Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  2. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  3. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  4. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  5. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  6. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  7. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  8. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  9. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  10. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  11. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  12. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  13. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  14. Штрафы за участие в акциях протеста скоро вырастут до 100 базовых. Что изменится с новым КоАП?
  15. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  16. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  17. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  18. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  19. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  20. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  21. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  22. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  23. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  24. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  25. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  26. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  27. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  28. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  29. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  30. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране


/

ДТП с участием бесправников уже привычное явление. Происходят такие аварии и среди таксистов. Как так получается, что водители с «мутным» прошлым устраиваются на работу, где несут ответственность за жизнь других людей? Наниматели говорят, что все дело в отсутствии возможности проверить, все ли в порядке с правами у человека. Но при этом уже давно в информационных центрах ГУВД Минска и УВД областей эти сведения могут предоставить будущему работнику и нанимателю по запросу. AUTO.TUT.BY попытался понять, почему эта схема не срабатывает.

«Не мог узнать, действующие ли права»

Вот один из последних примеров аварий с бесправниками. В конце апреля в Минске в ДТП попал автомобиль «Яндекс.Такси» и городской автобус. Обошлось без пострадавших, но при разборе выяснилось, что водитель такси была лишена прав еще в 2015 году. По словам нанимателя, при приеме на работу водитель предъявила действующие права и медсправку.

— У меня даже мысли не было, что она лишена прав. Но ведь проверить, действующие права или нет, а также, какие у нее нарушения ПДД и вообще закона я не могу — все эти данные закрыты. Поэтому, когда мне сообщили, что она уже пять лет бесправница, — я был в шоке! — оправдывается перевозчик.

В МВД же говорят, что получить информацию о том, есть ли у будущего работника проблемы с законом все-таки можно. Но запросить сведения о правонарушениях в электронном виде должен сам потенциальный работник. Для этого он должен зарегистрировать на сайте МВД личный кабинет и оплатить услугу.

Какая информация будет в справке

В документе будет информация о гражданине, который был зарегистрирован в личном кабинете, и его правонарушения, совершенные на территории Беларуси, из единого государственного банка данных о правонарушениях. В зависимости от объема запрашиваемой информации в справке будет указано:

  • есть ли у человека непогашенная (неснятая) судимость;
  • ведется ли в отношении него уголовное преследование;
  • считается ли привлеченным к административной ответственности;
  • если в единой базе информации о правонарушениях гражданина нет — это также будет указано.

Если гражданин пожелает, то в справке будет вся хранящаяся в единой базе информации о правонарушениях информация о привлечении к уголовной ответственности вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования. Аналогично и с информацией о привлечении к административной ответственности.

Правда, есть нюанс: в случае с бесправницей, который мы приводим в качестве одного из последних примеров, даже такая справка ничего бы не дала нанимателю. Срок лишения прав, а значит, и административного наказания женщины закончился в 2018 году — это будет отражено в справке. Но новые права водитель после этого так и не получила — и вот как раз этих сведений в справке не будет.

Справку отдадут только лично заявителю

Обычный срок подготовки документа — до 15 суток, в этом случае он будет стоить 0,5 БВ (13 рублей 50 копеек). Есть возможность получить документ срочно — в течение трех суток, в этом случае стоить он будет 1 БВ (27 рублей).

Справку оплачивают через систему ЕРИП.

Справка вручается лично заявителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Ее может получить и другой человек, но в этом случае нужна доверенность, заверенная у нотариуса.

Кстати, белорусы, которые находятся за пределами республики, тоже могут получить такую справку. Для этого им надо обращаться в консульские учреждения или диппредставительства Республики Беларусь.

Сведения о правонарушениях будущих работников наниматель может получить самостоятельно на платной основе. Для этого к запросу нужно приложить письменное согласие работника с его подписью, заверенное нанимателем или уполномоченным им должностным лицом.

Уточнить информацию по получению справок можно по телефонам информационных центров:

  • в Минске — (017) 239−48−02, 239−40−27, 239−46−68;
  • Брестской области — (0162) 27−57−82, 27−51−29;
  • Витебской области — (0212) 60−37−71, 60−39−36;
  • Гродненской области — (0152) 79−71−79;
  • Могилевской области — (0222) 29−56−50, 29−56−03;
  • Гомельской области — (0232) 70−42−77;
  • Минской области — (017) 229−04−70, 229−06−90, 229−05−84.
  • Минской области — (017) 229−04−70, 229−06−90, 229−05−84.

«Одна справка ничего не решит. Нужна единая база»

Стоит сказать, что большинство перевозчиков знают о возможности получения в информационных центрах такой справки, но от будущих работников они ее не требуют.

— Водителей разных категорий в Беларуси не хватает, в том числе и в сфере такси. Кроме того, есть утвержденный список документов при приеме на работу. С какой стати перевозчик должен дополнять его новым документом? — задается вопросом директор службы «135» Олег Радкевич.

Конечно, наниматели боятся взять на работу водителя, который потом принесет проблемы. Поэтому всех будущих работников «прощупывают» во время собеседования.

— Нужно также понимать, что эта справка не может защитить нанимателя от случая, когда, например, водителя лишат прав уже во время работы. Не исключено, что работник скроет этот факт и будет и дальше работать в такси. А об этих сведениях в фирму никто из госорганов не сообщит.

Олег Радкевич убежден: чтобы таких ситуаций не возникало, нужна единая база, в которой будут объединены данные из МВД, Минздрава, Транспортной инспекции Минтранса.

— Перевозчику даже не нужно знать подробности: есть какое-то заболевание у водителя или он «лишенец». Сообщите просто: можно ему работать в такси или нет, — говорит Олег Радкевич. — Но мы сегодня даже не знаем, сколько у нас водителей такси. А проходили ли они специальные курсы, могут ли работать в службах? А если у водителя резко проявится заболевание, с которым нельзя возить людей?

Директор «135» отметил, что несколько лет назад создание такой базы обсуждали за круглым столом представители таксослужб, ГАИ и Минтранса. Участники отмечали: «Да, такая база нужна». Но дальше обсуждения дело не пошло.

-50%
-10%
-20%
-10%
-20%
-15%
-10%
-5%
-30%