/ Фото из архива /

«Поворачивал налево по стрелке, когда со встречного направления в меня влетела белая Skoda». Егор (имя изменено) хорошо помнит обстоятельства аварии, произошедшей 29 июня. В ДТП получила травмы его девушка, которая сидела справа. В тот злополучный вечер Егор ехал домой на каршеринговом автомобиле. А теперь должен компании 20 тысяч рублей. Именно такой ущерб насчитали при оценке.

Удар пришелся в боковую часть автомобиля, в районе передней двери. На пассажирском месте находилась девушка Егора, она получила травмы в той аварии. Сейчас с ней уже все хорошо. По факту ДТП проводится проверка.

— Когда я пришел на оценку ущерба в каршеринговую компанию, мне там сказали — ты не переживай, главное, что все живы-здоровы. Про сумму ущерба не говорили. Обнадежили меня, что буду платить потихонечку, в рассрочку — все будет нормально. Я успокоился. Когда была готова калькуляция, меня пригласили в офис и там назвали сумму ущерба — около 20 тысяч рублей.





Я просто охнул. И плюс штраф за ДТП, предусмотренный договором, — полторы тысячи рублей. На вопрос, почему такие суммы, сказали, что у нас в договоре все прописано — там есть максимальный штраф за проезд на красный свет.

Действительно, в действующем договоре есть такой пункт.

7.17. В случае, если вред, причиненный имуществу Арендодателя, возник от действий Клиента в связи: с выездом арендуемого автомобиля на полосу встречного движения / с невыполнением требований сигналов регулирования дорожного движения или разметки (в том числе железнодорожного переезда) /с разворотом арендованного автомобиля в неустановленном для этого ПДД месте / с превышением установленной ПДД скорости движения (зафиксированное с помощью мобильного терминала (п. 1.16. Договора) и/или программного, телематического обеспечения Арендодателя) / с нарушением правил пользования автомобилем (открытие дверей транспортного средства во время движения), а также в случае нарушения ПДД, повлекшего причинение потерпевшему телесного повреждения (различной степени тяжести). Клиент возмещает Арендодателю ущерб (в т. ч. убытки) в полном объеме.

— Я пытался объяснить, что в произошедшем не было злого умысла на причинение ущерба. Я не пролетал нагло на красный свет, не разворачивался через двойную сплошную, не крутил «бублики». Я начал выезжать на перекресток на мигающую стрелку, но она там очень быстро гаснет. Возможно, завершал поворот уже на погасший сигнал светофора. Встречные автомобили видели меня и пропускали, давая завершить маневр, но из первого ряда, который предназначен, кстати, только для поворота направо, вылетела Skoda. Я не снимаю с себя вину за ДТП, но хотелось бы, чтобы обстоятельства аварии были рассмотрены всесторонне и объективно, — рассказывает Егор.

6.10 … Клиент согласен, что в случае возникновения у Арендодателя подозрений недобросовестности в его действиях (в т.ч., но не ограничиваясь, повреждения Автомобиля, угона, хищения, нарушения ПДД, повлекшего причинение ущерба Автомобилю и пр.), Арендодатель имеет право, без получения дополнительного согласия Клиента, в безакцептном порядке списать денежные средства Клиента в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей. При установлении добросовестности в действиях Клиента Арендодатель обязан в течение 5 (пять) банковских дней произвести возврат списанных денежных средств на расчетный счет Клиента (при наличии всех банковских реквизитов Клиента).

Егор отмечает, что в компании заявили о его виновности в ДТП, хотя никакого решения ГАИ еще нет. Органы до сих пор занимаются установлением степени вины каждого из водителей, назначена автотехническая экспертиза. Тем не менее, Егору предложили оплатить ущерб в добровольном порядке. И даже пошли навстречу клиенту, освободив его от уплаты штрафа в 1500 рублей. В компании предложили половину ущерба — 10 тысяч — оплатить сразу, а остальное — равными частями по 500 рублей. Это минимальная сумма, которую Егор должен будет выплачивать каждый месяц.

