Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  2. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  3. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  4. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  5. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  6. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  7. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  8. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  9. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  10. Провели неделю с Samsung Galaxy S21 Ultra за 3849 рублей и вот какие плюсы и минусы мы заметили
  11. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  12. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  13. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  14. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  15. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  16. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  17. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  18. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  19. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  20. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  21. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  22. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  23. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  24. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  25. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  26. ВНС как «торжество демократии», Путин — о дворце и протестах, чудо пенсионера и минус 55 кг — все за вчера
  27. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  28. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  29. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  30. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы


/ /

В День без автомобиля (22 сентября) принято отказываться от личного транспорта в пользу общественного. Однако даже в том же Минске поддержали акцию далеко не все — особенно почувствуют это автомобилисты, которые из-за перекрытого центра города застрянут вечером в пробке. Но нашлись отчаянные люди, которые все же поддержали кампанию. Они рассказали AUTO.TUT.BY, почему отказались от комфорта и удобства и поехали на общественном транспорте.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Первые дни без автомобилей прошли в середине 90-х годов XX века в Исландии, Великобритании и Франции. В 2000-м кампания уже проходила на всей территории Евросоюза. В этом же году мероприятия кампании удлинили до недели, которую назвали — «Европейская неделя мобильности». Подобные дни стали проводиться по всему миру, а в 2008 году к ним присоединилась Беларусь, инициатива этого принадлежит Минприроды.

В текущем году к Дню без автомобиля присоединился 31 город Беларуси, в прошлом акцию поддержали 19 белорусских городов. Водителям в некоторых городах предоставляют право бесплатного проезда. Для того чтобы воспользоваться этим правом, надо предъявлять контролирующим органам водительское удостоверение и техпаспорт на транспортное средство. В прошлом году в столице бесплатно проехали в транспорте около восьми тысяч автомобилистов.

8.00. Микрорайон Малиновка

В это время корреспондент AUTO.TUT.BY вышел из подъезда своего дома: в плотно запаркованном дворе многоэтажки автомобилисты рассаживались по машинам.

— Я машину не брошу, нет времени стоять на остановках и ждать транспорт, а потом ехать с пересадками до работы, — суетливо пояснил водитель Ford. — Я на кольцевую сейчас выскочу, 20−30 минут — и я в Уручье. А на общественном я бы полтора часа пилил. Вот когда они [мужчина показал пальцем в небо] сделают нормальные маршруты, чтобы в пробках не стоять, тогда и поедем.

На остановке общественного транспорта многолюдно. Подъехавший троллейбус был заполнен пассажирами так, что пройти вглубь салона невозможно, пришлось остаться у двери. Мы вслух предположили, что такая ситуация сложилась из-за того, что некоторые водители поддержали День без авто и пересели на троллейбус.

— Ну конечно! — скептически отреагировали пассажиры. —  По утрам всегда такая давка. Еще хорошо, что троллейбус только три остановки от конечной проехал, а дальше люди вообще не влезут. Пусть лучше водители на своих машинах едут, а то из-за них места было бы еще меньше, а то дни всякие устраивают, а троллейбусов не добавляют.

8.30. Станция метро "Михалово"

Контролер Людмила Климкевич начала дежурство на станции в восемь часов. Женщина говорит, что сегодня пассажиров, которые проходят по водительским документам, раза в два больше, чем было в прошлом году. Каждого такого пассажира сотрудница метрополитена отмечает на листочке — для статистики.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Люди заранее готовят документы и издалека несут их открытыми, чтобы не задерживаться на входе. Идут водители — и женщины, и мужчины, и молодежь, и люди в возрасте. Но некоторые показывают только права, а документов на машину у них нет. Таких пассажиров я прошу оплатить проезд, по правилам акции документы на авто должны быть. Ведь у многих есть права, а машины нет. Но в том и цель: оставить сегодня личную машину и ехать на общественном транспорте.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Не все пассажиры метро, имеющие авто и права, знали о том, что проехать в общественном транспорте сегодня можно бесплатно.

— Ох как жаль, я даже не знал, что есть такой день — без автомобиля. У меня и права, и машина есть, только она сейчас в ремонте, поэтому документы с собой не захватил, — огорчился молодой человек Иван.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Большинство автомобилистов, которых мы встретили в метро, рассказали, что пользуются своими машинами периодически, когда в этом есть необходимость. В остальное время они ездят в метро и наземным транспортом.

— У меня даже проездной на метро есть - на поездки. Но я знала, что сегодня можно по автодокументам пройти, поэтому воспользовалась этой привилегией — так что удалось сохранить несколько поездок, — рассказала еще одна пассажирка, предъявившая права и техпаспорт, и поспешила дальше.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Проходить в подземку через «Михалово» по автодокументам пассажиры начали с самого открытия. Так, с 5.00 до 6.00 было 5 человек, с 6.00 до 8.00 — 8, с 7.00 до 8.00 — 25, а самый пик пришелся на время с 8.00 до 9.00 — 51 пассажир. А всего за четыре утренних часа на станции метро «Михалово» предъявили на входе права и техпаспорт 89 пассажиров.

9.00. Стоянка возле ТЦ «Глобо»

У большинства офисных работников 9.00 — начало рабочего дня. В это время большая парковка за ТЦ «Глобо», вдоль улицы Железнодорожной, почти полностью занята автомобилями — как и в любой другой день, хотя несколько свободных мест еще можно найти.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Молодая женщина, припарковавшая на стоянке Ford, вопросу о том, какой сегодня день, немного удивилась.

— Может, пятница, последний рабочий день? Солнечный день! Место на парковке! — с улыбкой перечисляет варианты автомобилистка Мария. А узнав, что сегодня День без авто, признается, что сама полностью отказаться от машины не смогла бы. — Я живу за городом, на даче, поэтому добираться до Минска мне лучше на машине. Еще ребенка в садик отвожу. А вот возле метро машину я бы, пожалуй, оставила.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Хотя Мария соглашается: такие свободные от транспорта дни должны быть, «ведь экология у нас не очень хорошая». Оценивая автомобильный поток, двигавшийся в столицу, женщина оценила его как плотный, такой же, как и в обычные дни. «Тихо власти призывают людей присоединиться к кампании в День без автомобиля», — резюмировала водитель.

Виталий, приехавший на работу на BMW, о Дне без автомобиля знает, однако оставить машину возле дома и пересесть на общественный транспорт он не захотел.

— Я живу в Лошице и добираюсь до работы на машине за 15 минут, а если бы ехал на общественном транспорте, на это понадобилось бы 40 минут. Вообще, считаю что День без автомобиля — это мероприятие, придуманное властями для «галочки». Может, кто-то его и поддерживает, но по количеству машин, которое сегодня на дорогах, я бы этого не сказал.

Еще один автомобилист Максим живет за городом. На авто — всегда и везде.

— О Дне без автомобиля я знаю. Хотя в прошлом году по количеству машин я не заметил, что он прошел. А вот сегодня водители отозвались — пока я ехал, машин на дороге было гораздо меньше, чем в обычные дни. Я проехал по второму кольцу без пробок! Такое бывает очень редко! - а вот присоединиться ко Дню без автомобиля сам Максим пока не может. — Живу в 15 км от Минска. Двоих детей надо развезти в школу и детсад, причем находятся они не рядом. Да и вообще, этот день организовали в очень неудобное время — сентябрь: холодно и мокро. Будь это лето, может, я бы и оставил машину, пересел на велосипед, тем более что у детей каникулы — везти никуда не надо.

-26%
-25%
-14%
-15%
-20%
-50%
-21%
-20%
-10%
-40%