Дмитрий Новицкий,

В 2016-м случилось событие мирового масштаба: московский завод Renault начал производство модели Kaptur, созданной специально для стран бывшего СССР. Вдумайтесь — специально для нас мировой концерн разработал новую модель!

— Идея создания такой машины родилась около 4−5 лет назад, когда мы увидели дизайн европейской модели Captur, но при этом поняли, что для российских условий она слишком мала и слишком сложна по конструкции. Турбомоторы небольшого объема, «легковые» подвески, отсутствие полного привода — все это не любят на наших рынках, поэтому было решено создать модель с похожим дизайном, но на проверенном шасси от Duster, — комментируют ситуацию представители Renault. — Но при этом «наш» Kaptur длиннее европейского на 22 сантиметра, и ни одной общей кузовной детали вы не найдете.

Салон получился очень симпатичным. Но самое главное — нет ни намека на странную посадку водителя, как у Duster. Водитель сидит комфортно, хоть у руля нет регулировки по вылету. Качество материалов отделки — не очень.

Салон тоже создан «по мотивам» европейского Captur: все очень похоже, но в мелочах отличия есть. Другой руль, другой пластик. При этом создана машина на существующем шасси Renault Duster, так называемой платформе Global Access. Поэтому, если говорить просто, новый Kaptur — это Duster с интересной внешностью и «дизайнерским» салоном. Так?

— Не совсем так, ведь шасси мы тоже переработали — Kaptur лучше управляется на асфальте, не растеряв при этом внедорожных качеств, — уверяет инженер-испытатель Renault Никита Гудков.

Пока что автомобиль доступен с двумя бензиновыми моторами: 1,6 л (114 л. с.) и 2,0 л (143 л. с.). Коробки передач — механические или 4-ступенчатый «автомат» у двухлитрового мотора. Только в сентябре появится вариатор для версии 1,6 — и это значит, что моторы-трансмиссии тоже идентичны Duster.

— Автоматическую трансмиссию мы тоже перенастроили, поэтому едет машина совсем по-другому.

На мелких неровностях Kaptur жестче Duster: подвеску «зажимали» с прицелом на асфальтовую управляемость.

И вот у нас двухлитровая машина: полный привод и тот самый 4-ступенчатый «автомат», который прокляло не одно поколение покупателей французских автомобилей. Но! «Автомат» действительно перенастроен: если не требовать от него резких и неожиданных движений, не требовать «кик-дауна» в самый неподходящий момент и специально не ставить ему ловушки, он работает предсказуемо и адекватно. Если просто ехать, «автомат» работает хорошо, причем его доводкой занимались российские инженеры. Поэтому будем надеяться, что «прошивка» «автомата» Kaptur появится и на Duster. Но в общем и целом характер полноприводной машины получился степенным и вальяжным: внешность ого-го, но Kaptur на ходу не провоцирует к резким маневрам. Руль тяжеловат, на его повороты машина отзывается с некоторой ленцой — характер двухлитровой версии с «автоматом» очень спокойный, нордический.

— Это легко объяснимо, ведь версия тяжелее переднеприводной на 135 кг, — комментирует Никита Гудков, который занимался доводкой ездовых качеств. — Когда вы проедете за рулем 1,6-литровой версии с передним приводом, почувствуете разницу, вам эта машина наверняка понравится больше.

По плохой дороге «гасить», не разбирая ям, не получится — «всеядности» Duster стало меньше. В том числе из-за 17-дюймовых колес.

А мы тем временем сворачиваем на бездорожье: шасси и система полного привода от Duster, помноженные на 204 мм дорожного просвета, обещают многое. И это так: редкий кроссовер победит Kaptur вне дорог.

Камни в воде? Не проблема: силовой агрегат и жизненно важные узлы хорошо защищены. Но общая «геометрия» хуже, чем у Duster. Все сделано для того, чтобы «развести» модели по разным рыночным нишам. Duster — для охотников и рыбаков, Kaptur — для креативной молодежи и городских жителей.

Брод на фото — легкая задача для «стиляги» Kaptur. Машина снизу надежно укрыта металлическими защитами, а если перевести контроллер работы полного привода в положение Lock, муфта заблокируется, и реакции на действия педалью газа станут абсолютно предсказуемы.

