Что общего у новой Volvo XC90, жевательных резинок Turbo и джинсов Levi Strauss - разбирался Дмитрий Новицкий и журнал "Большой" во время тест-драйва в Испании.

Модель ХС90 для Volvo - новая эра, новая эпоха. "До нашей эры" и "после нашей эры": так может сказать каждый, кто вырос на автомобилях 80-х и 90-х годов. Прежняя XC90 была автомобилем "нашей эры": "механической", относительно простой. Большой автомобиль на все случаи жизни, и с первого взгляда, создатели ни на йоту не отошли от этого рецепта при разработке нового поколения модели. Она такая же просторная, "семейная" и безопасная.

Если философия модели осталась прежней, "механика" изменилась кардинально. ХС90 теперь принадлежит к новой эре: моторы только четырехцилиндровые, объемом 2,0 литра. Восьмиступенчатая автоматическая коробка передач тоже одна на все версии, а версий пока три: D5, T6 и T8. На этом месте принято начинать плач Ярославны, что вот, мол, был у старой машины чудесный мотор V8, а сейчас какая-то гибридная "пукалка" вместо него, и раньше было время, а сейчас совсем не то. Но в случае с ХС90 переход на "единый" силовой агрегат вполне оправдан. Дело в том, что эта машина - не из "сегодня". Она из "завтра" для Европы и из послепослезавтра - для Беларуси.

Об этом думается в Испании, когда смотришь на машины для тест-драйва: ХС90 - гость из другой жизни, где слова "экология", "безопасность", "забота о людях" наполнены смыслом. Все течет, все меняется - когда последний раз вы брились опасным лезвием, роняя капли крови в мыльную воду? Когда последний раз добирались на лошади на работу и участвовали в кулачных боях? Напор времени неумолим, и лучшее подтверждение тому - Volvo XC90. Он как наглядное пособие всего, к чему пришло человечество в ХХI веке. К чему именно - перечислю по пунктам.

Силовой агрегат: только четыре цилиндра, только два литра, отличается лишь тип топлива, бензин или дизель, и варианты форсировки. Сейчас самый слабый дизель развивает 225 л.с., самая мощная бензиновая версия - 320 л.с. И самая важная деталь: по сути, это один и тот же мотор, только в разных версиях.
- Катастрофа! - закричат сторонники старых моторов. Но можно не кричать, а констатировать факт. Во-первых, "унифицированные" моторы снижают издержки: представьте, сколько стоит выпускать линейку из пяти моторов разного рабочего объема и насколько дешевле делать единый блок для всех моторов. Во-вторых, небольшой рабочий объем означает снижение веса, а это экономия металлов, которых и так немного осталось на планете. В-третьих, "даунсайзинг" дарит снижение расхода топлива и выбросов в атмосферу.

И в-четвертых, а кто сказал, что двухлитровый мотор плохо едет? Я атакую поворот за поворотом за рулем самой слабой дизельной версии и понимаю, что мощнее двигатель мне и не нужен. 220 км/ч, 7,8 секунды с 0 до 100 км/ч - шаг вперед все те, кому нужно быстрее в семиместном большом автомобиле.
Дизель бодро выстреливает двухтонную машину, автомат быстро и плавно переключает передачи. На автобане скорость моментально подбирается к отметке 170 км/ч: к дизелю у меня претензий нет. Да, шумноват при разгоне, но за расход 5,7 литра в смешанном цикле можно все простить. Уверен, эта версия будет продаваться лучше всего: едет хорошо, работает тихо, топлива почти не ест. Что еще нужно для семейного счастья?

Для семейного счастья нужны традиционные "вольвовские" ценности. Например, безопасность. Конек, с которого уже добрых 50 лет не слазят шведские инженеры, по-прежнему является основным конкурентным преимуществом Volvo.
- Мы создали самую безопасную машину в классе, - за обедом говорит шведский инженер, и я ему охотно верю. Я уже был на краш-тесте, имитирующем вылет с трассы в придорожный кювет, я изучал конструкцию сидений со специальной вставкой, смягчающей вертикальные нагрузки, общался с конструкторами, отвечающими за безопасность. О чем говорить, если все краш-тесты эта машина прошла с манекенами детей, сидящими на третьем ряду сидений? Считай, в багажнике, где расстояние до заднего бампера не более полуметра: но все живы, здоровы, Volvo XC90 словно любящая мать, оберегает "своих" людей.

