• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Александр Удодов /

За каждый грузовик, который выехал с поля и проехал хотя бы сотню метров по трассе М5, нужно платить. Затраты местных сельхозпредприятий во время жатвы, когда один грузовик пересекает платную дорогу за день с десяток раз, серьезно растут. В итоге сельхозпредприятие должно заплатить в среднем более 200 евро в месяц с одной машины. А их в организации — с десяток. Совмин на просьбы хлеборобов освободить их от платного проезда по дороге на время жатвы молчит.

Снимок носит иллюстративный характер.

Масштабы проблемы

С 1 ноября 2016 года автомобили массой более 3,5 тонны должны платить за проезд по трассе М5. На дороге поставили специальные порталы, проезжая под которыми со специального устройства в кабине грузовика списываются средства. Таким образом может получится так, что, проехав всего пару километров и попав под один портал, денег возьмут как за проезд между двумя порталами, а это несколько десятков километров.

— Для нас эти затраты довольно ощутимые, — говорит исполнительный директор ОАО «Невский-Агро» Александр Лейчонок. — Не могу сказать сейчас точно, сколько всего мы заплатили за проезд по платной дороге, но в среднем выходит свыше 200 евро в месяц, а по результатам жатвы будет значительно больше.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Из 10 машин в хозяйстве только две оборудованы бортовыми устройствами, но под рамку попадают и остальные, фиксируются их номера, потом взимается плата. Протяженность платной дороги по территории «Невский-Агро» — 10 с лишним километров. С первого взгляда, это немного, но ведь машины, бывает, по несколько раз в день едут по М5, например, подвозят комбикорм на животноводческий комплекс, а потом со счета хозяйства снимаются деньги.

Грузовики хозяйства ездят и за пределы его территории. С деньгами в колхозе всегда напряженка, поэтому стараются искать объездные дороги, чтобы не проезжать портал. Хотя при этом машины наматывают лишние километры, тратят больше топлива. По словам Лейчонка, нередко водители «Невский-Агро» попадают и на штраф, который составляет 260 евро для машины, не оборудованной бортовым устройством для сбора денег.

Совмин молчит

За проезд по дороге М5 платят, кроме ОАО «Невский-Агро», «Михалевская Нива», «Совхоз «Киселевичи», филиалы «Пищевик-Агро» и «Воротынь», да и остальные хозяйства, которые иногда пользуются этой дорогой, говорит начальник производственного отдела управления сельского хозяйства и продовольствия Бобруйского райисполкома Евгений Березкин.

— Особенно актуален этот вопрос во время жатвы, когда нужно перевозить зерно, — говорит Евгений Александрович. — В связи с этим мы составили перечень техники, которая задействована на перевозке хлеба, и направили его в облисполком, чтобы освободить ее на время уборки от платежей за дороги. Оттуда эти списки были направлены в Совмин, однако по сей день никакого решения не принято.

В любом случае, для нынешней жатвы эти списки уже не актуальны, ведь она почти закончена. В каждом хозяйстве, по словам Березкина, приборами для проезда под порталами оснащены 2−3 машины, и они используются по мере острой необходимости. Остальные большегрузные машины, хотя и передвигаются по платной дороге, рискуют попасть под «прицел» Транспортной инспекции и заплатить штраф.

Плата за дороги выше себестоимости продукции

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Плата за дороги повышает себестоимость продукции хозяйств района, но на розничных ценах на хлеб или мясо она не отражается напрямую, ведь государством установлены твердые закупочные цены на сельхозпродукцию, говорит начальник отдела экономики райсельхозпрода Елена Тимошенко.

Основная финансовая нагрузка ложится на сами хозяйства. Ведь деньги, потраченные на проезд по платной дороге и штрафы, могли бы пойти на обновление производства, покупку новых сортов сельхозкультур или на зарплаты колхозникам, которые нередко задерживаются.

-30%
-40%
-17%
-50%
-10%
-26%
-10%
-10%
-10%
0071034