Для езды по бездорожью лучше всего подходит версия с «автоматом» — удобно дозировать тягу. У переднеприводной версии с МКП не отключается противобуксовочная система — это явная ошибка разработчиков.

Поэтому, несмотря на «игрушечную» внешность, Kaptur — серьезный боец на бездорожье. В этом он похож на автомобили Range Rover: вряд ли кто-то станет «долбить» такую красивую игрушку, но если вдруг апокалипсис, то она сможет вывезти из сердца любого «Хавьера».

Причем для бездорожья я советую именно такую версию: два литра, «автомат». Ведь машина с мотором 1,6 и правда едет совсем по-другому.

Дорожный просвет — «честные» 204 мм, и это очень много.

1,6-литровый мотор хорошо известен по всем моделям альянса, в 5-ступенчатой механической коробке передач тоже нет ничего нового — но в горах мне ехать не так удобно, как с «автоматом». Педаль газа очень задемпфирована, тронуться с места, не пугая окружающих рыком мотора, сложно. Если взбираешься в гору, нужные обороты двигателя тоже сложно подобрать: балансировать на грани с такими настройками педали газа тяжело.

— Мы специально так сделали; если сделать газ «острым», начинающие водители могли бы сделать ошибки при трогании с места, — говорит Никита Гудков.

Карабкаться по камням удобнее с «автоматом» — его наконец-то правильно настроили, поэтому «автоматическую» версию можно назвать удачной.

Простая ситуация: на фото не видно, но подъем крутой и каменистый. Тронуться с места в этой ситуации очень сложно: «газ» слишком задемпфирован и непредсказуем, а раскрутить мотор и бросить сцепление не получается, ведь противобуксовочная система не отключается! Электроника моментально «душит» мотор, и ты стоишь посреди горной дороги, красивый, двухцветный, — а тронуться не можешь. Это явный прокол создателей, противобуксовочную систему нужно делать отключаемой даже у переднеприводных версий. Ведь у 4×4 ее можно отключить, а у переднеприводной версии — нет. А случись снежная зима, сугробы — как «бить» целину? Поэтому в этом случае явно нужно дорабатывать алгоритм системы.

Двухцветная окраска кузова заметно оживляет облик Kaptur. Плачьте, владельцы MINI. Есть все то же самое — но намного дешевле!

Но стоит выехать на асфальт — и здесь 1,6-литровая версия и царь, и бог. По управляемости она на самом деле «живее». На повороты руля отзывается легко, на горных серпантинах на ней приятно зажигать. Крены меньше, чем у Duster. Гармоничный, сбалансированный автомобиль. Мне кажется, таким и должен быть Kaptur — переднеприводным, с мотором 1,6. Едет эта версия эмоциональнее, но все равно — не хватает. Управляемость хороша, но мотора — не хватает. И это самая главная проблема Kaptur — в гамме нет «зажигательного» мотора. И 1,6 и 2,0 едут очень спокойно, неторопливо. А при такой яркой внешности хочется больше эмоций.

Еще важный момент: Kaptur в наших широтах является отличной альтернативой «гольф-классу». Размеры салона и багажника совпадают, но при этом посадка-высадка удобнее, дорожного просвета больше: похоже, именно такие машины и «убьют» привычный многим белорусам класс.

Посмотрите на него на заводском фото — прекрасный горожанин! Но в обличье трепетной лани скрывается очень недурно «заряженный» «проходимец», которого не испугаешь самыми суровыми условиями эксплуатации. Конечно, новый Renault Kaptur — это не Range Rover Evoque. По асфальту он едет лучше Duster, но BMW X1 он не стал. Моторы флегматичны по характеру, и в целом новинка не располагает к быстрой езде. Это просто машина, яркая внешне, но эмоций она вам не подарит. Хотя стоит заглянуть в прайс-лист, как отношение к Kaptur меняется в сторону максимального позитива. Белорусских цен пока нет, поэтому озвучиваю российские.

