Григорий Солонец, фото Светланы Курейчик /

Почему на автомагистрали Р53 Слобода — Новосады требуется повышенная бдительность и сосредоточенность всех участников дорожного движения? Почему чрезвычайно внимательна и дотошна жодинский инспектор ДПС, капитан милиции Мария Гончарик? Корреспонденты МЛЫН.BY вместе с сотрудниками областной Госавтоинспекции проехали по трассе, которой остался недоволен президент.

Фото: Светлана Курейчик

В служебном «Опеле» гражданской окраски, за рулем которого начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Тюрин, держим путь к Кургану Славы, где начинается интересующая нас дорога Р53 Слобода — Новосады. Это о ней как о дороге своей молодости говорил президент Беларуси Александр Лукашенко, общаясь с трудовым коллективом завода «БелДжи».

Фото: Светлана Курейчик

— Я по ней много-много раз ездил, еще когда не было объездной дороги от Минска до Борисова. А вот сегодня по ней специально проехав, понял, что она уже слабовата, — отметил тогда президент.

В том, что Р53 нуждается в серьезной модернизации, убедились и мы, промчав от деревни Слобода до Жодино. Уже перед поворотом на Домашаны проезжая часть резко сузилась, на что указывала и дорожная разметка. Скорость нашего Opel снизилась до 70 км/час, как и предписывал знак. Правда, несмотря на это, некоторые автолюбители пытались нас обогнать. Но так как в обоих направлениях до самого Борисова лишь по одной полосе, то без опасного выезда навстречу движущемуся транспорту обгон не совершишь.

«Риск не всегда благородное дело», — невольно пришла на ум известная поговорка. А Олег Николаевич, словно прочитав наши мысли, вслух произнес:

— К добру автолихачество еще никогда и никого не приводило. — И назвал печальную статистику: за минувший год на одной только дороге Р53 произошло 18 ДТП, в которых 8 человек погибли и 13 ранены.

Для уменьшения скорости движения, а также информирования водителей о подъезде к опасному участку, используется более дешевый аналог «лежачих полицейских» — шумовые полосы. Их кратковременное воздействие в виде вибрации ощутили и мы.

Фото: Светлана Курейчик

Еще одно эффективное средство в борьбе за безопасность движения — тросовое ограждение. Впервые в Беларуси оно было установлено летом 2008 года на участке автодороги М1 Брест — Минск — граница РФ и на 7-м километре автодороги Р53 Слобода — Новосады. Именно здесь был один из самых аварийных участков. После того как тросовое ограждение разделило транспортные потоки встречных направлений, количество ДТП резко уменьшилось, что подтверждает и статистика.

Впереди справа белоснежным покрывалом наш взор привлекло Смолевичское водохранилище, вольготно раскинувшееся недалеко от трассы. Но умиление благостной картинкой быстро прошло, едва услышали подробности страшного ДТП со смертельным исходом, случившемся здесь в позапрошлом году. Нарушив правила обгона, водитель «Газели», двигавшейся со стороны Борисова, не справился с управлением и выскочил на встречную полосу, где столкнулся с иномаркой, в которой родители ехали на присягу к сыну-солдату…

А ведь будь здесь, как планируется, две разграниченные полосы в одном направлении, такого трагического исхода в принципе не могло быть. Резерв для расширения у автодороги Р53 очевиден: почти на всем протяжении к ней примыкают широкие кюветы. За исключением Жодино, через который проходит 6-километровый участок трассы. На въезде в город работал экипаж местного отделения ГАИ в составе старшего госавтоинспектора майора милиции Юрия Пащевского и инспектора ДПС капитана милиции Марии Гончарик. Они пояснили, что безопасность движения на городском участке республиканской автострады обеспечивают 7 светофоров, 4 искусственные дорожные неровности и один подземный пешеходный переход. По мнению инспекторов, этого на сегодняшний день достаточно.

Фото: Светлана Курейчик

А что думают водители?

