобное кресло со спинкой и поручнями. Забавно, потому что большинство инструкций к мотовездеходам этого типа гласит, что от пассажира лучше отказаться. Так-то.

Ну и конечно, Polaris Sportsman 850 SP все же требует от водителя куда больших специфических навыков, нежели side-by-side. Умение переносить центр масс посредством собственного тела — ключевой прием квадроциклиста.

А одна из самых травмоопасных привычек неопытного наездника — это попытка остановить боковое опрокидывание, выставив ногу в качестве упора. Ничем, кроме перелома, это обычно не заканчивается. Но побороть в себе инстинкт крайне сложно, но лишь до первого перелома.

Ну и продолжим грустную тему. Цена. Polaris Sportsman 850 SP стоит 954 000 российских рублей (28 760 белорусских). Цена хорошо оснащенного бюджетного седана. Чуть дешевле стоит китайский CFMoto Z8 — 810 000 российских рублей (24 420 белорусских рублей). Это немного дешевле именитых аналогов, но при этом всякие полезные штуки вроде лебедки у китайской техники идут в базовой комплектации.

Нам запомнилось

CFMoto Z8 800 EFI

При сильной тряске рассмотреть что-либо в зеркалах заднего вида сложно, но в городе они пригодятся
Положения селектора трансмиссии отличаются от привычных «автомобильных»
Многофункциональный дисплей «слепнет» на солнце, в остальном же очень информативен
Задняя подвеска имеет ход 200 мм
На рулевом валу хорошо виден мотор электроусилителя

Режимы полного привода включаются кнопками на передней панели и оснащены «защитой от дурака»

Polaris Sportsmen 850 SP

В задней подвеске можно заметить стойки стабилизатора — необычное решение для квадроцикла
Режимы полного привода включаются клавишей на руле
Передний «багажник» Polaris весьма скромен по объему
Узкий мотор обеспечивает удобную посадку водителю
Polaris весит 350 кг, так что в сложной ситуации применяется дополнительная человеческая сила

Благодарим за предоставленную технику официального дилера CFMOTO в Беларуси ЗАО «Элитавто».

-10%
-35%
-10%
-17%
-10%
-5%
-20%
-20%
-8%
-15%
0072142