Иван Петренко,

Большая энергетическая эффективность по сравнению с двигателем внутреннего сгорания, вместо выбросов CO2 и других вредных веществ — чистый водяной пар! Не это ли автомобили будущего? Два из них уже серийно выпускаются — о них и пойдет разговор в этом материале.

Разработчики Toyota и Honda уверены, что за такими автомобилями — будущее. Поэтому неспроста свой новый водородный седан Toyota назвала именем Mirai, что с японского переводится как «будущее». Уже представлен и ее прямой конкурент — Honda Clarity FCV.

Казалось бы, нет ничего проще — заменить солярку и бензин водородом, который можно получить из разного сырья (в частности, простым электролизом воды), и конец всем экологическим бедам! Однако сами понимаете, ждать конца нефтяного века придется еще достаточно долго. К тому же до недавнего времени водородомобили, среди которых не только модели Honda и Toyota, но и, например, Mercedes B-класса и кроссовер Hyundai ix35 Fuel Cell, распространялись исключительно по лизинговым схемам и после реализации пилотных проектов возвращались производителям — для дальнейшего рассмотрения нюансов эксплуатации водородных машин. Пока что нюансов несколько: такие машины получаются очень дорогими, а для производства водорода нужно большое количество электроэнергии, которая зачастую вырабатывается не самым экологическим чистым методом.

Mirai и Clarity FCV сперва также попадут не в частные руки, а будут поставляться ведомственным учреждениям, но затем поступят в свободную продажу, как и обычные автомобили, став общедоступными моделями. По этой же причине оба производителя в один голос заявляют о «первых в мире серийных автомобилях на топливных элементах». Собственно, электрохимические генераторы с батареей топливных элементов, которыми оснащаются водородомобили, синтезируют воду из кислорода и водорода с выделением необходимой для движения электроэнергии.

Но компоновка силовых установок у Mirai и Clarity FCV разная. Если у седана Toyota блок топливных элементов располагается под передними сиденьями, а тяговый электродвигатель установлен под капотом, то у Honda же все элементы силовой установки, включая топливные ячейки и силовую электронику, полностью уместились в подкапотном пространстве — энергоблок у Clarity FCV по размерам сравним с традиционным двигателем V6.

Преимущество Honda — компактная силовая установка, что позволило увеличить размеры салона

Добиться этого хондовским инженерам удалось в том числе и благодаря уменьшению толщины пластин топливных элементов. В свою очередь более компактная силовая установка позволила разработчикам рационализировать компоновку салона седана с пятью посадочными местами — у Mirai, сопоставимого с Clarity FCV по габаритам (в длину обе машины растянулись на 4,89 м), мест предусмотрено четыре.

У Honda — полноценный пятиместный салон, машина получилась просторнее Toyota

Мощность электродвигателя у Honda составляет 177 л.с., что на 23 л. с. больше, чем у Mirai. Запас хода у последней достигает 650 км против 700 км у Clarity FCV, а экспресс-заправка баллонов водородом в обоих случаях сопоставима и занимает примерно три минуты. В обоих случаях баллоны со сжатым водородом размещены под задними сиденьями и полом багажника.

С помощью Honda можно питать электроэнергией целый дом: это актуально в подверженных ураганам районах США, да и в самой Японии эта функция тоже пригодится

Кстати, седан Honda вдобавок сам может выступать в качестве генератора электроэнергии для использования дома или на улице: с помощью питаемой от топливных элементов Clarity FCV передвижной мини-электростанции Power Exporter 9000 (емкость 9 кВтч) можно обеспечить электричеством небольшой коттедж в течение недели!

Toyota теснее, не может питать электричеством коттедж, у нее спорный дизайн — зато она дешевле

Выпускаемая на заводе Мотомачи Toyota Mirai на японском рынке поступила в продажу уже в конце прошлого года, ее стоимость — более 7 миллионов йен (около 60 000 долларов в пересчете). Летом следующего года Mirai должна появиться и у европейских дилеров.

Что касается хондовской Clarity FCV, которая оказывается на 3000 долларов дороже Mirai, то ее продажи в родной Японии стартуют в начале следующего года, позже водородомобиль доберется и до Старого Света. В общем, Clarity FCV и Mirai — это неплохая попытка доказать людям, что и автомобиль с двигателем на топливных элементах может быть практичным и удобным при повседневном использовании. Если прежде водородомобили были, по сути, лишь смелой мечтой разработчиков по созданию автомобиля, не причиняющего вреда окружающей среде, то сегодня они постепенно становятся реальностью. Пока их широкому распространению мешает не только высокая стоимость, но и неразвитая сеть станций заправки водородом. Однако лет через 10−15 легковушки на электроводородной тяге могли бы стать неплохой альтернативной традиционным электромобилям — нефть рано или поздно закончится, поэтому, уверены японцы, в будущем человечество в качестве энергоносителя станет широко использовать именно водород.

-30%
-20%
-50%
-15%
-12%
-15%
-10%
-10%
-50%