• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


/ Фото: из архива AUTO.TUT.BY и героев /

Путешествие на автомобиле — это всегда палка о двух концах. С одной стороны — масса новых впечатлений, мобильность, возможность вносить коррективы в маршрут. С другой стороны, автопутешествие всегда сопряжено с риском поломки, аварии. И вообще требует большой предварительной подготовки. AUTO.TUT.BY выяснил у опытных автопутешественников все секреты правильной подготовки к поездке.

Дмитрий Новицкий, журналист, автопутешественник. Проехал на автомобиле Geely от Минска до Якутии 24 тысячи километров и вернулся живым.

Главное, что надо, — это позитивный настрой. От этого зависит все. Знаю много людей, которые начинали готовиться к худшему, все воспринимали негативно. И банальная поездка на полтысячи километров превращалась в ад.

Надо понимать, что планета Земля, в общем-то, плотно заселена. И там, где есть дороги, есть и люди, которые тебе всегда помогут. Поэтому можно даже вообще не готовиться, взять с собой одну кредитную карточку и ехать. Но это если на карточке есть деньги. Если денег нет, то возникает другая ситуация…

…Не нужно драматизировать, но следует продумать сложные ситуации, в которые ты можешь попасть. У тебя должны быть прописаны сюжеты, что делать в том или ином случае. Если я еду на север, мне нужно поинтересоваться, какая у меня тормозная жидкость залита, потому что тормоза могут банально замерзнуть. Хорошо бы машину утеплить и самому утеплиться.

Если еду в жаркие страны — проверить систему охлаждения. Подготовить ее до старта, а не стоять в пустыне с идеей «просто добавь воды». Все эти внезапные факты надо порепетировать. Например, проверить банальную вещь — могу ли я извлечь запаску? Если мы ведем речь о путешествии на подержанном автомобиле, то там может просто закиснуть механизм фиксации (особенно в случае, если запаска крепится снаружи под днищем). И конечно, обнаружить это на пустой трассе в румынской глубинке — не лучший вариант. И помните, что стоимость ремонта для туриста и для местного жителя может отличаться в разы. Поэтому все эти моменты надо предусмотреть и продумать. То есть перед поездкой я рекомендую просто взять и поменять запасное колесо. Потренировать саму процедуру. Чтобы навык был и чтобы убедиться, что все механизмы работают.

Составить список самых необходимых вещей, которые тебе понадобятся для решения внештатных ситуаций. Я говорю о запасной канистре с маслом, лампочках, предохранителях. Опять же надо заранее потренироваться в их замене, потому что у некоторых машин для замены лампочки надо вызывать скорую сервисную помощь.

Нужны насос, аптечка с необходимым списком лекарств, знак аварийной остановки. То есть по списку взять все, что непосредственно влияет на безопасность. Обязательно взять с собой несколько мотков армированного скотча, проволоку и плоскогубцы. Как показывает практика, из этого нехитрого набора инструментов и материалов в безлюдной местности можно собрать автомобиль. Смех смехом, но во многих ситуациях этот набор может помочь зафиксировать отвалившуюся деталь и доехать до цивилизации.

Не перегружайте машину. Никогда не берите лишних людей в экипаж. Для меня оптимально — три человека. Один спит сзади, один за рулем, и третий контролирует водителя. Да и чем меньше людей, тем здоровее психологическая обстановка в пути.

Важно не устраивать марш-броски на тысячу километров за световой день. «Я проехал 2 тысячи км за сутки и очень этим горжусь». Такие состязания непонятно с кем и зачем портят все путешествие. Гонки изматывают не только водителя, но и весь экипаж. Если мы говорим о комфортном путешествии, то необходимо соблюдать два условия: ночью — спим, автомобиль — на парковке. Ехать на износ — это, в первую очередь, небезопасно, и кичиться этим ты будешь до первой аварии. Молодецкая удаль здесь ни к чему. Поэтому надо заранее рассчитывать время нахождения в пути, причем с небольшим запасом на непредвиденные остановки. Безусловно, длительность марш-броска зависит от того, где ты едешь. По Германии и 1200 километров в день можно сделать, а в глубинке российской проехал 50 км в день — уже победа. Но среднестатистически — максимум 700 километров в день, потом — спать.