Я меняю модификации нового автомобиля, я уезжаю на новые маршруты под ласковым испанским солнцем и понимаю, что шведы создали шедевральный автомобиль. Они носились с проектом ХС90 как с писаной торбой: после "развода" с Ford китайские инвесторы наконец-то дали финансирование в полном объеме. И шведам не пришлось выбирать детали для новой модели из "общефордовских" запасов: в машине все новое, оригинальное, созданное с нуля. Силовой агрегат оригинальный, новый. Шасси, по последней моде, модульное, позволяет легко "играть" с размерами колесной базы и создавать на одних и тех же подвесках много разных моделей и модификаций. Подвески, к слову, многорычажные, задняя и вовсе с поперечной рессорой. Заглянешь в салон - а там Лувр и современное искусство.
Пока ХС90 опережает конкурентов на шаг во всем, начиная с "единого" силового агрегата и заканчивая "модульной" конструкцией шасси. Она красива, она безопасна, она чертовски роскошна внутри. На серпантинах я удивленно поднимаю брови: руль здесь более информативен, чем в BMW X5! Из недостатков: на наших дорогах подвеска покажется чересчур жесткой. Дизель все же шумноват при разгоне. И… и в общем-то и все, автомобиль и правда очень хорош. Хотя он проиграет "люксовым" конкурентам спор за мощность двигателя: в нише мощных Х5, ML и Porsche Cayenne Volvo противопоставить нечего. Самая мощная версия ХС90 развивает "всего" 230 км/ч и разгоняется с 0 до 100 км/ч за 5,9 секунды - и на фоне конкурентов этого мало. Поэтому в верхнем сегменте "премиума" Range Rover и прочие Porsche могут спать спокойно: ХС90 "целится" не в них.
Эта машина не роскошна - она интеллигентна. Улавливаете разницу?

Модель ХС90 для Volvo - новая эра, новая эпоха. "До нашей эры" и "после нашей эры": так может сказать каждый, кто вырос на автомобилях 80-х и 90-х годов. Прежняя XC90 была автомобилем "нашей эры": "механической", относительно простой. Большой автомобиль на все случаи жизни, и с первого взгляда, создатели ни на йоту не отошли от этого рецепта при разработке нового поколения модели. Она такая же просторная, "семейная" и безопасная.

Если философия модели осталась прежней, "механика" изменилась кардинально. ХС90 теперь принадлежит к новой эре: моторы только четырехцилиндровые, объемом 2,0 литра. Восьмиступенчатая автоматическая коробка передач тоже одна на все версии, а версий пока три: D5, T6 и T8. На этом месте принято начинать плач Ярославны, что вот, мол, был у старой машины чудесный мотор V8, а сейчас какая-то гибридная "пукалка" вместо него, и раньше было время, а сейчас совсем не то. Но в случае с ХС90 переход на "единый" силовой агрегат вполне оправдан. Дело в том, что эта машина - не из "сегодня". Она из "завтра" для Европы и из послепослезавтра - для Беларуси.

Об этом думается в Испании, когда смотришь на машины для тест-драйва: ХС90 - гость из другой жизни, где слова "экология", "безопасность", "забота о людях" наполнены смыслом. Все течет, все меняется - когда последний раз вы брились опасным лезвием, роняя капли крови в мыльную воду? Когда последний раз добирались на лошади на работу и участвовали в кулачных боях? Напор времени неумолим, и лучшее подтверждение тому - Volvo XC90. Он как наглядное пособие всего, к чему пришло человечество в ХХI веке. К чему именно - перечислю по пунктам.

