«Строительство пешеходных мостов или подземных переходов не является панацеей от ДТП. Их строительство должно быть экономически оправдано». Такую мысль озвучили представители Минтранса на встрече с автором петиции «Стоп смерти на дорогах» Анатолием Тыдыковым.

Полтора месяца назад Анатолий возвращался в Минск по трассе М4 Могилев — Минск и стал свидетелем страшного ДТП. Под колесами авто погибла восьмилетняя девочка — она переходила дорогу по наземному пешеходному переходу, ничего не нарушила. Все авто остановились, чтобы пропустить маленького пешехода, а один из водителей — нет…

Анатолий приехал в Минск и той же ночью опубликовал петицию «Стоп смерти на дорогах». Заручившись поддержкой 32 тысяч человек, Анатолий отправился на встречу в Минтранс и ГАИ. Основная цель встречи — обратить внимание всех профильных ведомств на то, что одноуровневые пешеходные переходы не дают шанса выжить пешеходам в случае наезда.

— Мне крайне важно было обсудить вопросы, именно как решить эту проблему, а не почему так происходит. Почему — это и так понятно, — отметил перед встречей Анатолий Тыдыков.

Разноуровневые пешеходные переходы эффективны, но очень дороги

Представители Минтранса, ГП «Белгипродор», ГП «БелдорНИИ», РУП «Минскавтодор-Центр» согласились с мнением о том, что «строительство пешеходных мостов или тоннелей эффективно с точки зрения снижения количества аварий».

К тому же для устройства пешеходных мостов не требуется разбирать уже существующую дорогу, перекладывать подземные коммуникации, для их освещения не требуется дополнительных средств — в отличие от подземных пешеходных переходов. Но на содержание мостов требуется больше денег зимой. Срабатывает и психологический фактор — людям «проще спуститься на один этаж, чем подняться на три».

— Одним из самых эффективных способов решения проблемы безопасности является строительство надземных и подземных пешеходных переходов. Они служат для безопасного перехода дорог и улиц, минимизируют риски ДТП и создают благоприятные условия для автомобильных потоков, — сказал заместитель главного инженера «Белгипродора» Алексей Краснов.

По его словам, согласно принятому в 2016 году ГОСТУ, вновь возводимые трассы должны проектироваться только с разноуровневыми пешеходными переходами на трассах первой категории. Стандартом регламентируется, что уже на существующих автодорогах пешеходные переходы в разных уровнях могут обустраиваться на основании технико-экономического обоснования такого решения по сравнению с вариантом светофорного регулирования. В случае, если интенсивность автомобильного движения больше 4 тысяч единиц в час, однозначно требуется строительство пешеходных переходов в разных уровнях. При меньшей загруженности дороги учитывается интенсивность движения пешеходов.

— К примеру, при интенсивности движение пешеходов 50 человек в час, интенсивность движения транспорта, при которой устраивается пешеходный переход в разных уровнях должен быть не менее 3870 автомобилей в час. А на существующей трассе М4 интенсивность движения автомобилей примерно в два раза ниже.

Новую трассу построили, а пешеходные переходы убрать забыли

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Но как быть с теми дорогами, которые уже существуют и проходят по деревням. Очевидный ответ — заменять одноуровневые пешеходные переходы на мосты — не одномоментно, но постепенно.

— Есть пешеходные переходы не только на республиканских, но и международных трассах, что планируется делать с ними, — прозвучал вопрос из зала. — Например, реконструируемая Р23 Минск — Слуцк — новую трассу построили, пешеходные переходы оставили и добавили (!) светофоры. М1 — трасса, на которой сумасшедшее движение и тоже есть «зебры».

— А вы учитываете экономическую составляющую строительства мостов и подземных пешеходных переходов? — спросил в ответ представитель Минтранса.

По информации «Белгипродора», сроки выполнения «под ключ» — до 8 месяцев, а то и больше. Иногда можно управиться быстрее. Стоимость строительства пешеходных мостов в среднем — от 190 до 380 тысяч долларов, подземного — от 175 до 400 тысяч долларов.

