Иван Петренко,

Что общего у Chevrolet Niva и Nissan Terrano? Как минимум то, что оба они являются наследниками легендарных моделей — Chevrolet забрал бренд Niva у харизматичного ВАЗ-2121, а под именем Terrano на протяжении почти двух десятилетий мы знали совсем другой автомобиль — рамный внедорожник. Но сегодня мы собрали их совсем по другому поводу: Niva и Terrano — самые доступные варианты, если вам нужен компактный полноприводный автомобиль на все случаи жизни. И мы решили выяснить, что в большей степени стоит своих денег: «лоу-кост» за $ 8600 в лице Chevrolet Niva или же бюджетный, но современный кроссовер Nissan Terrano за $ 13 000.

Разберемся с ценами. Базовая Chevrolet Niva стоит от 172 миллионов рублей, что как раз и составляет $ 8600.

Список базового оснащения не впечатлит даже завзятых аскетов: усилитель руля, зеркала с обогревом и электроприводом, электрические стеклоподъемники спереди, центральный замок с управлением на ключе зажигания. Но не расстраивайтесь: комплектация LE, как на фото, стоит не намного дороже — от 190,9 миллионов ($ 9550). В ней уже появляется и кондиционер, и некоторые позиции «внедорожного пакета» — черный шноркель (воздухозаборник), черные литые диски и внедорожные шины Continental. Если же нужнее ABS, подушки безопасности и преднатяжители ремней безопасности, то можно отказаться от внедорожного пакета и выбрать комплектацию GL — она стоит те же 190,9 миллионов. Ну, а тем, кто не намерен отказываться ни от зубастых шин на красивых дисках, но от подушек и всего прочего, порекомендуем комплектацию LE+ за 20,7 миллионов ($ 10 200) — в ней есть все вышеперечисленное.

Но если с комплектациями у Chevrolet все хорошо, то с модификациями — туго. Их просто нет: Niva предлагается с одним единственным двигателем — 1,7-литровым 80-сильным, исключительно с 5-ступенчатой механической коробкой передач, и, естественно, с «нивовской» системой полного привода. Это означает, что привод — постоянный полный, с «раздаткой» и межосевым дифференциалом, который можно принудительно заблокировать, причем как на повышенной, так и на пониженной передаче. В общем, кондовая совковая классика.

А вот у Nissan Terrano все ровно наоборот. Это дитя нынешнего века: базовым является передний привод, а за полный нужно доплачивать. Сколько? Считайте: переднеприводный Terrano с механической коробкой передач и передним приводом стоит от 863 000 российских рублей (из-за курса валют цены постоянно колеблются, поэтому для удобства будем приводить их в «первоисточнике»), что составляет примерно $ 13 100. Такой же автомобиль, в версии Comfort с 6-ступенчатой КП и полным приводом, стоит от 992 000 российских рублей (примерно $ 15 000). Кстати, обратите внимание, что в нашем каталоге новых автомобилей на A.TUT.BY Nissan Terrano можно выбирать уже у 4 дилеров!

В отличие от Niva, есть у Terrano и модификации помощнее: двухлитровый 143-сильный двигатель предлагается и с механической, и с автоматической коробкой передач, и с передним, и с полным приводом. У нас на тест-драйве как раз оказалась одна из последних версиий, ранее недоступных — после небольшого рестайлинга Terrano стал предлагаться в модификации «автомат+полный привод» с двухлитровым двигателем. Стоит такой авто от 1 102 000 до 1 167 000 российских рублей ($ 16 700−17 750).

Что касается технической части, то схема полного привода у Terrano тоже принципиально другая: постоянно ведущей является только передняя ось, а задняя подключается посредством муфты по команде электроники. Можно выбрать один из трех режимов работы трансмиссии: 2WD, AUTO и LOCK. Первый предназначен для повседневного передвижения, второй — для езды по скользкому покрытию, третий — для преодоления бездорожья. В этом случае муфта блокируется, и получается такой же полный привод, как и у Niva с заблокированным дифференциалом.

И, раз уж разговор зашел о внедорожных способностях, то сразу начнем «мериться». И, несмотря на то, что Niva выглядит как компактный внедорожник, а Terrano — как типичный кроссовер, дорожный просвет у них примерно одинаков. При этом Niva имеет более выгодную геометрическую проходимость — у нее меньше свесы, углы въезда и съезда визуально больше. Но Terrano тоже неплох — бампер тоже особо не выступает, а стальная защита картера двигателя придает уверенности на жестком оффроуде. Впрочем, и здесь Niva чуть лучше: у нее защита тоже стальная, но при этом прикрывает не только двигатель, но и коробку с «раздаткой».

Еще не садясь в автомобили, можно ощутить, что между ними — десятилетия. Как? Да просто потянуть за дверную ручку — у Niva, несмотря на многочисленные рестайлинги и обновления, она по-прежнему тугая, требующая твердой руки. А у Terrano — легкая и невесомая. Собственно, дальше именно это ощущение не будет нас покидать на протяжении всей поездки: «мужская» Niva и тихий, мягкий почти совершенный на ее фоне Terrano.

