«Все произошло так быстро, что мы даже не поняли степень опасности. Жена только конфету развернула, как мы съехали в кювет и полетели кубарем. Машину искорежило, но мы спаслись», — с придыханием вспоминает Александр. Он, как и еще 80 водителей, участвует в роуд-тесте по контраварийному вождению Coca-Cola Driving Experience Challenge. Мы тоже прошли полосу препятствий и на примере громких аварий последних лет выяснили, как спасти себя и не покалечить других.

Роуд-тест провела Coca-Cola вместе с МЧС, Красным Крестом и Школой экстремального вождения. На полигоне в Липках смоделировали потенциально аварийные ситуации, в которых можно оказаться на дороге. Почти весь день отрабатывали скорость реакции, манеру вождения и «чувство» водителя. Инициатива призвана повысить уровень безопасности среди автомобилистов.

— Люди получают необходимые навыки управления автомобилем в экстремальных и аварийных ситуациях. А еще — учатся оказывать первую медицинскую помощь, — садится за руль гендиректор предприятия Александр Денисов. — Сегодня участвуют только минчане, но мы планируем провести мероприятия по контраварийному вождению и для представителей всех регионов. Это все направлено на снижение рисков. И результаты налицо: за последние годы я не припомню тяжелых аварий с участием наших сотрудников. Мелкие ДТП, конечно, случаются, но их число также идет на спад.

МЧС: «Непристегнутый человек почти всегда вылетает через окно»

Автополигон в Липках разделили на 4 зоны, а участников — на такое же число команд. Пока девушки показывают точность диагональной парковки, сильный пол в поте лица отрабатывает «пит-стоп», меняя колеса. А другая группа учится оказывать первую медицинскую помощь у представителей Красного Креста.

Команда МЧС и вовсе представила «поучительный аттракцион» — автомобиль-«перевертыш». С «Пассата» сняли все ненужное, а под кузов поставили мощную стальную раму на поворотном механизме. Людей усаживают в авто, пристегивают ремнями, а затем… крутят на любой угол — как бы валят машину на бок и на крышу. Будем откровенны: ощущения не из приятных, но обычные трехточечные ремни на удивление плотно удерживают от удара головой о крышу.

— В «перевертыш» садились люди, которые, по их словам, никогда ранее не пристегивались, — протягивает палец к кнопке представитель МЧС. — «Повертелись» и сами для себя решили: будут пользоваться ремнями безопасности. Непристегнутый человек практически всегда вылетает через окно. Мало того, своим телом такой водитель или пассажир может нанести травму соседям по машине.

Интересуемся, какое место в автомобиле самое безопасное. Оказывается, раз на раз не приходится:

— Случается разное, но статистика показывает: ребенка лучше всего размещать на заднем правом сиденье. Хотя бы потому, что для доступа туда не нужно выходить на проезжую часть. А взрослому лучше садиться за водителем. Потому что в случае опасности тот, кто за рулем, инстинктивно принимает вправо.

Перемещаемся в другую зону, где учат маневрировать в особых условиях. «Лосиный тест» получил свое название благодаря сценарию столкновения с сохатым. Внезапное появление лесного исполина перед машиной часто приводит к серьезным последствиям.

Чтобы отработать навык, препятствие, до которого невозможно затормозить, нужно объехать. К чести участников роуд-теста с этим заданием они справляются неплохо, задорно визжа шинами по асфальту полигона. Кое-кто почувствовал и всплеск адреналина: одну машину заправили в поворот так лихо, что «разули» переднее колесо.

В это время на другом конце полигона слышится визг иного рода — тормозов. Под руководством инструкторов водители учатся торможению на скользком покрытии. Для этого на полигоне оборудована специальная дорожка из базальтовой плитки — в мокром состоянии это натуральный лед. Там же — упражнения на соблюдение дистанции и другие приемы экстренной остановки.

«За рулем нельзя доверять и надо предвидеть»

Школа экстремального вождения привезла в Липки два вида специальных автомобилей. На одном вывесили заднюю ось, и водители в условиях заноса грациозно вальсируют на машине вокруг фишек. Второй — скид-кар — позволяет свободно дрифтовать, поскольку имитирует полный занос автомобиля.