Помимо этого, для того чтобы строить пешеходные мосты или тоннели, необходимо наличие статистических данных об аварийности участка за три года. А вот на вопрос AUTO.TUT.BY, сколько именно нужно для статистики жертв наездов, представители Минтранса не смогли ответить.

—  Строительство разноуровневых пешеходных переходов не является панацеей от ДТП. Просто так деньги никто не тратит. Нужны статистические данные о том, что место опасно с точки зрения ДТП. К тому же на трассах иногда появляются нетрезвые пешеходы, которым ни пешеходные мосты, ни тоннели роли не играют. Им проще перейти дорогу там, где придется.

Что касается М1 или Р23, то скоро на Брест-Московской трассе уберут два пешеходных перехода, а Р23 будет дальше реконструироваться так, чтобы на ней не было одноуровневых пешеходных переходов.

«Пешеход везде прав: и на трассе, и в городе. За все отвечает водитель»

Фото: cdn.tvc.ru
Фото: cdn.tvc.ru

Анатолий Тыдыков также обратил внимание представителя ГАИ, присутствующего на встрече, на то, что до принятия новой редакции ПДД преимущество на трассе было у водителя, а не у пешехода, и в случае аварии водитель не всегда виноват.

— В новой редакции у пешеходов — полная безнаказанность. Я и водитель, и пешеход. И я понимаю, что у пешехода очень мало шансов выжить, если водитель едет со скоростью даже 70 км/ч, не говоря уже о скорости в 100−120 км/ч. Пешеход просто не увидит водителя, внезапно появившегося на дороге, а водитель не в силах остановиться моментально при скорости даже 100 км/ч.

Представитель ГАИ, присутствующий на встрече, отметил, что в новой редакции ПДД, которые сейчас разрабатываются, этому вопросу уделено очень пристальное внимание.

— У нас особенно уязвимые участники дорожного движения — это дети, велосипедисты и пешеходы. Поэтому в новой редакции ПДД особое внимание будет уделено именно этим категориям граждан, а также конфликту «пешеход — транспортное средство».

«Ждем предложений»

В конце встречи представитель Минтранса предложил Анатолию Тыдыкову выступить с обращением к своим подписчикам: «Пусть повышают уровень культуры на дорогах».

— Очень многое зависит от культуры поведения на дорогах, обратитесь к своим читателям, поучаствуйте в том, чтобы на дорогах не появлялись нетрезвые пешеходы.

Анатолий предлагает пойти дальше и отправить электронное обращение в Минтранс предложения от обычных водителей, «как повысить безопасность на дорогах Беларуси». Предложения можно направить сюда.

— Я не намерен останавливаться и не доволен встречей. Рассчитывая получить ответ на вопрос «что делать», мы скатились к обсуждению «почему так происходит». При этом по отдельности люди абсолютно адекватно воспринимают информацию. Но общая картина такая — нет денег. На этапе строительства мосты и подземные переходы исчезают во имя экономии, светофоры — испаряются. А это неэффективно, — говорит минчанин.

Фото: Александр Васюкович, Имена
Фото: Александр Васюкович, Имена

Анатолий Тыдыков еще раз обратился к читателям с призывом подписать петицию.

 — Я прошу каждого водителя подписать петицию. Прошу каждого пешехода сделать то же самое, а если есть дети — тем более! Посадите всю семью и подпишите. Мы вместе должны добиться того, чтобы в стране были безопасные дороги. Ни один водитель не хочет стать виновником аварии, никакой пешеход не хочет погибнуть под колесами автомобиля на скоростной трассе. Шансов выжить у пешехода уже на 70 км/ч не остается. А что говорить о том, что на трассе, где скорость 120 км/ч, — выжить у пешехода нет шансов вообще.

После того как петиция наберет 70 000 подписей, Анатолий собирается идти дальше.

-30%
-10%
-20%
-50%
-26%
-33%
-20%
-20%
-30%