/ Фото автора /

Почти три года назад Николай вместе с компаньоном Евгением открыл необычный для столицы формат СТО. Здесь нет заказ-нарядов, мастера-приемщика и механиков. Автолюбители арендуют место в боксе, а к нему прилагается самый разнообразный инструмент. Ремонтом автомобиля владелец занимается самостоятельно. Кто и зачем приезжает на такое СТО?

Фото: Павел Мурашко

«На момент открытия в Минске такого не было»

Идея СТО, где автолюбители сами ремонтируют свои автомобили, не нова. Николай признается, что до него в таком формате уже работала станция в Гомеле. Но в Минске никто не спешил занять пустующую, по сути, нишу.

— Вместе с компаньоном мы трудились в одной фирме, работы не было, и пришла в голову такая идея — открыть СТО. Три месяца искали помещение, нашли в самом центре города, на территории завода «Горизонт». Помещение было заброшенное, просто пустовало. Пришлось делать небольшой ремонт, выкопать ямы смотровые — их не было. Нам дали три недели на открытие, в это время арендную плату не брали, — рассказывает Николай.

Фото: Павел Мурашко
Так выглядела СТО сразу после ремонта и открытия

Первый клиент приехал сразу после того, как начали давать рекламу, потом было пусто. А дальше наладилось. Появились постоянные посетители. Николай признается, что уверенности в успехе на сто процентов не было.

Две ямы, но без подъемника и почасовая оплата

На СТО в когда-то заброшенном помещении одного из цехов «Горизонта» есть две смотровые ямы, кран-балка, стенд шиномонтажа и разнообразный инструмент. Список этого инструмента формировался постепенно, после запросов клиентов.

Фото: Павел Мурашко

— Звонит человек, спрашивает, есть ли у нас головка на 36, двеннадцатигранник. Если нет — еду покупать. Клиент приедет один раз, попользуется, потом в другой раз приедет. То есть уже куплено не зря. Для многих марок и моделей выпускается специнструмент, его очень много и держать здесь весь нет никакого смысла. Или приезжают часто на замену ремня ГРМ. Для этого нужен стопор или фиксатор валов. На каждый мотор он разный, да и операция это не очень частая, поэтому такие вещи не держим. Зато есть стенд шиномонтажа. Услуга хоть и сезонная, но востребованная, — объясняет Николай.

Один час нахождения в боксе стоит 6 рублей. Инструмент арендуется отдельно, оплата тоже почасовая — в 1 рубль обойдется аренда набора инструментов, 6 рублей — сварочный аппарат, 2 рубля — бензиновый компрессометр, 3 рубля — пневмогайковерт.

Опытному автолюбителю достаточно часа, чтобы поменять масло в двигателе и фильтры. На обычных СТО эта услуга стоит от 15 рублей.

При наличии ровных рук, опыта и отсутствия закисших гаек за тот же час можно поменять передние или задние тормозные колодки. На СТО такая услуга стоит 25−35 рублей. А вообще средняя стоимость нормочаса на столичных СТО составляет примерно 35−40 рублей.

«Приезжают даже на машинах за 30−40 тысяч долларов»

Когда мы приехали к Николаю, все места были заняты. Вот стоит Mercedes E-класса, рядом на яме молодой парень копается в годовалой Kia Rio.

Фото: Павел Мурашко

— Это рабочая машина, все ТО делаю сам — меняю масло, колодки. Более сложные работы выполняем уже на СТО, у других людей. А простые вещи почему нет, особенно если знаешь, что и как делать, — рассказал владелец Kia Rio.

Стоящий рядом клиент присоединяется к разговору. У него Volkswagen Golf IV, и его владелец — постоянный гость на СТО самообслуживания.

— Я сам умею ремонтировать свои автомобили, да и Николая знаю давно, однокурсники мы. Коля всегда поможет что-то покрутить, подварить. Да, подъемника нет, но ямы достаточно, есть домкраты, подпорки. Экономия по сравнению с обычной СТО приличная.

Николай говорит, что часто видит здесь владельцев BMW. Они любят в своих машинах поковыряться.

— «Мерседесы» довольно свежие приезжают. «Ягуар» вот был 2016 года выпуска, владелец масло менял. Машины стоимостью 30−40 тысяч долларов приезжают. «Хонда» одна спортивная, владелец на ней в гонках выступает, вот он сам колодки менял. И «жигули» тоже. Самые разные машины, — вспоминает Николай.

Оказывается, желающих самостоятельно отремонтировать свой автомобиль хватает. В выходные с утра уже расписаны все места, в будние ближе к вечеру идет наплыв. Самые пиковые сезоны — весна, осень. Зимой меньше, летом совсем мало клиентов, все в отпусках. Большинство приезжающих — это постоянные клиенты.

Фото: Павел Мурашко

— Сложно сказать, кто основной клиент. Они разные. И те, кто не доверяет СТО, и у кого нет денег платить постороннему человеку за ремонт. А есть те, кто просто любит самостоятельно заниматься своим автомобилем. Приезжают даже те, у кого есть свой гараж. Говорят, начинаешь ремонтировать — то одного инструмента нет, то другого. Нужно бегать по соседям-гаражникам искать. А здесь все под рукой, — говорит Николай.

«Если не справился с ремонтом — не выгоняем»

Бывали случаи, когда человек не мог вовремя освободить место в боксе. Не хватало каких-то запчастей, что-то сломал, не смог открутить. К таким вещам Николай относится с пониманием. Где может — помогает. Ну, а вопрос с оплатой за занятое место стараются решить в пользу клиента.

— Был у нас один случай, приехал пенсионер на какой-то «Тойоте». Собирался менять сцепление. Сказал, что жена дома попросила отогнать машину на ремонт, а он возьми и ляпни — да я сам поменяю. А последний раз он менял сцепление на «жигулях» лет тридцать назад. В «Тойоте» все немного сложнее оказалось. Приехал он к нам в понедельник, а уехал в пятницу. Потом пенсионер признался — говорит, «это была моя самая глупая ошибка в жизни». Но в итоге уехал довольный, все ведь получилось, — улыбается Николай.

-10%
-10%
-27%
-45%
-15%
-20%
-21%
-50%
-5%
-20%
-20%