Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  2. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  3. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  4. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  5. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  6. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  7. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  8. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  9. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  10. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  11. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  12. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  13. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  14. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  15. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  16. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  17. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  18. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  19. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  20. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  21. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  22. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  23. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  24. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  25. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  26. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  27. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  28. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  29. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  30. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее


/ Фото автора /

По предварительной версии, у грузовика, сбившего девочку на переходе у ТЦ «Замок», отказали тормоза. Позже выяснилось, что автомобиль два года не проходил техосмотр. Но действительно ли процедура техосмотра позволяет избежать таких трагедий или это формальность и давно пора процедуру менять? Во время дискуссии с представителем УП «Белтехосмотр» этот вопрос мы для себя не выяснили, но узнали, что все станции техосмотра имеют единый стандарт проверки авто. Три автомобиля отправились на техосмотр, а затем мы сравнили результаты.

Замечают не все неисправности

Мы выбрали одну из станций, которая проводит государственный технический осмотр транспортных средств. Испытуемый автомобиль — Peugeot 307 SW 2006 года выпуска с пробегом 240 тысяч км.

Специально автомобиль для техосмотра мы не готовили, хоть неисправности были известны: не отрегулированы фары, отсутствует задняя щетка стеклоочистителя, тормозные диски и колодки требуют скорой замены, но еще в рабочем состоянии (вердикт СТО, где обслуживается автомобиль).

Что скажут специалисты после осмотра на линии?

Фото: Павел Мурашко
При такой степени загрязнения кузова автомобиль на линию техосмотра не пустили

Первой претензией стал внешний вид автомобиля, а именно — грязный кузов. Так что перед заездом на линию пришлось побывать на ближайшей мойке.

Процедура техосмотра заняла примерно 20 минут. Специалист проверил фары, выявил их неправильную регулировку — светят вниз. Обнаружил неработающую «противотуманку». А вот отсутствие сзади щетки стеклоочистителя не привлекло внимания, хотя если конструкцией транспортного средства она предусмотрена, то должна быть.

Были определенные опасения по поводу работы тормозной системы. Но по итогам проверки все оказалось в порядке — тормоза соответствуют нормам. Диагностика подвески и рулевого управления тоже не выявила никаких проблем.

Фото: Павел Мурашко

В процессе диагностики инженер ни разу не сел за руль авто. Все его команды выполняем мы сами. Поэтому осталось загадкой, как удалось измерить люфт в рулевом управлении и проверить исправность гидроусилителя. А ведь эти вещи непосредственно связаны с безопасностью.

Фото: Павел Мурашко

В диагностической карте, которую нам выдали после техосмотра, были указаны неисправности, которые нужно устранить в 20-дневный срок, а также результаты измерений показателей торможения и чистоты выхлопа. Но легкое неудовлетворение осталось — нам хотелось более тщательного осмотра и более придирчивого контроля. А так выходит, что учли только критические неисправности. А то, что тормозные колодки почти стерлись и завтра могут свою функцию не выполнить, никого не насторожило.

При следующем посещении станции диагностики проконтролируют только те узлы, которые не соответствовали нормам в предыдущий раз. Проверка наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки стоит 3,5 рубля. Диагностика светотехники стоит 4 рубля. Общая сумма за техосмотр пока составила 20 рублей 10 копеек. Дорого? На самом деле нет. За эти деньги автовладелец получает, по сути, полноценную диагностику своего автомобиля.

— Опытные автомобилисты уже давно посчитали — если поехать на диагностику на какое-нибудь СТО, то отдашь раза в три больше. Поэтому часто бывает, что к нам записываются просто прогнать автомобиль через линию, узнать, что не работает и требует ремонта, — рассказал инженер станции техосмотра.

Фото: Павел Мурашко

На станции нам также признались, что автомобилей действительно стало заметно меньше по сравнению с этим же периодом прошлого года. Но в некоторые дни через линию проходит до шестидесяти машин в день. Самый большой наплыв ожидается за несколько дней до конца года. Пока очередей нет.

По данным УП «Белтехосмотр» из 215 тысяч автомобилей, не прошедших техосмотр с первого раза, половина отсеялись по причине неисправности тормозной системы.

После введения пошлины на допуск к участию в дорожном движении (дорожный налог) количество желающих проходить техосмотр резко уменьшилось. Заместитель начальника УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский заявил, что в этом году не прошли техосмотр 1,2 млн автомобилей. Это почти треть от общего количества зарегистрированных авто в республике.

Прошел техосмотр с незаводским ксеноном

Следующим на техосмотр поехал Андрей, владелец Mercedes-Benz E-класса. Автомобиль для наших широт «свежий» — 2002 года выпуска с пробегом около 300 тысяч километров. Андрей машину приобрел несколько месяцев назад и тщательно приводил в порядок, доводя до идеального состояния, и лишь затем поехал на техосмотр.

