/ Фото автора /

Желание многих водителей сэкономить на ремонте и отказ от лишних контактов уже привели к тому, что поток клиентов на СТО упал практически наполовину. И все же любой автомобиль требует периодического обслуживания. AUTO.TUT.BY прикинул, что можно сделать в автомобиле самому, какие сложности могут возникнуть и сколько на этом удастся сэкономить. Спойлер: сумма экономии получилась весьма приличная, многим семьям ее хватит, чтобы покупать продукты целый месяц.

Сразу оговоримся: есть работы, которые все-таки лучше не делать самому, даже если очень хочется сэкономить.

Замена масла и фильтров: экономия: от 15 до 45 рублей

Есть такая категория водителей, которая меняет масло в моторе путем его доливки, но мы такие варианты не рассматриваем. Замена масла — процедура необходимая, отказаться от нее нельзя. Стоимость замены (без стоимости самого масла и фильтра) на специализированных сервисах или станциях экспресс-замены — от 15 рублей. Процедура занимает от силы полчаса.

Для самостоятельной замены потребуется подъемник либо яма, чтобы можно было открутить сливную пробку. В крайнем случае — домкрат и коврик. При этом надо не забыть о безопасности и соорудить дополнительную опору для кузова. Плюс нехитрый набор ключей и съемник для масляного фильтра. Стоит ли эта возня 15 рублей? На наш взгляд, нет. Процедуру замены масла удобнее и быстрее доверить станции. Игра стоит свеч, только если вы собираетесь проводить полное ТО самостоятельно.

Примерно такая же ситуация с заменой масла в механической коробке передач — стоит процедура от 20 рублей. А вот с АКП уже ситуация другая. Замена масла в агрегате стоит минимум в три раза дороже — до 70 рублей, если есть необходимость снимать поддон. При этом если менять масло частично (весь его объем через сливную пробку не вытекает), то сделать это можно и в гаражных условиях. Процедура мало чем отличается от замены масла. А вот полную замену можно произвести только в специализированном сервисе с использованием оборудования.

Замена воздушного и салонного фильтров обычно дополнительно стоит от 4−5 рублей. А вот как раз с этим в большинстве случаев может справиться любой автолюбитель.

Замена тормозных колодок: экономия около 30 рублей

В самостоятельной процедуре замены колодок в большинстве автомобилей нет никаких сложностей, поэтому провести ее можно хоть на даче. Хотя есть отдельные марки и модели, куда без специальных знаний или оборудования лучше не лезть.

Для замены колодок понадобится нехитрый набор инструментов из пары гаечных ключей, чтобы снять колеса и тормозные суппорты. С последними, кстати, может возникнуть проблема. На старых машинах болты суппортов имеют свойство намертво прикипать к корпусу. Бывает, что открутить их без применения специнструмента не получится. К тому же имеют свойство закисать направляющие или цилиндры суппорта, что тоже приводит к дополнительным работам.

Замена свечей зажигания: экономия от 20 рублей

В большинстве автомобилей поменять свечи зажигания самостоятельно не составляет никакого труда — для этого достаточно купить свечной ключ и знать, где расположены сами свечи. Но можно столкнуться с двумя проблемами.

Проблема первая — поломка свечи в колодце. Если во время предыдущей замены свечи закрутили с большим моментом, то есть вероятность, что при выкручивании изолятор может сломаться и часть свечи останется в блоке цилиндров. Подручными способами извлечь ее не всегда получается, иногда может понадобиться демонтаж головки блока цилиндров.

Проблема вторая — в силу особенностей компоновки некоторых автомобилей замена свечей требует демонтажа других деталей, поэтому одним свечным ключом не обойтись.

Замена тормозной жидкости: экономия от 20 рублей

Спросите у первых пяти знакомых автовладельцев, меняли ли они хоть раз тормозную жидкость в своем автомобиле. Как минимум четверо из пяти ответят отрицательно. Тем не менее, тормозная жидкость требует регулярной, хоть и нечастой замены. В зависимости от типа жидкости она меняется каждые 30−60 тысяч км или раз в два года.

Для самостоятельной замены нет никаких препятствий. Слить жидкость можно в одиночку, а вот для прокачки тормозов лучше всего позвать помощника. В целом процедура довольна простая, так что на посещении СТО можно сэкономить. В идеале нужно совместить замену тормозной жидкости с заменой колодок. И не вздумайте сливать тормозную жидкость на землю.

Замена охлаждающей жидкости: экономия от 35 рублей

На современных автомобилях замена антифриза требуется редко, а регламент диктует автопроизводитель. Но, например, при покупке подержанного авто стоит озаботиться заменой охлаждающей жидкости — неизвестно, когда это делал в последний раз предыдущий владелец.

Процедура замены «охлаждайки» не так сложна, поэтому ее вполне можно выполнить своими силами. Надо открыть заливную пробку радиатора и расширительного бачка, потом открутить сливную пробку снизу и слить жидкость в заранее подготовленную емкость. Закрутить сливную пробку и залить свежий антифриз. Завести двигатель, включить отопление на максимум, чтобы выгнать пузырьки воздуха и распределить жидкость по системе. При необходимости долить жидкость в расширительный бачок.

Регулировка клапанов: экономия от 150 рублей

Кроме непосредственно работы по регулировке клапанов на СТО попросят деньги за снятие клапанной крышки и замену прокладки. Поэтому стоимость услуги может превысить 100 рублей.

Фото: Павел Мурашко

Производить регулировку клапанов самостоятельно не рекомендуем — все же операция требует навыков и знаний. Да и понадобится целый список инструментов (перечень зависит от системы регулировки): щуп, набор ключей или отвертка, регулировочные шайбы. И, конечно, для каждого двигателя придется прочитать подробный «мануал» по процедуре регулировки.

Замена стоек стабилизатора: около 30 рублей

Пожалуй, именно стойки стабилизатора — те элементы подвески, которые можно относительно безболезненно по затратам времени и энергии поменять в домашних условиях. Хотя бы потому, что после их замены не требуется регулировка схода-развала. Обычно для замены стоек стабилизатора хватает гаечного ключа нужного размера, шестигранника или второго ключа (в зависимости от конструкции стойки).

Экономика экономии

Если все вышеперечисленные операции по ремонту автомобиля провести самостоятельно, то удастся сэкономить порядка 300 рублей. При этом придется потратить время не только на работы, но и на подбор, поиск и покупку запчастей. Кроме того, зачастую в процессе ремонта возникает необходимость в дополнительных инструментах — их придется или покупать, или брать на время у друзей-знакомых.

Проблему с инструментом и необходимостью проводить определенные операции на яме или подъемнике можно решить не самым затратным образом — воспользоваться услугами СТО самообслуживания. Мы уже писали, как работает эта система. Стоимость аренды рабочего места — около 6 рублей в час. Аренда набора ключей — 1 рубль в час. Мы позвонили на одну из таких СТО. Кризис и пандемия коронавируса не стали катализатором спроса на услуги таких станций.

— Не скажу, что мы наблюдаем какой-то лавинообразный спрос на услуги нашей СТО. Он, скорее, волнообразный. На прошлой неделе свободные места всегда были. А вот на этой записываем на день-два вперед.

-15%
-25%
-27%
-10%
-33%
-5%
-20%
-10%