/ Фото автора / Инфографика: Антон Девятов /

Пока мы следим за постоянно дорожающим бензином и дизелем, как-то незаметно сжиженный газ (пропан-бутан автомобильный и пропан автомобильный), которым многие белорусы заправляют свои авто, перестал быть тем самым «социальным» топливом. А ведь было время, когда наши соотечественники часто переоборудовали свои машины именно ради хорошей экономии.

Фото: Павел Мурашко

По стоимости сжиженного газа мы обогнали Россию

На самом деле газ на заправках дорожает такими же темпами, как и другие виды топлива — то есть на копейку-две. А поскольку стоит он гораздо дешевле, то в процентном соотношении дорожает сильнее бензина и дизельного топлива.

Обратите внимание, что стоимость газа ПБА у нас стала даже выше, чем в России. Причем на неслабые 30%. В Беларуси 0,32 евро и 0,22 в России. Хотя это по-прежнему дешевле, чем в Украине (0,42 евро), Польше (0,49 евро), Латвии (0,52), Литве (0,61)

А еще интересно проследить соотношение цены газа и бензина. Ведь чем меньше газ стоит по отношению к бензину, тем выгоднее заниматься переооборудованием автомобиля под этот вид топлива.

*цены указаны по состоянию на середину мая

Мы обратились на одну из крупных СТО, которая занимается установкой газового оборудования. Там рассказали, что установка газобаллонного оборудования на автомобили по-прежнему пользуется спросом, хотя уже не в таком объеме. По мнению представителя компании, все дело в небольшой разнице между стоимостью бензина и газа. По словам собеседника, установка и эксплуатация газового оборудования будет себя оправдывать при цене газа ПБА на 50% меньше 92-го бензина.

Фото: Павел Мурашко

Цену на газ регулируют сами продавцы

В пресс-службе ПО «Белоруснефть» уточнили, что на газ ПБА (пропан-бутан автомобильный) в Беларуси действует свободное ценообразование. Розничная стоимость формируется субъектами хозяйствования (предприятиями по нефтепродуктообеспечению) с учетом оптовой цены закупки, затрат на доставку газа до АЗС, а также спроса и предложения. Прямой привязки стоимости газа к стоимости бензина или дизельного топлива не существует.

При этом потребление газа ПБА в Беларуси растет. Например, в сети АЗС «Белоруснефть» темпы роста составляют около 10% в год. В фирменной сети АЗС «Белоруснефть» сейчас действуют 235 газозаправочных станций, за последние три года их количество не изменилось.

В представительстве сети АЗС «А-100» пояснили, что у них цена газа зависит от входной цены поставщиков, исходя из этого формируется цена автомобильного газа на АГЗС.

Сжиженный углеводородный газ марок ПБА (пропан-бутан автомобильный) и ПА (пропан автомобильный), который реализуют на белорусских ГАЗС, бывает как отечественного, так и российского производства. При его производстве в Беларуси в составе продукта велика доля российского импорта. К тому же автомобильный газ не относится к социальным товарам, то есть его продажи на внутреннем рынке не дотируются государством. Этим можно объяснить более высокую стоимость ПА и ПБА по сравнению с Россией. Цена регулируется не государством, а рынком.

-50%
-10%
-20%
-50%
-10%
-50%
-50%
-20%
-30%