/

Вчера стало известно, что воспитывать водителей штрафными баллами за нарушения ПДД не будут. Систему, которую разрабатывали и активно обсуждали несколько лет, в итоге решили исключить из новой редакции КоАП. Казалось бы, впору потирать ручки и радоваться: государство прислушалось к мнению народа и не стало внедрять в жизнь очередную карательную норму. Но есть нюансы, и от них, как всегда, многое зависит.

  • Ольга АнтипенкоВедущий редактор TUT.BY

Балльную систему «забраковали» с отсылкой на мнение большинства участников дорожного движения. При этом никаких социологических опросов на эту тему не проводилось. Да, было общественное обсуждение новой редакции КоАП на правовом форуме. Да, больше всего комментариев пользователи оставили там именно по водительской тематике. Но при внимательном прочтении их всех лично у меня не сложилось впечатление, что 70 процентов водителей просто криком кричат против этого новшества.

К слову, среди высказываний от активных граждан, были и более радикальные: например, предлагалось не просто лишать «10-балльников» прав на полгода, но и отправлять их по истечении этого срока на пересдачу в ГАИ по примеру других стран. Были и те, кто остался недоволен, что штрафные баллы не планировалось ставить за парковку в запрещенных местах.

В общем, «разгул демократии» с большинством недовольных водителей очень напомнил трудовые коллективы, которые страстно желали выйти на работу 31 декабря, чтобы поздравить своих коллег. Или ветеранские организации, которые жаждали в 2005 году переименовать столичные проспекты.

Очевидно, что реальной подоплекой отказа от предлагаемого новшества является уже набирающая обороты политическая кампания, которая в этот раз проходит на самом неблагоприятном фоне для действующей власти: проблемы с экономикой, коронавирус, непонятки в отношениях с Россией… Народ решено не злить хотя бы там, где это возможно.

В этой связи стоит вспомнить и про то, что где-то в недрах чиновничьих кабинетов «утонул» вопрос с отвязкой от техосмотра так называемого дорожного налога. Что мешало и здесь услышать чаяния народа и подписать наконец несколько раз обещанный документ, непонятно. Тут ведь и без опросов общественности все очевидно: уже не раз озвучивалось, что каждый второй водитель именно из-за этого налога на техосмотр не едет.

В итоге именно эта связка «госпошлина — техосмотр — возможный штрафной балл за техосмотр» и вызвала наибольшее количество негативных откликов. Разработчики, правда, к этому мнению оперативно прислушались и пообещали из балльной системы непройденный техосмотр исключить.

По слухам, не начислять баллы были готовы и за другие мелкие нарушения вроде разговора по мобильнику и непристегнутого ремня безопасности. По сути, набрать 10 штрафных очков «умудрился» бы далеко не каждый водитель. Ведь 10 баллов это, например, два превышения скорости более чем на 40 км в час, один обгон не по правилам и один выезд на встречку. Все эти нарушения очевидно представляют опасность для других участников дорожного движения. И если какой-то лихач лишний раз подумает и не станет нарушать хотя бы из-за того, что до 10-го балла ему осталось совсем немного, то спокойнее и комфортнее на дорогах станет всем.

Но ладно, примем как данность, что до сих пор мы как-то жили без этой балльной системы. Будем жить и дальше. Но вишенкой на торте для безопасности дорожного движения здесь может стать как раз таки один из самых либеральных пунктов нового КоАП, а именно статья 8.3 «Освобождение от административной ответственности с помощью предупреждения». По ней нарушителя не будут штрафовать, а просто предупредят, если он, во-первых, согласен с тем, что совершил нарушение, а во-вторых, в течение года его по этой статье не наказывали.

Выходит, сегодня можно получить предупреждение за непройденный техосмотр, завтра — за превышение скорости, еще через денек отделаться предупреждением за непропуск пешехода, а потом — и за проезд на красный свет. «Собрал» все возможные административные проступки и значительные правонарушения (именно их затрагивает эта статья кодекса) — езжай спокойно дальше: ведь в случае чего можно будет просто заплатить штраф, а через год все снова обнулится и можно нарушать, собирая предупреждения. И если зарубежный опыт говорит о том, что балльная система в качестве профилактической меры в среднем снижает количество ДТП на четверть, то как отреагируют водители на возможность почти безнаказанно нарушать некоторые пункты правил, нам еще только предстоит узнать. Хотя, что это я так пессимистично: а вдруг снова прислушаются к народу и успеют подкорректировать КоАП еще раз?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-20%
-26%
-20%
-20%
-18%
-50%
-30%
-33%
-15%
-50%
-40%
-20%