/ Фото из архива

Погода в минувшие выходные натворила страшное и трагическое: внезапный порыв ветра на трассе М1 буквально заволок дорогу сухим песком с полей. Видимость ухудшилась. Легковой автомобиль врезался в остановившуюся фуру. В результате аварии погиб пассажир легковушки. Эксперт по безопасному вождению Сергей Овчинников рассказал, как вести себя водителю, если на дорогах объявлен оранжевый уровень опасности.

Песчаные бури — явление для Беларуси нетипичное. Но когда синоптики предупреждают об оранжевом уровне опасности, ожидать можно всего.

Что такое вообще «оранжевый уровень опасности»? Это означает, что погодные условия представляют реальную опасность — шквалы, ливни, грозы, град, жара, морозы, снегопады, метели и прочие явления могут негативно повлиять на социально-экономическую деятельность и привести к значительному материальному ущербу, а также возможны человеческие жертвы.

Как вести себя, если синоптики передали оранжевый уровень опасности? Очевидным ответом будет один — оставайтесь дома и никуда не выезжайте. Совет правильный, но бесполезный. Кому надо — тот поедет. Предупреждения о «Хавьере» тоже мало кто воспринял всерьез, а потом водители часами сидели в снежном плену. Но о возможности возникновения песчаных бурь никто не предупреждал.

Контролируйте ветер по верхушкам деревьев

Ни одна буря не обходится без ее причины — сильного ветра. Наибольшей опасности при боковом ветре подвергаются автомобили с большой площадью бокового сечения или парусностью. Это просто надо учитывать.

Фото: ГАИ

— Когда вы выезжаете, например, из леса на свободный участок, можно по верхушкам деревьев контролировать хотя бы приблизительно силу и направление ветра. Чем выше скорость, чем хуже покрытие, тем больше машину сдвигает с траектории, и аварии такие случаются. Поэтому снижаем скорость при выезде на открытые участки, особенно если они находятся на возвышенностях, — советует эксперт Сергей Овчинников. — И, конечно, компенсируем рулевым колесом увод автомобиля из-за ветра. И чем резче ветер «ударяет» по автомобилю, тем более резкими и своевременными должны быть действия водителя. Если автомобиль уходит в занос — действуем по правилам выхода из него. Если понимаете, что ветер слишком силен и уже несет на обочину, то нужно постараться развернуть автомобиль носом к обочине, чтобы наиболее безопасно съехать с дороги.

Не видишь — не въезжай

По сообщениям очевидцев песчаной бури, она вызвала множественные аварии на участке трассы М1. Внезапный порыв ветра поднял с полей сухой песок, из-за чего резко ухудшилась видимость.

— Тут совет такой — не влетать туда, куда не видишь. Снижать скорость, оценивать ситуацию заранее, включать аварийную сигнализацию. Аналогичные ситуации возникают и в туман. Водитель едет по трассе долгое время, не реагирует на что-то активно и перестает чувствовать опасность. Для меня въезд в туман — это все равно что полет в неизвестность, в пропасть. Ты никогда не знаешь, что там — ремонт дороги, люди, другие машины, раскопанная яма. Как можно лететь неизвестно куда? Должна быть у водителя в голове мысль — если не вижу, то не еду, — объясняет Сергей Овчинников.

При этом эксперт подчеркивает, что дать однозначный совет, как поступать, невозможно. Здесь очень много факторов, влияющих на развитие событий. Если вы видите, что песчаная буря движется перпендикулярно дороге, то, вероятно, скоро она пройдет. В этом случае резонно остановиться и подождать.

 — Я бы поступил именно так — остановился и дождался бы, когда восстановится нормальная видимость. Если же вы решили проехать через участок с ограниченной видимостью, проконтролируйте дорогу в зеркало заднего вида. Попробуйте представить себе ситуацию. Вы едете, впереди вас песчаная буря, сзади движется фура. Въезжать на участок дороги с плохой видимостью или нет? А если в эпицентре бури видимость будет нулевая и придется остановиться? А сзади, если помните, едет фура. Не факт, что ее водитель вас увидит. Я предлагаю читателям возможность самим дать варианты ответа на вопросы, — заключил Сергей Овчинников.

И напомним еще раз, что при вероятности сильного ветра лучше ставить автомобиль подальше от деревьев, рекламных щитов и других конструкций с большой парусностью.

-50%
-20%
-20%
-20%
-30%
-50%
-30%
-50%
-10%
-55%