Силовой агрегат: только четыре цилиндра, только два литра, отличается лишь тип топлива, бензин или дизель, и варианты форсировки. Сейчас самый слабый дизель развивает 225 л.с., самая мощная бензиновая версия - 320 л.с. И самая важная деталь: по сути, это один и тот же мотор, только в разных версиях.
- Катастрофа! - закричат сторонники старых моторов. Но можно не кричать, а констатировать факт. Во-первых, "унифицированные" моторы снижают издержки: представьте, сколько стоит выпускать линейку из пяти моторов разного рабочего объема и насколько дешевле делать единый блок для всех моторов. Во-вторых, небольшой рабочий объем означает снижение веса, а это экономия металлов, которых и так немного осталось на планете. В-третьих, "даунсайзинг" дарит снижение расхода топлива и выбросов в атмосферу.

И в-четвертых, а кто сказал, что двухлитровый мотор плохо едет? Я атакую поворот за поворотом за рулем самой слабой дизельной версии и понимаю, что мощнее двигатель мне и не нужен. 220 км/ч, 7,8 секунды с 0 до 100 км/ч - шаг вперед все те, кому нужно быстрее в семиместном большом автомобиле.
Дизель бодро выстреливает двухтонную машину, автомат быстро и плавно переключает передачи. На автобане скорость моментально подбирается к отметке 170 км/ч: к дизелю у меня претензий нет. Да, шумноват при разгоне, но за расход 5,7 литра в смешанном цикле можно все простить. Уверен, эта версия будет продаваться лучше всего: едет хорошо, работает тихо, топлива почти не ест. Что еще нужно для семейного счастья?

Для семейного счастья нужны традиционные "вольвовские" ценности. Например, безопасность. Конек, с которого уже добрых 50 лет не слазят шведские инженеры, по-прежнему является основным конкурентным преимуществом Volvo.
- Мы создали самую безопасную машину в классе, - за обедом говорит шведский инженер, и я ему охотно верю. Я уже был на краш-тесте, имитирующем вылет с трассы в придорожный кювет, я изучал конструкцию сидений со специальной вставкой, смягчающей вертикальные нагрузки, общался с конструкторами, отвечающими за безопасность. О чем говорить, если все краш-тесты эта машина прошла с манекенами детей, сидящими на третьем ряду сидений? Считай, в багажнике, где расстояние до заднего бампера не более полуметра: но все живы, здоровы, Volvo XC90 словно любящая мать, оберегает "своих" людей.

Я меняю модификации нового автомобиля, я уезжаю на новые маршруты под ласковым испанским солнцем и понимаю, что шведы создали шедевральный автомобиль. Они носились с проектом ХС90 как с писаной торбой: после "развода" с Ford китайские инвесторы наконец-то дали финансирование в полном объеме. И шведам не пришлось выбирать детали для новой модели из "общефордовских" запасов: в машине все новое, оригинальное, созданное с нуля. Силовой агрегат оригинальный, новый. Шасси, по последней моде, модульное, позволяет легко "играть" с размерами колесной базы и создавать на одних и тех же подвесках много разных моделей и модификаций. Подвески, к слову, многорычажные, задняя и вовсе с поперечной рессорой. Заглянешь в салон - а там Лувр и современное искусство.
Пока ХС90 опережает конкурентов на шаг во всем, начиная с "единого" силового агрегата и заканчивая "модульной" конструкцией шасси. Она красива, она безопасна, она чертовски роскошна внутри. На серпантинах я удивленно поднимаю брови: руль здесь более информативен, чем в BMW X5! Из недостатков: на наших дорогах подвеска покажется чересчур жесткой. Дизель все же шумноват при разгоне. И… и в общем-то и все, автомобиль и правда очень хорош. Хотя он проиграет "люксовым" конкурентам спор за мощность двигателя: в нише мощных Х5, ML и Porsche Cayenne Volvo противопоставить нечего. Самая мощная версия ХС90 развивает "всего" 230 км/ч и разгоняется с 0 до 100 км/ч за 5,9 секунды - и на фоне конкурентов этого мало. Поэтому в верхнем сегменте "премиума" Range Rover и прочие Porsche могут спать спокойно: ХС90 "целится" не в них.
Эта машина не роскошна - она интеллигентна. Улавливаете разницу?