Салон Niva на удивление хорош — даже на фоне современных конкурентов

Интерьер Niva выглядит отлично! Но только на фоне обычной Lada 4×4, где многие детали родом чуть ли не из 70-х годов прошлого века. Здесь же они родом из 90-х — жесткий пластик, но плавные обводы в стиле модного тогда направления «биодизайн», переключатели с троссовым приводом… Хотя, вспоминая о цене от 8,6 тысяч долларов, приходишь к мысли, что все отлично.

Серьезно — все хорошо. «Лоу-кост» от Chevrolet, если не придираться, вполне «жизнеспособен»: высоковатая, но неплохая посадка за рулем. Отличная обзорность. Кондовые переключатели, но зато — кондиционер, в топ-версии — еще и ABS с подушками безопасности. В общем, просто, но вполне неплохо.

Плохое качество пластика и очень странная посадка водителя — вот две проблемы интерьера Nissan Terrano

Интерьер Terrano — из другого мира. Из другой эпохи. Однако, если абстрагироваться от Niva, то и в нем полно своих особенностей. Посадка не идеальная из-за отсутствия регулировки руля по вылету, но зато кресло здесь регулируется по высоте. Пластик тоже довольно «кондовый» — даже у китайских моделей он сейчас лучше. Правда, полного привода у них нет — да и цены почти такие же. И поэтому Terrano остается, по сути, единственным вариантом для тех, кто хочет полный привод недорого, но ездить на Niva не хочет.

Для пассажиров Niva такая же, как и для водителя: сиденья установлены высоко, как в классическом внедорожнике, спинки стоят почти вертикально. Однако это не вызывает неудобств — двое садятся вполне комфортно, а если нужно, для третьего тоже место найдется.

По задним сиденьям паритет: отличия только в нюансах. Двоим будет хорошо, третий лишний в обеих машинах

Зная, что у Terrano колесная база длиннее на 20 с лишним сантиметров, мы делали ставки на то, что и салон сзади будет просторнее примерно настолько же. Но не угадали: «сам за собой» сзади сидишь примерно с таким же запасом пространства в коленях. Почему? Посадка другая: в Niva сидишь высоко и вертикально, а здесь — ниже, отчего требуется больше места для ног. А еще выяснилось, что на уровне подлокотников салон Terrano уже, чем у Niva. Так что третьему здесь будет не так вольготно.

Багажник — гордость Nissan Terrano. Большой, правильной формы — так и зовет в путешествие всей семьей

Багажники можно даже не сравнивать: Niva со своими 320 литрами не идет ни в какое сравнение с Terrano, у которого 475 литров, и при этом нужно учитывать, что у Chevrolet багажник короткий и высокий, поэтому многие негабаритные предметы могут не поместиться без складывания спинок задних сидений. У обеих моделей спинка заднего сиденья раздельная, несимметричная, что позволяет выбирать «конфигурацию», но при этом у Terrano при складывании нужно снимать подголовники и размещать их отдельно. У Niva такой проблемы нет — потому что нет задних подголовников.

Помните, мы говорили о том, что Niva требует твердой руки? Это касается не только дверных ручек: здесь все нарочито тяжелое, тугое. Привыкаешь к такому быстро, но поначалу кажется, что водители Niva — сплошь пауэрлифтеры, штангисты и борцы. Тяжелый руль, тугой рычаг коробки передач, натужный разгон, вибрации «фоном» и легкое подвывание трансмиссии — этот автомобиль ни с чем не перепутаешь.

А что Nissan? Да ничего! Сел, завел — поехал. Жужжит мотор, шуршат покрышки, радио бормочет — ноль эмоций. Но когда привыкнешь и вспомнишь, что полноприводный Terrano стоит далеко не 10 тысяч, быстро находишь к чему придраться: и мотор мог бы тише быть, и вся шумоизоляция лучше. Но разгоняется он бодро, едет нормально, на скорости ведет себя хорошо — и поэтому заслуживает оценки «хорошо».

Управляемость? Крепче за баранку держись, шофер. Насколько Niva хороша на бездорожье, настолько беспомощна она на асфальте

А какой оценки заслуживает Niva? Пока едете по прямой, то — «неплохо». Кроме медлительного разгона ничего особо не раздражает. А иногда, когда попадаешь на участок с очень плохим асфальтом или вовсе без него, даже восхищает — подвески работают просто на 5 баллов! Такой «фильтрации» неровностей не в каждом внедорожнике с пневмоподвеской сыщешь.

Но если вы вдруг решили быстро ехать не только на прямой, удовольствие улетучивается: на резкие маневры Niva реагирует глубокими, пугающими кренами. А когда дорога скользкая, все это усугубляется еще и приличным заносом задней оси. Правда, маловероятно, что это приведет к серьезным последствиям: стоит отпустить педаль газа, да еще и начать маневрировать, как скорость мгновенно падает до безопасных значений.

Nissan на асфальте только радует: все понятно, четко. За рулем можно получать удовольствие

У Terrano с управляемостью никаких проблем: несмотря на то, что на фото машина несется тоже с пугающим креном и явной склонностью к заносу, даже «чайник» вряд ли испугается — система стабилизации отключается только до 40 км/ч, а на любой экстремальный маневр отвечает мгновенным «прикусыванием» тормозов, не позволяя автомобилю уйти в занос. И даже то, что ESP не входит в базовое оснащение Terrano, не должно смущать — управляется он все равно безопасно.

