Михаил Осипенко / Фото: Land Rover /

Белоруска Екатерина Дубаневич еще только собирается в свое одиночное кругосветное путешествие на мотоцикле. А 14 августа Минск посетила кругосветная экспедиция Land Rover, которая завершилась в Москве 15 августа. Глава экспедиции и ее идейный вдохновитель Сергей Доля поделился с нами впечатлениями и наблюдениями.

Кругосветная экспедиция — это легко

Фото: Land Rover
Сергей Доля честно и с улыбкой говорит, что кругосветная экспедиция была затеяна ради того, чтобы он «отлично провел это лето»

Главное, соблюсти несколько условий. Во-первых, необходимо посетить все шесть континентов (Антарктида в счет не берется, а Европа и Азия рассматриваются отдельно) и проехать по каждому из них не менее 1000 км. Во-вторых, нужно захватить географические точки-антиподы, которые расположены на противоположных сторонах земного шара в разных полушариях. На первый взгляд, все просто?

Фото: Land Rover
Экспедиция стартовала 7 июня в Москве

― На самом деле точек-антиподов на суше нашей планеты не так уж и много. В нашем случае были выбраны точки в Китае и Чили, ― рассказывает Сергей.

Фото: Land Rover
Первая точка из пары антиподов была отмечена в Китае

70-дневный срок кругосветного путешествия был выбран не случайно, а в честь юбилея марки Land Rover. Всего по суше экспедиция Сергея Доли преодолела 36 тысяч километров, а по воздуху — 34 тысячи км. Изначально планировалось, что дистанция составит порядка 60 тысяч километров. Лишние десять тысяч появились благодаря желанию участников не просто технически промчать весь путь, а посетить достопримечательности стран и континентов. Из них на 2000 километров пришелся путь для достижения тех самых точек-антиподов.

Фото: Land Rover
Путешественники старались не пропускать достопримечательности. Экспедиция проехала по самой красивой в мире Великой океанской дороге в Австралии

― Точки антиподы нашлись в диких местах, ради которых нам пришлось вброд пересекать бурную реку в Китае и черепашьим ходом двигаться вдоль обрыва в горах Чили, ― вспоминает Сергей. ― В результате получилось так, что мы захватили сразу шесть точек-антиподов. И проходимость Land Rover Discovery нам в этом очень помогла.

Фото: Land Rover
Вторая точка находилась на противоположной стороне земного шара в Чили

В США — отличные заправки, но ужасная связь

Экспедиция проделала весь путь на внедорожниках Land Rover Discovery, причем после каждого трансатлантического перелета команду экспедиции ждала своя пара автомобилей.

Фото: Land Rover
В Китае путешественники не обошли своим вниманием не только Великую Китайскую стену, но и менее раскрученный Гранд каньон Эньши

― Дело в том, что технически очень трудно перевозить машины между континентами, когда на все путешествие отведен строгий срок. Путешествует команда, путешествуют люди, которые как раз должны соблюсти все условия кругосветки, ― поясняет Сергей.

Фото: Land Rover
Экспедиция передвигалась на бензиновых и дизельных внедорожниках Land Rover Discovery 5. Именно версию с мотором на тяжелом топливе Сергей Доля считает идеальным авто для путешествий

Путешественник отмечает, что спустя почти 70 дней пути чувствует себя как космонавт после полета. Говорит, что впечатлений и эмоций много, но усталость чувствуется. Сергей никому не уступал место за рулем своего автомобиля. «Я ехал, а потом менял себя на себя и снова менял себя на себя», ― говорит он.

Фото: Land Rover
Одно из обязательных условий экспедиции — проехать по обоим полушариям. В Южном полушарии, в Чили, экспедиция попала в настоящую зиму

Всего в экспедиции было три бессменных участника: сам Сергей, менеджер команды и оператор. До старта 7 июня путешественники уладили все формальности по поводу виз и документов. Путешествие проходило спонтанно: четкого плана не было.

