109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  2. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  3. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  4. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  5. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  6. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  7. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  8. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  9. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  10. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  11. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  12. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  13. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  14. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  15. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  18. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  19. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  22. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  23. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  24. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  25. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  26. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  27. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  28. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  29. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  30. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки


Иван Петренко,

Большая энергетическая эффективность по сравнению с двигателем внутреннего сгорания, вместо выбросов CO2 и других вредных веществ — чистый водяной пар! Не это ли автомобили будущего? Два из них уже серийно выпускаются — о них и пойдет разговор в этом материале.

Разработчики Toyota и Honda уверены, что за такими автомобилями — будущее. Поэтому неспроста свой новый водородный седан Toyota назвала именем Mirai, что с японского переводится как «будущее». Уже представлен и ее прямой конкурент — Honda Clarity FCV.

Казалось бы, нет ничего проще — заменить солярку и бензин водородом, который можно получить из разного сырья (в частности, простым электролизом воды), и конец всем экологическим бедам! Однако сами понимаете, ждать конца нефтяного века придется еще достаточно долго. К тому же до недавнего времени водородомобили, среди которых не только модели Honda и Toyota, но и, например, Mercedes B-класса и кроссовер Hyundai ix35 Fuel Cell, распространялись исключительно по лизинговым схемам и после реализации пилотных проектов возвращались производителям — для дальнейшего рассмотрения нюансов эксплуатации водородных машин. Пока что нюансов несколько: такие машины получаются очень дорогими, а для производства водорода нужно большое количество электроэнергии, которая зачастую вырабатывается не самым экологическим чистым методом.

Mirai и Clarity FCV сперва также попадут не в частные руки, а будут поставляться ведомственным учреждениям, но затем поступят в свободную продажу, как и обычные автомобили, став общедоступными моделями. По этой же причине оба производителя в один голос заявляют о «первых в мире серийных автомобилях на топливных элементах». Собственно, электрохимические генераторы с батареей топливных элементов, которыми оснащаются водородомобили, синтезируют воду из кислорода и водорода с выделением необходимой для движения электроэнергии.

Но компоновка силовых установок у Mirai и Clarity FCV разная. Если у седана Toyota блок топливных элементов располагается под передними сиденьями, а тяговый электродвигатель установлен под капотом, то у Honda же все элементы силовой установки, включая топливные ячейки и силовую электронику, полностью уместились в подкапотном пространстве — энергоблок у Clarity FCV по размерам сравним с традиционным двигателем V6.

Преимущество Honda — компактная силовая установка, что позволило увеличить размеры салона

Добиться этого хондовским инженерам удалось в том числе и благодаря уменьшению толщины пластин топливных элементов. В свою очередь более компактная силовая установка позволила разработчикам рационализировать компоновку салона седана с пятью посадочными местами — у Mirai, сопоставимого с Clarity FCV по габаритам (в длину обе машины растянулись на 4,89 м), мест предусмотрено четыре.

У Honda — полноценный пятиместный салон, машина получилась просторнее Toyota

Мощность электродвигателя у Honda составляет 177 л.с., что на 23 л. с. больше, чем у Mirai. Запас хода у последней достигает 650 км против 700 км у Clarity FCV, а экспресс-заправка баллонов водородом в обоих случаях сопоставима и занимает примерно три минуты. В обоих случаях баллоны со сжатым водородом размещены под задними сиденьями и полом багажника.

С помощью Honda можно питать электроэнергией целый дом: это актуально в подверженных ураганам районах США, да и в самой Японии эта функция тоже пригодится

Кстати, седан Honda вдобавок сам может выступать в качестве генератора электроэнергии для использования дома или на улице: с помощью питаемой от топливных элементов Clarity FCV передвижной мини-электростанции Power Exporter 9000 (емкость 9 кВтч) можно обеспечить электричеством небольшой коттедж в течение недели!

Toyota теснее, не может питать электричеством коттедж, у нее спорный дизайн — зато она дешевле

Выпускаемая на заводе Мотомачи Toyota Mirai на японском рынке поступила в продажу уже в конце прошлого года, ее стоимость — более 7 миллионов йен (около 60 000 долларов в пересчете). Летом следующего года Mirai должна появиться и у европейских дилеров.

Что касается хондовской Clarity FCV, которая оказывается на 3000 долларов дороже Mirai, то ее продажи в родной Японии стартуют в начале следующего года, позже водородомобиль доберется и до Старого Света. В общем, Clarity FCV и Mirai — это неплохая попытка доказать людям, что и автомобиль с двигателем на топливных элементах может быть практичным и удобным при повседневном использовании. Если прежде водородомобили были, по сути, лишь смелой мечтой разработчиков по созданию автомобиля, не причиняющего вреда окружающей среде, то сегодня они постепенно становятся реальностью. Пока их широкому распространению мешает не только высокая стоимость, но и неразвитая сеть станций заправки водородом. Однако лет через 10−15 легковушки на электроводородной тяге могли бы стать неплохой альтернативной традиционным электромобилям — нефть рано или поздно закончится, поэтому, уверены японцы, в будущем человечество в качестве энергоносителя станет широко использовать именно водород.

-20%
-20%
-30%
-10%
-10%
-10%
-35%