/

Хоть карантина из-за коронавируса в Беларуси нет, многие переходят на удаленный режим работы, чтобы сократить количество контактов. AUTO.TUT.BY посмотрел, как социальная изоляция отразилась на рынке такси и каршеринга в столице. Ведь на «удаленку» переходят в первую очередь те, кто не привязан к рабочему месту, например айтишники, которые составляют большую долю пользователей.

Фото: Павел Мурашко

— Ситуация очень изменилась, — говорит Дмитрий, который подключен к службе «Яндекс.Такси». — Заказов на самом деле совсем нет… А вот машин стало больше. Ведь много кто ушел на карантин или самоизоляцию за свой счет, и часть таких людей пошли в «Яндекс» на подработку. Поэтому машин много, заказов мало — отсюда очень большие простои. Сейчас даже с утра повышенного спроса нет, многие удивляются, что с утра ездят дешевле обычного.

При этом Дмитрий замечает, что и в общественном транспорте людей меньше не стало.

— Такси у нас реально дешевое, и позволить его себе может почти каждый. И это намного безопаснее, чем ездить на общественном транспорте. Сейчас каждый водитель такси проветривает и обрабатывает машину антисептиком, хотя бы для своей безопасности. Но спад налицо: бывает, и час простоишь, и два. Такого даже после праздников не было. Среди коллег уже много кто всерьез говорит о том, чтобы уйти в службы доставки. Сейчас эта услуга пользуется просто ажиотажным спросом.

Еще одним фактором, влияющим на спрос, являются иногородние водители. По словам столичного таксиста Алексея, в выходные в Минск приезжают со всех городов Беларуси, машин становится слишком много. Интересно, что совсем недавно служба «Яндекс.Такси» прислала всем своим водителям сообщение о том, что в сервисе достаточно автомобилей и пополнять автопарки новыми машинами не нужно. Алексей тоже заметил серьезное падение спроса, заказов стало меньше.

Пресс-служба «Яндекс.Такси» же говорит, что в Беларуси не наблюдается заметного падения спроса.

— Сейчас спрос на такси в разных городах и странах определяется тем, насколько жесткие ограничения приняты в регионе и работает ли в нем общественный транспорт. Если людям запрещено покидать дома, поездок, конечно, будет меньше. Если весь общественный транспорт закрыли, а такси работает, поездки подрастут. В Беларуси по сравнению с другими странами меры пока относительно мягкие и спрос существенно не изменился. Тем не менее на него, конечно же, повлияло то, что многие организации в Минске и областных центрах перешли на удаленную работу. Кроме того, гораздо меньше стало поездок на вокзалы и в аэропорт из-за ограничений по командировкам и отмены рейсов.

В «Яндекс.Такси» еще раз напомнили, что серьезно относятся к теме распространения коронавируса. В «Яндекс.Такси» создана специальная группа по отслеживанию ситуации. Компания рекомендует водителям проветривать салон машины, пользоваться дезинфицирующими средствами, избегать массовых мероприятий, при малейших признаках плохого самочувствия обращаться к медикам и не игнорировать их советы. Водители получают через водительское приложение памятки. Центр для водителей в Минске переведен на удаленный режим работы, команда делает все возможное, чтобы все функции выполнялись полноценно.

— По поводу притока водителей, ищущих заказы, и одновременного оттока в сервисы доставки: вполне может быть, но нам сложно судить о деталях, об этом лучше спрашивать подключенные к нам таксопарки. В целом по сервису число подключенных водителей в городах Беларуси растет, как и раньше, изменений мы не видим.

Олег Радкевич, руководитель службы такси «Столица 135», считает, что скоро рынок пассажирских перевозок все же стабилизируется.

— По моим оценкам, рынок перевозок упал примерно на 15%, может, даже больше. Особенно это заметно по временам пиковой нагрузки. Например, по утрам уже нет высокого спроса. Но я думаю, что скоро ситуация немного стабилизируется, потому что даже при работе из дома кому-то куда-то нужно ехать.

Службы каршеринга, наоборот, говорят о небольшом росте спроса.

В «Везухе» отмечают, что структура по часовому спросу не изменилась. Распределение автомобилей по районам — тоже. То есть по-прежнему ездят из спальных районов в центр по утрам, вечером — наоборот. Некоторые показатели, например расстояние поездки, чуть-чуть выросли, но это, скорее, статистическая погрешность на таком коротком промежутке времени. Общий спрос немного возрос, но это опять же может быть обусловлено и новыми тарифами.

Фото: Павел Мурашко

В службе Hello заявили, что заметили даже небольшое повышение спроса на автомобили.

-30%
-5%
-60%
-20%
-25%
-20%
-45%
-47%
-20%