/

Минчанин сделал своими руками копию старинного автобуса, зарегистрировал его в ГАИ и теперь проводит на нем экскурсии по столице. TUT.BY расспросил, как ему это удалось.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
ЗИС-8 на минской улице. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Кузов у него дубовый, лавки тоже деревянные. В некоторых оригинальных ЗИСах были мягкие салоны — в тех, что ходили за городом, а в городских ставили дубовые, ясеневые, — рассказывает про свое детище Алексей Козлович.

ЗИС-8 уже можно увидеть на улицах Минска — на ретроавтобусе проводят экскурсии. Это не оригинальная машина, а самоделка, но остальное все по-настоящему: регистрация в ГАИ, номера.

— Эти автобусы выпускались в 1930-х годах. Срок эксплуатации был совсем короткий: от 10 до 15 лет. Ресурс мотора был шесть тысяч километров, последний такой автобус списали в 1953 году, — рассказывает Алексей Козлович. — Его все узнают по фильму «Место встречи изменить нельзя», но в кругу кинематографистов известно, что там снимался уже новодел.

Алексей Козлович за рулем ЗИС-8. Фото из архива героя

Как Алексею Козловичу пришло в голову смастерить своими руками экскурсионный автобус? Минчанин рассказывает: началось все с продажи сувениров.

— Я занимался сувенирами, захотел открыть свой магазин в Брестской крепости. А там нельзя возводить фундаментальные строения — можно только привезти ларек на колесах и продавать. Ну меня как-то коробило тащить в такое место обычный прицеп и продавать с него сувениры. Я смотрел военный фильм и увидел ЗИС-8. А работать руками я умею.

Первый ЗИС-8 (для продажи сувениров) Алексей Козлович сделал с Дмитрием Максименко, его поставили в Брестской крепости в 2013 году. В 2015 году Алексей попал на совещание в Мингорисполкоме о развитии туризма в Верхнем городе.

— Сказал: могу сделать и для Минска сувенирную лавку в виде старинного автобуса — у меня это неплохо получается. Тогдашний вице-мэр Игорь Карпенко сказал: сувенирная лавка — хорошо, но вот бы на нем еще и туристов возить. Делай два.

Алексей Козлович сначала посопротивлялся (все-таки экскурсии на тот момент не водил), но за дело взялся. Копия автобуса из «Место встречи изменить нельзя» появилась на площади Свободы в Минске в 2016 году — там и сейчас продают сувениры. Его Козлович делал вместе с Алексеем Шевчиком.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ZIL FANS (@zilfans) 15 Янв 2018 в 3:49 PST

Со вторым, который нужно было поставить на туристический маршрут, пришлось поработать дольше.

— На работу по строительству автобуса ушло года полтора, работали вместе с другом Романом Шишовым. Еще было много узких специалистов: сварщики, столяры, электрики... В 2017 году получил документы на автобус — для этого он прошел все нужные испытания. Техника соответствует всем техническим требованиям безопасности к новым транспортным средствам. У него есть антиблокировочная система, электроусилитель руля, ремни безопасности.

С 2017 года автобус согласовывали для экскурсий, записывался аудиогид. 1 мая 2019 года ЗИС-8 поехал по Минску. Подобные оригинальные автобусы ездили по белорусской столице до войны, сохранились и послевоенные снимки с ними на улицах города.

— Во время Второй мировой войны эти автобусы использовали как санитарные машины, а после войны их быстро списывали, — рассказывает Алексей.

Расцветка минского ЗИС-8 соответствует «почтовой» раскраске. Такие автобусы использовались почтой. Были еще «милицейская», «медицинская» и «военная».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Насколько тот автобус, который получился, похож на оригинал?

— Проблема в том, что эталона — каким совсем точно он должен быть, не сохранилось. К тому же завод имени Сталина в Москве, где он производился, по всему Советскому Союзу поставлял машинокомплекты для сборки. А в каждом городе уже сами делали кузов, — объясняет владелец редкого автобуса.

Алексей Козлович давно уже ценит ретротехнику. Когда-то у него была дедушкина «Волга», сейчас есть «Жигули» 1979 года выпуска и мотоцикл «Днепр». На мотоцикле он нередко ездит по Минску.

Пока минчанин сам управляет автобусом ЗИС-8.

— Всегда сам начинаю свои проекты, чтобы лучше вникнуть, — говорит он. — Но как раз ищем водителя на него — зарплата достойная.

Проекту нужен и сопровождающий для экскурсий. Основной текст озвучивает аудиогид, но все детали в запись не вложишь.

— Я отвечаю на вопросы туристов, даю дополнительную информацию. Например, что в Минске скоро будут Европейские игры или что в выходные — велогонка.

Экскурсия на ретроавтобусе длится до полутора часов, за это время он проезжает около 16 километров. Стартует ЗИС-8 от площади Свободы, возвращается туда же. Точек на пути немало: музей ВОВ, улица Богдановича, проспект Независимости, Осмоловка, Театр оперы и балета, Театр Янки Купалы и другие места.

— Заезжаем на улицу Октябрьскую. Там достаем реквизит — ретрочемоданчики. Туристы с радостью с ними фотографируются. Вообще я чувствую большой интерес. Уже приходили из крупной минской гостиницы — ради постояльцев, которые интересуются, как на этом автобусе прокатиться, — рассказывает Алексей.

9 мая в автобусе звучали песни военных лет, в другие дни владелец автобуса включает известные белорусские песни вроде «Касіў Ясь канюшыну».

— Смотрим на реакцию людей, на какие песни лучше реагируют, те и будем оставлять. В ближайшее время появится аудиогид и на английском языке, пока есть только на русском.

Прокатиться на таком ретроавтобусе стоит 25 рублей, дети до 10 лет могут ехать бесплатно.

— Как-то ко мне подходили россияне — предлагали, чтобы прокатил их за 20, а не за 25 рублей. Я говорю: давайте определимся в конце экскурсии. Понравится — платите 25 рублей, не понравится — 20. Никто за сдачей не подошел.

-30%
-26%
-9%
-50%
-20%
-10%
-15%
-50%
-30%