И у нее есть душа. В мире каждую секунду, каждый час создается очень много автомобилей. Какие-то из них получаются лучше, какие-то хуже. Но очень у немногих есть душа: ощущение, что люди не просто старались при создании, они отдавали душу, часть себя.
Вы поймите: Volvo не такой гигант, как Toyota или Mercedes-Benz. Они не могут позволить себе менять модели каждые три года, поэтому каждый шаг, каждое решение должно быть - на века. Первое поколение ХС90 выпускалось долгих 12 лет, поэтому у шведов было время подумать, что они хотят сказать.
- Мы - маленькая компания. Но! Я работаю в Volvo уже 20 лет. Мой отец работал в Volvo и, не поверишь, мой дед тоже работал в Volvo! - рассказывает мне швед, и я вижу подтверждение его слов в интерьере новой модели. Я вижу в каждой детали шведскую модель жизни: с отдельным частным домиком, семьей, ребятишками и прицепом с лодкой или дачей. Хорошая человеческая жизнь, тот самый социализм, который строили в СССР, но реализовался он почему-то в Скандинавии.

Каждая мелочь, каждая деталь пропитана любовью создателей. Это банальные слова, но правда: дерево, светлые тона. Настоящий шведский стиль с трогательными деталями а-ля рычаг коробки передач из шведского хрусталя. Хороший скандинавский стиль с минимализмом и продуманностью каждой детали.

При всей скандинавской сдержанности Volvo XC90 сейчас в авангарде технического прогресса. Вместо россыпи кнопок в его салоне - удобный планшет, на который "повешены" все функции.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. 

Открыть/cкачать видео (10.65 МБ)
Климат, навигация, регулировки сидений: все делается "бескнопочно", через планшет. Этакий iPad на колесах, и к этому решению придут все производители. Пока же Volvo впереди планеты всей, только у Tesla реализовано похожее решение.

Вердикт по Volvo ХС90? Невероятно удобный, просторный, энергетически "светлый" автомобиль: глядя на него, немедленно хочется завести большую семью, большой дом и большое счастье. ХС90 является олицетворением этих ценностей, улыбок маленьких детей и долгих счастливых путешествий. Путешествий с комфортом, путешествий в безопасности, путешествий с общей идеей того, что мир прекрасен. Он и правда прекрасен за рулем новой XC90: словами я не могу передать чувство интеллигентности всего и вся, которое настигает за рулем ХС. Это не гламурный и роскошный автомобиль в белорусском понимании этой фразы. Это - интеллигентный автомобиль.
Но… не могу избавиться от грусти. Я смотрю на счастливых инженеров-шведов, любуюсь инженерными решениями этого автомобиля, восхищаюсь его максимальной безопасностью во всем и с ужасом понимаю, как далека философская матрица Volvo XC90 от белорусского народа.

Volvo XC90 - окно в другой мир. В мир без войн, где все равны, где каждого оценивают не по паспорту, а по возможностям, где люди думают не о войне, а о безопасности других людей. Где такой автомобиль - всего лишь разумный выбор человека, у которого есть семья и желание путешествовать всей семьей. Где день начинается с улыбки, а не с выпуска зомбителеновостей. Понимаете?
Чтобы понять, о чем я, достаточно взглянуть на лицо шведа-инженера и лица коллег из постсоветского пространства.
- Дима, я не знаю, будет ли у меня работа, когда я приземлюсь в аэропорту Киева, - слова украинского коллеги лучшим образом иллюстрируют пропасть между новым ХС90 и нашим славянским миром. Пока у нас то одни, то вторые выясняют, кто прав, а кто виноват, шведы создают автомобиль, который может сам оставаться в полосе.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. 

Открыть/cкачать видео (7.68 МБ)

ХС90 - словно жевательная резинка Turbo начала 90-х и настоящие фирменные джинсы Levi Strauss, окно в другой мир. И в этом мире Volvo ХС90 олицетворяет не канон альфа-самца "смог, опередил всех, заработал", а является выбором интеллигентного человека. Без тяги к нарочитой роскоши, но с кристальным вкусом. Вкусом, который звенит как натянутая струна во всем: дизайне, интерьере. Концепции тех самых "экологически чистых" моторов, безопасности - во всем. Поэтому я заочно уважаю каждого покупателя ХС90 и почему-то уверен, что этот автомобиль может сделать человека лучше. Тоньше. Изящнее душой.

