По данным ГАИ Минска, в прошлом году наиболее частой причиной смертельных ДТП стали наезды на пешеходов. Житель столицы Сергей Коростель много ездит за рулем и передвигается пешком. Он предложил отдать приоритет на проспектах Победителей и Независимости не автомобилям, а людям и общественному транспорту. Для этого не потребуется перекраивать весь город, а всего лишь сделать некоторые улучшения дорожного движения. Все свои мысли минчанин изложил в петиции. Обсуждаем предложение автомобилиста.

Мысль о том, что главным улицам — проспектам с интенсивным движением автотранспорта и пешеходов — нужны улицы-дублеры, появилась у Сергея после трагедии у ТЦ «Замок», где грузовик наехал на группу людей. Пешеходный переход, где произошел несчастный случай, просто закрыли, людей отправили в подземный пешеходный переход.

Остальные пешеходные переходы на проспекте Победителей, да и на других магистралях Минска оставили. В чем логика закрывать один пешеходный переход? Давайте закроем все и окончательно загоним людей под землю. К слову, на более небезопасных скоростных трассах в Беларуси ничего никому не мешает строить одноуровневые пешеходные переходы.

— Людей вытеснили машины, в вечерний час-пик вдоль проспектов гулять некомфортно, да и небезопасно. А ликвидация перехода у ТЦ «Замок», строительство развязки на улице Филимонова только поддерживает идею превратить проспекты в место для машин, но не для людей.

Сергей отмечает опыт других городов, где уже проходили путь «все для машин».

— Автомобили стараются «увести» подальше от центра города, а транзитные потоки «прячут» в специально выделенных скоростных магистралях, которые хоть и проходят по городу, но на «задворках», вдали от пешеходных потоков, где автомобили не мешают людям.

По сведениям ГАИ Минска, наибольшее число людей пострадало в результате наездов транспортных средств на пешеходов. За год произошло 217 таких аварий, в которых погибли 23 человека, еще 210 получили травмы. Всего за год произошло 488 ДТП, в которых 40 человек погибли и 588 получили травмы.

Главным проспектам — улицы-дублеры, подземные переходы закопать

Сергей предлагает пересмотреть концепцию развития центральных проспектов города с последующей возможной корректировкой генплана города Минска.
Для проспекта Победителей минчанин предлагает дублер — улицу Тимирязева.

— Реконструкцию улицы начали к ЧМ по хоккею в 2014-м, но не закончили, не довели до логического завершения. Проехать транзитом по Тимирязева должно быть проще и выгоднее, чем по проспекту Победителей. Сейчас это не так. По Тимирязева ехать дольше и намного муторнее, чем по проспекту. Сразу после въезда в город дорога «растворяется» в рынке: везде ограничения скорости в 40 км/ч, а выскакивающие из-под колес пешеходы с тележками, постоянные заторы-очереди на заезд на рынок добавляют улице проблемности. Плюс покрытие, узкие полосы — все это не способствует решению проблемы, — говорит Сергей.

Чтобы Тимирязева стала основной, ее стоит реконструировать — от первого кольца до МКАД. Каким образом? Здесь должно быть организовано непрерывное движение на всем промежутке, без наземных переходов и, в идеале, без светофоров. Улицу стоит оградить от пешеходов. Раз уж улица идет по промзоне и проходит параллельно железной дороге, стоит сделать из нее утилитарную дорогу, служащую одной цели: как можно скорее вывести машины из города, разгрузив проспект Победителей.

При этом Сергей признает, что самый сложный участок для реконструкции — это как раз-таки рынок Ждановичи. Каждый водитель, который едет на МКАД, хочет он того или нет, все равно оказывается на рынке и вынужден объезжать тех, кто стоит в очереди на въезд на рынок и на выезд.

— Кто не объезжал очереди автомобилей на въезд на рынок, не уворачивался от пешеходов, которым надо попасть на автобус и им не важно, что двухтонную машину ты остановить за секунду не можешь? Конец улицы — это одно большое продолжение рынка. Ночью ситуация еще хуже, потому что дорога практически не освещена, асфальт разбит — того и гляди, как бы не попасть в ДТП, — рассуждает автор петиции.

В идеале дорогу у рынка стоило бы поднять на эстакаду, под ней сделать стоянки и круг для разворота для выезда на трассу (так сделано, например в Варшаве, ТЦ «Янки»). Съезды на рынок сделать заблаговременно, чтобы очереди на въезд стояли там, а не на транзитной трассе.

В условиях дефицита бюджета столицы проще и дешевле «отодвинуть» трассу на север, спрямить крутой и небезопасный поворот перед выездом на МКАД. Так освободится немного места для местного проезда со стороны ТЦ «Град». Сама дорога должна проходить по рынку транзитом, окруженная со стороны высокими щитами, чтобы у пешеходов даже не было возможности нарушить правила и выйти на проезжую часть. Сейчас не так, есть выходы на дорогу от остановок общественного транспорта, а также в местах примыканий заездов на рынок. Скорость на дороге — 90 км/ч. Все обслуживающие рынок функции выполняют местные проезды слева и справа от трассы: по ним ездят автобусы, с них осуществляется заезд на стоянки. На генплане в перспективе обозначено, что улица Колесникова соединится с улицей Ратомской, пройдя над железной дорогой.

— Мне кажется, стоит провести ее и над ул. Тимирязева. Местные проезды с рынка будут выходить на нее, и через нее будет выезд на трассу.

Далее по Тимирязева, при наличии финансов, стоит сделать развязки с ул. Нарочанской, Радужной, Саперов, а многочисленные мелкие улицы Игнатенко, Панфилова, Репина связать местным проездом вдоль Тимирязева и вывести поток на трассу в одном месте. Продлить существующий надземный переход через железную дорогу также над ул. Тимирязева, при необходимости сделать еще совмещенные надземные и подземные переходы через железную дорогу и Тимирязева.

После всех этих нововведений стоит уменьшить привлекательность проспекта Победителей для автомобилистов или превратить его в бульвар: сузить проспект до двух полос в каждом направлении, ограничить скорость и закопать пешеходные переходы, так как они ограничивают мобильность людей, особенно инвалидов, родителей с маленькими детьми в колясках, пожилых людей.

А вот с проспектом Независимости все гораздо сложнее, ведь фактического дублера для него нет.

— Его, конечно, можно построить. Судя по транспортным потокам, вероятно, дублер нужно начать заранее, еще до начала Уручья, возможно, от поворота на Колодищи, далее вдоль улицы Основателей к Парку высоких технологий, далее пройти транзитом вдоль железной дороги и дойти до улицы Аранская или даже до улицы Свердлова.

Такие преобразования не потребуют больше денег, чем, например, строительство МКАД-2, а эффект для города будет весьма существенным. Речь идет о том, чтобы вернуть центральным проспектам статус улиц, на которых прежде всего будет комфортно людям, а не машинам.

-25%
-10%
-20%
-10%
-10%
-50%
-19%
-80%