За пару дней до обращения в редакцию Егор должен был оплатить первую часть, но решил пока этого не делать. Он написал большое письмо с пояснением причин задержки выплаты, позвонил в техподдержку. По словам Егора, там ему тоже посоветовали пока не платить, дождаться юриста и уже с ним обсудить сложившуюся ситуацию. Пообещали, что с ним свяжутся, но на момент публикации материала никто с молодым человеком не вышел на контакт.

— Я просто сказал, что считаю неправомерным выставлять мне штрафные санкции до официального решения ГАИ о моей виновности. Тем не менее, я подписал соглашение о добровольном возмещении ущерба и понимаю, что вряд ли что-то изменится. Но меня удручает эта сумма ущерба, которая почти равна стоимости нового автомобиля. И это даже не по расценкам официального сервиса Volkswagen, а какой-то СТО, которая производила расчет.

Кстати, по правилам компании, подписав договор, клиент соглашается с результатами оценки.

6.13. Клиент согласен с тем, что оценка правомерности штрафных санкций, наложенных органами власти за нарушение действующего законодательства; убытков, причиненных Арендодателю, их размера; ущерба, нанесенного Автомобилю, его размера; расходов на ремонт и техническое обслуживание, их размеров; иных расходов и их размеров осуществляется Арендодателем (в т.ч. при содействии привлеченных для указанных целей третьих лиц), и принимает результаты такой оценки, а также стоимость ремонта. Оценка может осуществляться по усмотрению Арендодателя как посредством независимой экспертизы, так и посредством оценки ущерба, стоимости ремонта, произведенной в сервисном центре (станции технического обслуживания).

Нам удалось связаться с представителями каршеринговой компании для получения комментария. Там предложили просто посмотреть момент ДТП, попавший на видеорегистратор одного из водителей, и сделать свои выводы о виновности или невиновности Егора. Вот этот ролик.

Юрист: «Ситуация сложная, но не без шансов»

Мы обратились к независимому юристу Юрию Гуще, который изложил свое видение ситуации.

— К сожалению, при попытке улаживания ситуации Егором была совершена серьезная ошибка: признание своей вины в ДТП и согласие на добровольное возмещение причиненного вреда каршеринговой компании, что было оформлено письменным соглашением с ООО «Каршеринг клуб» и подписано Егором до завершения проверки отделом дознания ГАИ. Без официального заключения ГАИ по результатам такой проверки, которая уполномочена в соответствии с законодательством установить все обстоятельства ДТП, виновных в нем лиц, характер причиненного вреда (в т. ч. пострадавших лиц), а также причинно-следственные связи между фактом дорожного происшествия и причиненным вредом, никакие мнения каршеринговой компании относительно вины клиента не имеют юридической силы и не влекут наступления в отношении него санкций, за исключением случаев, если сам клиент добровольно и осознанно признает свою вину в ДТП и согласится возместить вред (что и было им опрометчиво сделано).

Что касается в целом ситуации, то она также изначально (вне зависимости от признания вины Егором) сложилась не в пользу клиента.

— Договор составлен таким образом, что любой клиент, как только он присоединился к нему и стал пользователем услуг каршеринга, обязан безоговорочно удовлетворить все возможные в будущем претензии и требования каршеринговой компании, которые та посчитает нужным заявить ему, и такая обязанность будет носить бесспорный характер вне зависимости от того, на чем основаны эти претензии, насколько они законны, обоснованны и насколько при этом доказана вина клиента. Это прямо указано в пунктах 2.7, 4.2- 4.3, 7.3, 7.8 действующей редакции договора. Кроме того, клиент подписывается под тем, что считает такое положение дел изначально обоснованным, справедливым и адекватным.

Что касается перспектив Егора, то Юрий Гуща оценивает их как сложные. Ситуация усугублена преждевременными и опрометчивыми действиями Егора, односторонне признавшего свою вину и письменно согласившегося на все условия каршеринговой компании по возмещению вреда. Тем не менее, юрист не исключает вероятность относительно благоприятного исхода для клиента, если результаты автотехнической экспертизы и заключение ГАИ по ДТП окажутся в его пользу.

После официального заключения ГАИ мы обязательно опубликуем материал о том, чем закончилась эта история.

-15%
-20%
-30%
-10%
-20%
-18%
-21%
-45%
-25%
-20%
-40%