Противобуксовочная система — великая вещь, работает очень эффективно, «вытягивает» из самых сложных ситуаций

Электронный «ассистент» помогает Terrano и на бездорожье: диагональное вывешивание Nissan проходит легко благодаря антипробуксовочной системе. Причем водитель даже особо не чувствует пробуксовок — вывешенное колесо блокируется довольно жестко, и никаких специальных приемов пилотирования не требуется. Просто держи ровный газ, и Terrano справится.

У Niva противобуксовочной системы нет, а жаль. Этой машине она была бы очень кстати

А вот на Niva газ нужно не просто держать — его лучше не отпускать. Потому что свободные межколесные дифференциалы без каких-либо электронных «имитаций» больше всего боятся как раз диагонального вывешивания — вся мощность уходит в бесполезную пробуксовку вывешенных колес. В данном случае — заднего левого и переднего правого. Но проблема решается просто: откат назад, чуть больше разгон — и Niva просто перелетает препятствие.

На песке не хватает тяги 1,7-литрового мотора — поэтому «понижайка», «понижайка» и еще раз «понижайка»

Не менее уверенно Niva ведет себя и на более жестком бездорожье. Песчаный карьер для нее как дом родной: пока держишь газ в полу, Niva непобедима. Мы восхищались подвесками на грунтовых дорога- а в карьере вообще готовы петь им оды! Поскольку мощности 80-сильного мотора не хватает, для Niva вполне нормальным является перемещение по бездорожью ходом и с прыжками — и, такое ощущение, что машина именно для этого и сделана. На ней не страшно съехать в канаву, влезь в разъезженную колею, рвануть по размытому полю — пока водитель не отпустит газ, Niva способна на все!

Для вылазок на бездорожье лучше брать версию с механической коробкой передач. К «автомату» Terrano в сложных условиях появляются вопросы

А вот у Terrano, когда он съезжает в песчаный карьер, педаль газа можно вообще приварить к полу — но вряд ли это сильно поможет. Виной тому «автомат»: в вязком песке он начинает сильно пробуксовывать, и не дает автомобилю набрать ход. Конечно, для объективного сравнения лучше было бы взять версию с «механикой», но в тестовом парке — увы, только Terrano с «автоматом». Поэтому констатируем факт: на дорогах Terrano почти безупречен на фоне Niva, а вот на бездорожье есть вопросы.

Так что рекомендации по Chevrolet Niva и Nissan Terrano получаются такие же, как и по внедорожным покрышкам. Профессиональные «зубастые» модели категории Mud Terrain в сравнительных тестах часто обозначают символом: 80/20, или наоборот — 20/80. Это означает, что первая покрышка больше подойдет тем, кто 80 процентов пробега наезжает по асфальту, а вторая — тем, у кого 80% — это пробег по бездорожью. Та же история и с нашими сегодняшними дуэлянтами: если основной пробег — по асфальту, тогда однозначно Nissan Terrano. Пусть он и дороже, но зато комфортнее, удобнее и современнее по всем параметрам. Но если бездорожье в вашем среднегодовом пробеге составляет даже не 80, а хотя бы 50% общего километража, тогда имеет смысл задуматься о Chevrolet Niva. Пусть она и «дубовая», но зато более крепкая, да и на бездорожье «железная» трансмиссия с межосевым дифференциалом явно проживет гораздо больше, чем всякие там муфты.

Нам запомнилось

Chevrolet Niva

+ Включать блокировку центрального дифференциала можно как на повышенной, так и на пониженной передачах
— Прошлый век: интерьер родом из 90-х. Кому-то это может не понравиться
+ Заводской шноркель и более зубастая резина — хорошее предложение для любителей бездорожья
— Двигатель маломощный и прожорливый: меньше 10 литров — это нереально

Nissan Terrano

+ Система полного привода позволяет ездить как на переднем приводе, так и с заблокированной межосевой муфтой
— Красивые пороги на бездорожье могут стать первым «трофеем»
+ Система стабилизации не дает машине сорваться в занос, несмотря на все старания водителя
— На бездорожье Terrano чувствовал себя неуверенно из-за «автомата» — он не давал машине ускоряться для покорения подъема

Модель, побывавшая на тесте AUTO.TUT.BY

Chevrolet Niva 1.7

Nissan Terrano 2.0 AT 4WD

Рабочий объем, см3

1690

1998

Максимальная мощность, л. с.

80

143

Максимальный крутящий момент, Нм

128

191

Максимальная скорость, км/ч

140

174

Разгон с 0 до 100 км/с, с

19

11,5

Расход топлива, л/100 км (городской / загородный)

14,1 / 8,8

11,3 / 7,2

Длина, мм

4056

4315

Ширина, мм

1800

1822

Высота, мм

1690

1695

Колесная база, мм

2450

2673

-50%
-10%
-10%
-10%
-46%
-30%
-18%