/

«Хотел его сыну подарить», — так 42-летний Анатолий из Барановичей объясняет, зачем он украл велосипед шеринга «Колобайк». Сегодня суд Ленинского района столицы рассмотрел первое уголовное дело по факту похищения имущества, принадлежащего фирме по прокату велосипедов и самокатов, который запустился в Минске меньше двух месяцев назад. Похитителя оштрафовали на 1275 рублей.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Первая кража шерингового велосипеда стоимостью 728 рублей 36 копеек произошла 23 июля на Игуменском тракте, недалеко от МКАД. То, что велосипед «увели», обнаружил главный инженер «Колобайка» Андрей Евсюк.

— Смотрю, GPS-навигация показывает, что наш велосипед в Фаниполе. Начали отслеживать велосипед: через какое-то время он был в Узде, потом продолжил движение в сторону трассы, а оттуда к Столбцам. Я сразу сообщил об этом в 102, а потом написал заявление в РУВД, — рассказал Андрей Евсюк.

Компания предоставила оперативникам данные с GPS-датчиков о движении велосипеда. Благодаря навигации в этот же день похищенный велосипед милиция обнаружила в Столбцах — он был в кузове грузового Iveco. За рулем был житель Барановичей — 42-летний Анатолий. Мужчина не стал отпираться, в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 205 УК Беларуси.

ч. 1 ст. 205 УК РБ. Тайное похищение имущества (кража)

Наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

«Стоял он, никому не нужный…»

Раньше обвиняемый к уголовной ответственности не привлекался. Сейчас он работает водителем-экспедитором у ипэшника — ездит на грузовике Iveco. На разгрузку мужчина приезжает в Минск, в дни перед кражей он тоже был в столице.

— Ехал тогда по Игуменскому тракту, возле МКАД, смотрю: велосипед желтый стоит возле дороги. Я на следующий день еду: опять стоит на том же месте. Никому не нужен он был, поэтому решил его забрать. Положил в кузов и повез его домой, — рассказал в суде обвиняемый.

Фото: Юлия Альгерчик
Обвиняемый в похищении «колобайка» Анатолий

Анатолий в разводе, у него есть 18-летний сын — ему мужчина и хотел подарить похищенный велосипед. Говорит, о том, что в Минске работает прокат велосипедов, которые можно оставлять в любой точке столицы, он не знал. Хотя признается: понимал, что велосипед кому-то принадлежит.

— Если б я знал, чем это закончится, я б лучше купил велосипед. А тогда думал: в интернете посмотрю, может, велосипед этот кто ищет. Прокатиться на нем я не пробовал. Колесо заднее в нем не крутилось, подумал, может электронный ключ какой…

Анатолий говорит, что сейчас очень раскаивается в содеянном.

Фото: Юлия Альгерчик

Учитывая это, а также что обвиняемый ранее не был судим и имеет хорошую характеристику с работы, гособвинитель просил для него лишь штраф — посчитал, что 75 базовых (1912,5 рубля) будет достаточно.

Суд признал Анатолия виновным и дал ему штраф в 50 базовых — 1275 рублей.

«А не сдать ли «колобайк» в цветмет?»

Директор «Колобайка» Вадим Осипчик и главный инженер Андрей Евсюк рассказали AUTO.TUT.BY, что сейчас расследуются семь уголовных дел, связанных с кражами велосипедов и вандализмом.

Фото: Юлия Альгерчик
Директор ООО «Колобайк» Вадим Осипчик (слева) и главный инженер Андрей Евсюк

— Раньше, когда люди заносили в квартиру или во двор частного дома «колобайк», мы в милицию не обращались, просто просили так не делать. Но сейчас нам просто приходится писать заявление в РУВД, чтобы остановить это, — рассказал Андрей Евсюк.

Например, около месяца назад два «колобайка» похитили из Минска и увезли в Михановичи и Смолевичи. Оба подозреваемых ранее были судимы. Дома они пытались избавиться от замка, который находится на заднем колесе велосипеда.

— Жгли эти замки, чуть пожар не устроили… Это они пытались избавиться от навигации, чтобы сделать велосипед «невидимым» для системы отслеживания. Но в велосипедах есть еще резервный блок, который покажет, где «колобайк», если даже на нем не будет замка, — добавил Вадим Осипчик.

До сих пор в «колобайках» отрывают и снимают отдельные его части — седла, корзины, держатели для бутылок, фонарики, встречались «умельцы», которые разбирали их до винтиков. Были случаи, что «колобайк» предлагали прохожим купить.

— Знакомые из Лиды рассказали, что их земляки интересовались: а из чего этот «колобайк» сделан, можно ли его сдать в пункт приема как цветной металл? Предупреждаю сразу: нет, нельзя, — говорит Осипчик.

Представители ООО «Колобайк» в суде претензий по техническому состоянию велосипеда к обвиняемому Анатолию не предъявляли: он остался неповрежденным. Однако они думают над тем, а не заявить ли иск об упущенной выгоде к вредителям и похитителям техники за то, что из-за их действий велосипед был выведен из системы и не работал.

— Сегодня обвиняемый сказал, что не знал о том, что велосипед прокатный. Чтобы такого больше не было, будем клеить на нашу технику наклейки с информацией, что велосипед принадлежит нашей компании и любое вредительство будет преследоваться по закону.

Разбирали, топили, похищали

Сеть велопроката без станций «Колобайк» запустилась в Минске в начале июля. Суть услуги такова: скачиваешь приложение на телефон, смотришь, где поблизости есть свободный велосипед, арендуешь его, оплата списывается с карточки. Плюс проката без станций в том, что велосипед после поездки можно оставить где угодно, но только в пределах МКАД.

Фото: телеграм-канал «Достижения пользователей минского велошеринга»
Фото: телеграм-канал «Достижения пользователей минского велошеринга»
Фото: телеграм-канал «Достижения пользователей минского велошеринга»
Фото: телеграм-канал «Достижения пользователей минского велошеринга»

Однако в «Колобайке» столкнулись с проблемами: сначала прокатные велосипеды находили в неожиданных местах, потом появились случаи вандализма и краж — велики разбирали, топили в реке и забирали к себе домой. До определенного времени владельцы сервиса надеялись, что люди осознают пользу, которую «Колобайк» приносит городу, поймут, как им пользоваться, и перестанут портить чужое имущество. Однако таких случаев становилось все больше, и чтобы остановить беспредел, компания стала обращаться в милицию.

-10%
-50%
-20%
-15%
-21%
-20%
-20%
-20%
-10%
-5%
-13%