― У нас не было жесткого графика передвижения по маршруту. Мы заранее не планировали места остановок и ночевок. И порой это выходило нам боком. Например, после прибытия на пароме из Африки во французский городок Монпелье нам не удалось найти ни одного свободного номера. Аналогично и в Марселе — все занято. Пришлось промчать еще 300 км до Гренобля и заночевать там, ― вспоминает Сергей.

Фото: Land Rover
В США, по наблюдениям Сергея, лучший сервис на автозаправках, худшая мобильная связь и идеальные условия для езды на круиз-контроле. И достопримечательности на любой вкус

Также путешественники изначально планировали пересечь США с запада на восток дорогами южных штатов. Но погода внесла свои коррективы: было очень жарко. В Лас-Вегасе, откуда они стартовали, температура воздуха поднялась до +49 °С. Поэтому было решено изменить маршрут, выбрав для комфортного передвижения более прохладные штаты центральной полосы. Там и правда было свежее: «Всего +35 °С».

― В Канзасе (это штат в самом центре США) мы попали под сильнейший град. По размеру градины не сильно уступали мячикам для гольфа. Кузова машин пострадали, в одной град разбил лобовое стекло. Хорошо, что не пробил его насквозь, ― рассказывает Сергей.

Фото: Land Rover
Единственная напряженная ситуация, с которой столкнулись путешественники, была в Монголии: «челноки» заблокировали погранпереход в Китай

Вспоминая о приключениях в дороге, приятных и не очень, Сергей упоминает, что с опасной ситуацией пришлось столкнуться лишь однажды, на границе Монголии и Китая. Дело в том, что монгольские «челноки», обиженные на ужесточение правил перемещения через границу, просто блокировали пропускной пункт. Они собирались бастовать три недели, перегородили дорогу в Китай своими уазиками и были агрессивно настроены в отношении всех путешественников.

― Потратили немало времени, но нам удалось договориться с бастующими. Нам удалось произвести впечатление того, что мы со всеми переговорили и получили добро. В результате наши машины проехали сквозь заслон и мы благополучно попали в Китай, ― вспоминает Сергей.

Фото: Land Rover
Во время путешествия съезжать на бездорожье приходилось нечасто. Даже в Лаосе дороги довольно сносные

Говоря о Китае, Сергей Доля обращает внимание на то, что эта страна производит впечатление и видами, и возможностями для туризма, и качеством мобильной связи.

― Везде в Китае, в любой глуши, прекрасная связь 4G. Интернет просто «летает». Но есть нюансы: Facebook, Instagram, сервисы Google не работают, они заблокированы. Поэтому связь с внешним миром в Китае практически отсутствует, ― делится своими наблюдениями путешественник. А вот худшая связь, по его мнению и опыту, в США. Особенно на юго-западе в не самых населенных районах.

Фото: Land Rover
Цивилизация пришла во все уголки планеты, но еще остались места, где люди живут своим особым укладом

Кругосветка Land Rover прошла по территории 21 страны. Говоря о советах от опытного путешественника начинающим автотуристам, Сергей отмечает, что самое главное, ничего не бояться: желание видеть и познавать, на его взгляд, решает любые проблемы и сложности.

Фото: Land Rover
14 августа путешественники посетили Минск и встретились с журналистами в автоцентре «Атлант-М Британия»

― Даже незнание языков в каких-то ситуациях является преимуществом. Например, в Марокко полицейский пытался развести нас на скорость, показывая «фен» с какими-то цифрами и что-то объясняя на своем языке. Но в результате отсутствие взаимопонимания даже на уровне языка жестов сделало свое дело: он нас отпустил. Это мы поняли по жесту, который, вероятно, означал «желаю счастливого пути», ― вспоминает Сергей.

-50%
-55%
-30%
-40%
-12%
-99%
-20%