Во вчерашнем коммунальном ЧП в Минске серьезно пострадало два автомобиля. Напомним, 2 апреля из-за повреждения трубопровода подтопило улицу Уборевича. Последствия аварии устранили еще вчера, но сильнее всего досталось, похоже, оставленным Peugeot 407 и Subaru Legacy. Обе машины не имеют полиса КАСКО. AUTO.TUT.BY выяснил у юриста, можно ли их владельцам рассчитывать на возмещение ущерба и как это сделать.

Фото: @nadvorie / Twitter.com
Фото: @nadvorie / Twitter.com

О том, что машины почти полностью погрузились под воду на некоторое время, их владельцы узнали только вечером 2 апреля. Оба разводят руками — что делать в такой ситуации, они не знают.

— Пришел, а машина вся запотевшая, — рассказывает владелец Peugeot. — Со мной никто не связывался.

Что делать, чтобы возместили ущерб? Пошаговая инструкция от юриста

Самыми типичными случаями повреждений автомобилей, не связанными с ДТП, являются падения деревьев на автомобили, сосулек с крыш, залитие водой.

— Если повреждение вашего автомобиля связано не с дорожно-транспортным происшествием, то не стоит рассчитывать на страховые выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности, так как ущерб возмещается лицом, виновным в причинении такого ущерба, — напоминает Сергей Хмылко, адвокат адвокатского бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры». — Рассчитывать на возмещение вреда со стороны страховой компании могут только владельцы полиса КАСКО и то, если подобные случаи предусмотрены в качестве страховых в договоре (правилах страхования организации).

Прежде всего необходимо зафиксировать факт причинения ущерба. В нашей стране нет специальной службы, занимающейся такой деятельностью, поэтому лучше всего обратиться либо в правоохранительные органы, которые обязаны принять любое ваше сообщение и провести первичную проверку, в общих чертах составив документ об осмотре и причинах ущерба, либо вызвать представителя организации, в ведении которой находится источник вреда (дорожная служба, ЖРЭО, «Водоканал» и т.п.) и составить акт осмотра с описанием всех повреждений.

Фото: МГУ МЧС
Фото: МГУ МЧС

— Рекомендую также сделать многочисленные фотографии поврежденного автомобиля в той самой обстановке, когда он был поврежден, — говорит юрист.

Далее предстоит самая сложная задача — это доказывание причинно-следственной связи между чьими-то виновными действиями и наступившим ущербом. Как показывает практика, государственные, коммунальные предприятия никогда добровольно вред не возмещают, ссылаясь на недоказанность вины.

Так, если на ваш автомобиль упало дерево, то необходимо установить, кому принадлежит земельный участок, на котором растет дерево, в чьи обязанности входит контроль за зелеными насаждениями и самое важное — в чем причина падения такого дерева. Заключение о причине падения может дать только специализированная или экспертная организация, к примеру, ГНУ «Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси».

В случае же затопления улицы Уборевича ответственным лицом будет организация, на балансе которой находится поврежденная труба. Здесь тоже имеет значение причина прорыва, к примеру, если своевременно не осуществлялось техническое обслуживание или у трубы имелся дефект, то можно считать, что данная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности и несет ответственность за ущерб. Если же будет обнаружено, что труба сама по себе эксплуатировалась правильно, а кто-то умышленно ее повредил, из вредности или забавы, то тогда можно говорить, что вины обслуживающей организации нет и ответственным лицом будет тот, кто трубу повредил, при условии, что обслуживающая организация приняла все меры, чтобы виновник не имел свободного доступа к трубе.

Следующим важным шагом является определение размера ущерба, как правило — стоимость восстановительного ремонта, который рекомендуем осуществлять с помощью специализированных организаций, которые пользуются специальными программами по расчету стоимости поврежденных запчастей и работ.

Как правило, специалисты перед расчетом ущерба в обязательном порядке осматривают поврежденные транспортные средства, и здесь важно сохранить автомобиль в неизменном виде до его осмотра. Также рекомендуем вызвать представителя предполагаемого виновника телеграммой или заказным письмом, так как в последующем при взыскании ущерба в судебном порядке оспаривание размера убытков по причине отсутствия представителя при определении их объема является главным аргументом виновной стороны.

Есть еще ситуация, когда специалист стоимость ремонта посчитал, вы отдали автомобиль в ремонт и работник СТО обнаруживает скрытые повреждения, которые визуально были не видны, но выявлены уже в процессе ремонта. Здесь тоже рекомендуется приостановить ремонт и сразу вызвать специалиста-оценщика, представителя предполагаемого виновника и составить дополнительный акт осмотра, так как выполнение ремонтных работ в большем объеме, нежели укажет специалист-оценщик или эксперт в своем заключении, не будет считаться восстановлением автомобиля, а будет считаться его улучшением.

— Также в заключение хочется отметить одно ошибочное заблуждение о том, что якобы если ваш автомобиль был поврежден в результате неправильной парковки, то это лишает вас права возместить свои убытки. Это неверно, так как закон предполагает лишь возможность уменьшения размера подлежащего возмещению ущерба в случае, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению вреда или его увеличению. Стоянка автомобиля в месте, не предназначенном для стоянки, оценивается судами как нарушение потерпевшим правил дорожного движения и рассматривается как грубая неосторожность.

После расчета размера вреда потерпевшему рекомендуем направить претензию в организацию, по чьей вине причинен вред, а в случае отказа в добровольном возмещении — обращаться в суд.

-40%
-50%
-20%
-10%
-10%
-15%
-15%