Не уверен, смог ли правильно передать свой посыл, но ХС90 бесполезно рассматривать как автомобиль с плюсами и минусами. О них вы можете почитать чуть ниже, в фотогалерее, я же лишь хотел сказать, что за дверью Volvo как за каменной стеной машины времени. Находясь в которой, ты словно едешь в будущее. И будущее в салоне Volvo кажется, несомненно, светлым.
Редакция выражает признательность компании "Элитавто" за помощь в организации тест-драйва.
Техника в быту

Новый XC90 будет доступен и с "внедорожным" обвесом из черного пластика, хотя внедорожник из машины номинальный, это "паркет" в чистом виде. У машин с пружинной подвеской дорожный просвет 238 мм, с пневмоподвеской он меняется от 227 до 267 мм, цифры хорошие, но трансмиссию "затачивали" на отличное поведение на зимней дороге, не на бездорожье.


Интерьер подкупает деталями: "деталировка" очень тщательная, забудьте о гулком пластике и недорогой "фурнитуре". Хрустальный рычаг переключения режимов трансмиссии - каково?

Панель приборов сейчас - всего лишь экран.

"Сердце" интерьера - планшет, с помощью которого можно управлять всей сервисной электроникой. Делать звонки, ориентироваться в навигации, настраивать машину: нажатия на экран решают все проблемы.

Как всегда, огромное внимание уделено безопасности. Автомобиль "видит" пешеходов и самостоятельно останавливается, если кто-то выскочит под колеса.

Впервые в мире! Экстренная остановка при повороте налево - ХС90 применяет самостоятельное торможение и в таких ситуациях.

Система автоматической парковки: да, само собой разумеется. Для такой большой машины она, конечно же, полезна.

Обратите внимание на боковые подушки безопасности для пассажиров третьего ряда сидений: все краш-тесты ХС90 проходил с манекенами и на третьем ряду сидений. "Самый безопасный автомобиль за всю историю Volvo!" - так говорят инженеры.

В сиденья встроены специальные энергопоглощающие механизмы: снижают вертикальную нагрузку при аварии, спасают позвоночник.

Тысячи краш-тестов позволяют инженерам заявлять, что они сделали самый безопасный Volvo за всю историю человечества.

Двигатель, по сути, один: двухлитровая рядная "четверка". Но она может быть как дизельной, так и бензиновой, плюс несколько вариантов по форсировке.

"Энергетическая установка" гибрида - зеленым цветом выделен старорежимный бензиновый агрегат, синим - электрический. Привод на задние колеса - электрический. Литий-ионная батарея LG располагается в центральном тоннеле, потому это первый в мире семиместный гибрид.

Задняя подвеска - с поперечной рессорой из композитных материалов. Ничего не напоминает? Да-да, у Volvo были подобные конструкции в машинах 9-й серии.
Таблица технических характеристик | |
---|---|
Volvo XC90 | D5 |
Тип кузова | Универсал |
Число дверей/мест | 5/5 (7) |
Длина, мм | 4950 |
Ширина, мм | 2008 |
Высота, мм | 1776 |
Колесная база, мм | 2984 |
Колея передняя/задняя, мм | 1668/1671 |
Снаряженная масса, кг | 2130 |
Полная масса, кг | 2750 |
Объем багажника, л | 368–1886 |
Тип двигателя внутреннего сгорания | Турбодизель |
Расположение | Спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объем, см³ | 1969 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 225/4250 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 470/1750–2500 |
Коробка передач | Автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | Подключаемый полный |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная, двухрычажная (независимая, пневматическая, двухрычажная) |
Задняя подвеска | Независимая, рессорная, многорычажная (независимая, пневматическая, многорычажная) |
Передние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Шины | 255/55 R18 |
Дорожный просвет, мм | 238 (227–267) |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,8 |
- городской цикл | 6,4 |
- загородный цикл | 5,5 |
- смешанный цикл | 5,8 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Емкость топливного бака, л | 71 |
Топливо | Дизтопливо |