— Когда купил машину, понял — свет здесь просто никакой, тусклый. На дороге ничего не видно. Это характерная болезнь этой машины, проявляющаяся спустя лет 10 эксплуатации. Поэтому восстановил отражатели и установил в фары ксеноновые лампы. Да, незаводские. Но замечу, что на Mercedes и для галогенок, и для ксенона используются одни и те же рассеиватели. А на СТО отрегулировал свет по всем требованиям, так что уверен, что никого не слеплю. Других неисправностей перед ТО не было, — рассказал Андрей.

До покупки Mercedes Андрей шесть лет проходил техосмотр на одной и той же станции. Теперь она закрылась, так что вместе с машиной пришлось поменять и станцию техосмотра.

— Раньше было так: на этапе проверки работы фар, стеклоочистителей и токсичности выхлопа водитель находился за рулем. Но после этого просили выйти из машины и ожидать окончания техосмотра за пределами станции. А в этот раз всю линию диагностики я провел за рулем, постепенно проезжая на машине от поста к посту по командам специалистов станции. А еще удивило, что в этот раз на моей машине проверили работу стопоров — ограничителей ремней безопасности. Прежде я такой проверки не припомню, — признался Андрей.

Парень прошел техосмотр.

Техосмотр прохожу только сам, после небольшого ремонта

Александр давно ездит на Volkswagen T4 1994 года выпуска. Это его рабочая машина, так что техосмотр всегда проходит вовремя. И только самостоятельно.

— Первый заезд на линию для меня всегда проверочный. Своеобразная диагностика, — делится хитростью Саша. После того как все неисправности мне покажут на станции, я спокойно довожу машину до ума и в следующий раз приезжаю уже с полной уверенностью, что машина будет в порядке.

Вся процедура проезда по линии и у Александра занимает примерно 20 минут. Причем половину этого времени машину гоняли на «тормозном» стенде и обнаружили парочку неисправностей: неисправные лампочки и задние тормоза.

Передние тормоза оказались исправными.

 — Остальные проверки стандартные — подвеска, течи жидкостей, работа стеклоочистителей. Все время проверки я находился за рулем автомобиля, инженер в салон даже не заглядывал, — рассказал Александр.

Все замечания записали в диагностическую карту и отправили Александра на исправление недостатков.

В течение 20 дней Александр снова появится на станции и пройдет ТО.

— Я уже заменил задние диски, колодки и разбираюсь с лампочками. Проходить техосмотр на станции мне удобно. Хоть многие могут сказать, «чего я дважды на станцию езжу, только время теряю». Да, я не с первого раза прохожу техосмотр. Зато мастер показывает все критические неисправности, которые для меня, как для разумного водителя, важны, и я их действительно исправляю, нет привычки махнуть рукой и сказать «и так сойдет». Скоро поеду на станцию во второй раз и точно пройду процедуру.

Пройти можно, даже если автомобиль не в идеальном состоянии

Два из трех авто на разных станциях не прошли ТО. Один по причине неисправностей тормозной системы, второй — из-за неотрегулированных фар. И если светящие вниз фары опасны только в темное время суток, то проблемы с тормозами — куда более серьезная неисправность.

На мелкие недочеты, не оказывающие влияния на безопасность и управляемость автомобиля, на станции диагностики практически не обращают внимания. Есть даже такое заключение «соответствует с замечаниями». То есть автомобиль допускают к участию в дорожном движении, но с требованием устранить мелкие недостатки, например, небольшие очаги коррозии.

А вот с неработающими тормозами линию техосмотра пройти законными способами невозможно, равно как и с неправильно настроенными или неработающими световыми приборами. И это хорошо.

Что нужно поменять в процедуре техосмотра?

По статистике, в стране происходит всего 0,63% ДТП из-за неисправности авто. Но такие показатели связаны с тем, что у нас автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только с пострадавшими или погибшими. Так что за банальной формулировкой «не справился с управлением» или «не выбрал безопасную дистанцию» могут скрываться и серьезные неисправности автомобиля. Но если водитель при этом отделался в аварии легким испугом, причину ДТП никто не узнает.

На наш взгляд, процедура техосмотра должна включать еще несколько пунктов:

— проверка работоспособности амортизаторов на специальном стенде. Состояние этих элементов серьезно влияет на устойчивость и управляемость автомобиля, а значит, и на безопасность;

— проверка работоспособности и наличия подушек безопасности. Если в автомобиле конструкцией предусмотрены подушки безопасности — они должны быть в исправном состоянии;

— для проверки отдельных узлов и агрегатов за руль должен садиться инженер станции техосмотра.

Если уж государство так заботится о том, чтобы по дорогам ездили безопасные автомобили, требования к их техническому состоянию должны быть действительно жесткими. А главное — исключить возможность любых обходных способов получения заветного талона техосмотра. Для тех, кто следит за состоянием своего автомобиля, техосмотр не представляет проблем. Ну, а для той категории автовладельцев, которые ездят до последнего, — это недорогая альтернатива полноценной диагностики.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-30%
-24%
-30%
-16%
-10%
-10%
-30%
-50%