Полчаса подежурив с работниками ГАИ, пообщались с водителями грузовых и легковых машин. Не все, правда, поначалу охотно шли на контакт, но, услышав про дорогу, оживлялись, высказывали свои предложения и замечания.

Андрей Колбик, житель Жодино:

Фото: Светлана Курейчик

— Я работаю на БЕЛАЗе и постоянно езжу по этой дороге. К асфальтному покрытию, разметке особых претензий нет. А вот прибавить по полосе в каждом направлении давно пора! Тогда в час пик, утром и вечером, а еще когда БАТЭ играет на «Борисов-Арене», исчезнут пробки, да и количество ДТП, уверен, уменьшится. На мой взгляд, не помешал бы и дополнительный подземный переход: все-таки район частной и коттеджной застройки расширяется, и, следовательно, пешеходов становится все больше.

Максим Гончарик, дальнобойщик, водитель с 20-летним стажем:

Фото: Светлана Курейчик

— Хотелось бы, чтобы, как и говорил президент, в 2020 году дорогу реконструировали и расширили. Ведь это важная еще и транзитная трасса, посмотрите, какой поток грузовиков и легковых машин! Одни едут на БЕЛАЗ, другие - чуть дальше на таможню, завод «БелДжи», борисовские предприятия, третьи - на Оршу и в Россию. А летом сколько туристов, дачников перемещается…

Вместо старого асфальта нужно положить новый или качественный бетон с хорошей подушкой. Только спешка в этих работах ни к чему. Я по Европе езжу и вижу, как там основательно дорожно-ремонтные работы проводятся, потому и автобаны у них классные. Так что нам есть к чему стремиться и на кого равняться.

Иван Макаревич, минчанин, частный предприниматель:

Фото: Светлана Курейчик

— На своем грузовом микроавтобусе еженедельно езжу по Р53. Она значительно уступает по всем параметрам автомагистрали М1, кроме одного — мой деловой маршрут по ней получается самый короткий. В целом дорогу обслуживают и содержат в неплохом состоянии. Но видно, что ее потенциал уже почти исчерпан. Нужна модернизация, реконструкция, причем основательная и всесторонняя. Но прежде чем приступать к работам, следует учесть замечания и пожелания водителей, пешеходов. Ведь в конечном счете это для них дорога. И она должна быть современной, удобной и безопасной.

Проект готов. Но работы начнутся через год

Утверждена Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017−2020 годы. Среди республиканских автомобильных дорог, которые запланировано реконструировать и возвести по параметрам I категории, значится и Р53 Слобода — Новосады.

Главный инженер РУП «Минскавтодор-Центр» Сергей Исаков в беседе с нами подтвердил, что уже готова проектно-сметная документация, согласованная с Госавтоинспекцией и другими службами. Но из-за недостатка финансовых средств (ведь есть еще и другие дороги, находящиеся в худшем состоянии) работы на Р53 начнутся лишь в следующем году.

Проектом предусмотрены 2 полосы в каждом направлении, покрытие проезжей части — цементно-бетонное, толщина от земли — 24 см. По разделительной линии на всем протяжении — непрерывное барьерное ограждение, исключающее лобовое столкновение. Для очистки и содержания дороги зимой будет использоваться только чистая белая соль. Развязки планируются разноуровневые.

Фото: Светлана Курейчик

Кто будет выполнять работы? Все зависит от источников финансирования. Если выделят средства из бюджета, то, скорее всего, их будут осваивать отечественные дорожно-строительные организации. В случае поступления кредитных ресурсов Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития,  естественно, будет объявлен международный тендер и по его результатам определится подрядчик: наш или иностранный.

В первую очередь реконструируют 12-километровый участок от Кургана Славы до Смолевичей. И лишь после 2020 года начнется освоение оставшейся части автодороги.

Людям она должна прослужить без ремонта как минимум 30 лет.

-50%
-10%
-20%
-20%
-10%
-50%
-20%
-50%
-30%