Версия с 1,6-литровым мотором и МКП стоит около 800 тыс. рублей (12,1 тыс. долларов). В базовой комплектации: кондиционер, электропривод зеркал, ключ-карта, ESP, аудиосистема с AUX и USB, светодиодные ходовые огни и две подушки безопасности. Полноприводная версия 2,0 «начинается» с 1 млн рублей (15 180 долларов). «Топовая» комплектация с «автоматом», датчиками света и дождя, камерой заднего вида, климат-контролем и другими опциями стоит около 1,1 млн рублей (16,7 тыс. долларов). В России ближайший конкурент, Nissan Quashqai, только стартует от 1,1−1,2 млн рублей — и это будет переднеприводная версия с мотором 1,2 и механической коробкой передач. Ford EcoSport тоже дороже в сравнимых комплектациях, поэтому в конкурентах остаются, по сути, только китайские модели. Открываем каталог A.TUT.BY — и видим, что Geely Emgrand X7 «начинается» от 12 тыс. долларов. Lifan X60 дешевле, примерно от 9 тыс. долларов по курсу. При этом базовый Ford EcoSport в Беларуси стоит от 294,3 млн рублей, что около 15 тысяч долларов. Поэтому, если в Минске базовую версию Kaptur оценят примерно в 13−13,5 тысячи, это будет успех.

В Беларусь Kaptur приедет в августе-сентябре. Тогда же станут известны точные цены. Но сдается мне, Kaptur станет очередным бестселлером Renault на нашем рынке. С такой внешностью и с такой ценой машине нужно бояться только одного конкурента — Hyundai Creta. Этот кроссовер тоже неплох собой, на него тоже обещают хорошую цену, и появится он тоже осенью. Поэтому нам будет интересно собрать вместе два автомобиля и сравнить. Следите за AUTO.TUT.BY!

Нам запомнилось

Салон Renault Kaptur — это, конечно, не «премиум», но по сравнению с Duster огромный шаг вперед. Причем эргономических ляпов почти нет. Посадка водителя правильная, не мешает даже отсутствие регулировки руля по вылету. Подлокотник тоже удобен: нет ни одной раздражающей особенности Duster. Ощущение — словно находишься в модели на класса два выше.
Как всегда у французов, умиляют мелочи: это блок управления климат-контролем. Он не только красив, но и удобен.
Экран мультимедиасистемы: все работает быстро, четко и логично. Нажав на кнопку «Установка времени», можно запрограммировать дистанционный запуск двигателя. Очень удобно зимой: не нужно будет отскребать машину от снега и льда.
Помните дешевый ключ Duster? В этой модели — кнопка запуска двигателя и карта-ключ с автоматическим открыванием-закрыванием дверей.
Датчик дождя, обогрев лобового стекла: в комплектацию Kaptur включены действительно необходимые вещи.
На заднем сиденье простор: места хватит и троим пассажирам. Но центрального подлокотника нет, это минус.
Объем багажника 387 л, а под заказ можно установить удобную фиксирующую сетку.
Двойные дверные уплотнители — это тоже важно для эксплуатации в наших широтах.
17-дюймовые колеса улучшили управляемость на асфальте, но ухудшили плавность хода. Мелочи и стыки машина проходит гораздо жестче «соплатформенного» Duster.
Заливать жидкость стеклоомывателя не очень удобно — хотя у Renault такое расположение горловины встречается часто.
«Сделано для стран бывшего СССР» — поэтому автомобиль по периметру «зашит» черным пластиком, защищающим Kaptur от мелких повреждений.
Шумоизоляция для этого класса очень неплоха: ее «собирали» по чуть-чуть. Свой вклад добавили и специальные вкладыши в колесных арках.
Подсветки салонного зеркальца нет даже за доплату — серьезный минус, учитывая аудиторию автомобиля.
В конструкции Kaptur нет ни одного непроверенного агрегата: все узлы обкатаны, отработаны — поэтому проблем с надежностью быть не должно. Обратите внимание на размер аккумулятора: 70 Ач! Все сделано с запасом, для повышения живучести.
Именно так создатели видят целевую аудиторию автомобиля — активные городские жители, и у модели есть все шансы на успех.

ТТХ Renault Kaptur 1,6/2,0 (АКП)

Двигатель

Рабочий объем, см3

1598/1998

Максимальная мощность, л. с.

114/143

Максимальный крутящий момент, Нм

156/195

Динамика

Максимальная скорость, км/ч

171/180

Разгон с 0 до 100 км/с, с

12,5/11,2

Расход топлива, л/100 км

Средний

7,4/8,9

Размеры

Длина, мм

4333

Ширина, мм

1813

Высота, мм

1613

Колесная база, мм

2673

-21%
-20%
-25%
-28%
-21%
-30%