— Подготовить себя ко всем сценариям невозможно. Но нужно научиться предвидеть ситуацию, — объясняет руководитель Школы экстремального вождения Сергей Овчинников, попутно раздавая команды по рации. — Важно также не доверять, а сомневаться. Если автомобиль со второстепенной дороги подъезжает к перекрестку слишком быстро — я ему не доверяю, буду сам снижать скорость. Если на сложной минской развязке «потерялась» машина с подозрительными номерами — я подожду или постараюсь не приближаться к ней. Должна быть возможность исправить, в том числе чужую ошибку. Иначе мы вручаем собственные жизнь и здоровье в чужие руки.

По сравнению с европейцами белорусские водители чересчур беспечны. Эксперт объясняет почему:

— Что называется, как живем, так и ездим. И начинается все, опять же, в автошколах — у нас учат не ездить, а сдавать экзамены. Плюс негатив, которого в обществе хватает: его совсем нетрудно выплеснуть на дороге. Но лучше от этого не станет никому, ведь верно?

На Западе учат читать, просчитывать дорожную ситуацию. В Скандинавии движение с заносом входит в программу обучения в автошколах. У нас же далеко не каждый водитель может вовремя сориентироваться.

— Если ситуация возникает неожиданно, то шансов что-либо сделать катастрофически мало. Но если заранее продумать ситуацию, то можно избежать последствий. Например, когда я вижу опасность, реагирую почти моментально — за полсекунды, — продолжает Сергей Овчинников. — Если водитель не готов, то ему нужно подумать: затормозить или повернуть. В результате время реакции возрастает от 1,5 до 4 секунд. И эта разница во времени может быть судьбоносной.

«Лучше врезаться в машину, чем задавить»

Эксперт согласился пояснить, как действовать, чтобы избежать смертельных аварий. Для примера взяли нашумевшие ДТП в Минске и регионах. Например, наезд на девочку у ТЦ «Замок», после которого закрыли пешеходный переход и остановку.

— Конечно, машина должна быть технически исправна. Но есть и другой момент: судя по поступающей информации, у водителя была возможность отвернуть и избежать наезда, — замечает Овчинников. — А ведь если не получается тормозить, надо отворачивать. Возможно, даже в пустой припаркованный автомобиль. Поврежденная техника все-таки не так важна, как жизнь человека.

Громкая авария прошедшей недели — столкновение микроавтобуса и грузовика в Каменецком районе, в котором погибла вся семья. Как действовать, возникни такая ситуация в будущем?

— Давайте подумаем: на какой скорости грузовик мог повернуть налево? На 80 км/ч? Нет, конечно. И я, как водитель, должен подумать: даже если он не включил «поворот», почему он так медленно ползет? — поясняет эксперт. — И даже если по правилам он должен пропустить, лучше не рисковать. Особенно нельзя доверять грузовикам: они большие и тяжелые, плохо тормозят, разгоняются и маневрируют. Как набрал скорость — так и летит.

По словам собеседника, большинство водителей легковушек не знают об особенностях грузовиков. Поэтому нередко заезжают в мертвые зоны, где их просто не видно.

— Не понимают, что может быть поворот направо из второй полосы — потому что из первой грузовик просто не вывернет. В результате выжимают на тротуар. Поэтому надо смотреть на его колеса, его поворотники. Дать больше места, оценить: он еще едет прямо или уже поворачивает? — поясняет инструктор.

Просим «погрузиться» в еще одно ДТП: в Кореличском районе водитель УАЗа не справился с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Как надо было рулить?

— Грунт бывает разным, может быть как снег. Посередине, где от камешков очищено, машина хорошо держит дорогу, а по бокам хуже. А бывают камешки, которые между колесом и дорогой, как ролики, работают, тогда направлять машину очень сложно, — предупреждает Овчинников. — Для выхода из заноса на гравии нужен специальный навык, поскольку небольшой поворот руля — и покатился по этим камешкам. И рекомендация «руль в сторону заноса» тут не срабатывает. Нужно крутить руль в сторону дороги.

Кроме того, в форс-мажорных ситуациях люди нередко бездействуют, попросту входят в ступор. Эксперт соглашается:

— В опасной ситуации водитель может оцепенеть. И даже специально направить машину на препятствие. Если есть возможность уходить в кювет, в кусты, избегать прямых столкновений, это обязательно нужно делать. В конце концов, столбы у нас не через каждые два метра стоят.