Собираться нужно заранее. Составить список вещей, собрать их в одну кучу. И выбросить ровно половину. Возвращаемся к перегрузу машины. Основное внимание только вещам, влияющим на безопасность. Вот та же канистра с топливом. Представьте, едете вы где-то в степях Казахстана. Горит лампочка, впереди заправка. Но она закрыта. Следующая — через 100 км, а топлива у тебя — на 50.

А вот какие-то запасные платья, штаны, пятую пару обуви брать не надо. Как показывает практика, в путешествии человек использует меньше половины вещей, которые он с собой взял. Трусы, носки, штаны — и едет в них всю дорогу. Не вспоминая, что у него на дне чемодана лежат чудесные брюки. Особенно в этом плане нужно женщин ограничивать, бить по рукам.

Обязательно взять старую заряженную «звонилку». Как показывает практика, смартфоны в жару или холод могут сломаться, а эту штуку всегда можно включить и сообщить, где ты и что с тобой происходит.

Запасной ключ от машины тоже не забыть. Его надо обязательно взять с собой и хранить вне машины. Обвязать пакетами, скотчем и намертво примотать где-нибудь под бампером или в скрытой нише, но не в салоне автомобиля. Потеря или поломка современного чип-ключа где-нибудь на побережье Португалии встанет в 700 евро. А если ты его потеряешь в тундре? Останется бросить машину или продать ее там чукчам на запчасти.

А еще никогда не надо слушать советчиков по путешествиям. Ну или как минимум не следовать слепо всем советам. Едет человек на Кольский полуостров, а ему советуют — возьми хай-джек (внедорожный домкрат). И он протаскает с собой эти 30 кг железа, не понимая, для чего это ему вообще было нужно. Но специалисты ж сказали.

Никого не слушайте, слушайте только себя, главное — быть счастливым. Любишь ездить без бензина, останавливаться из-за поломок, готов бежать 50 км в соседнюю деревню — пожалуйста. Если все это находится в твоей зоне комфорта — тогда порядок.

Антон Беляев, диджей радио «Би-Эй». Путешествует на автомобиле. В 2016 году проехал на ВАЗ 2101 от Минска до Сочи, после до Крыма и обратно. Общая протяженность маршрута составила около 5 тысяч километров.

Сначала стоит решить, куда вы едете. От направления зависит многое. Если вы собираетесь в путешествие по комфортной Западной Европе, то можете ехать на чем угодно. Любая поломка не заставит вас кардинально сменить график путешествия. Все блага цивилизации будут выступать именно на вашей стороне. Потому и подготовка машины к поездке по Европам — штука такая, упрощенная.


Если же вы хотите покинуть пределы цивилизации и поедете в сторону Африки, Индии, за пределы России, то здесь все уже совсем по-другому. Правила игры вроде как те же, но с оговорками. Чем старше и проще ваша машина, тем легче. То, что можно починить в поле на коленках, то и лучше. Знаете, пересобрать двигатель «Запорожца» в степях Казахстана как-то проще, чем пересыпать и перепрошить турбомотор какого-нибудь кроссовера. Да и то — может не понадобиться.

За всю поездку на «жигулях-копейке» у меня только колесо лопнуло. И то было хваленой марки. А вот советская запаска откатала программу бодро и без приключений. Плюс, так уж получилось, в России пришлось заправиться некондиционным топливом, на какой-то весьма непрезентабельной колонке где-то в брянских лесах. Застучали «пальцы». Но в «жигулях», которые выпущены аж в 77-м году, такие проблемы — не проблемы. Подкрутил немного октан-корректор, поехал дальше. Современная машина, скорее всего, просто умерла бы от некачественного топлива.

И все же технику нужно подготовить. Замена всех расходников и жидкостей, полная диагностика. Если есть деталь, которая вылетает часто, — возьмите с собой, а мало ли. Запасное колесо, разумеется. А если едете в полную глушь, то не меньше двух. Проверка шин, подвески, рулевого, замена пыльников-сальников, развал-схождение. Все эти детали авто должны работать как часы и иметь полный ресурс. Само собой разумеется, что с шаровой, которая болтается, как карандаш в стакане, ехать вам до ближайшего СТО. Трос, аптечка, спальники… Да что я рассказываю. Главное — это настроение. Мы как-то сели на брюхо в горах Коктебеля, машину вытянули только утром эвакуатором. Но зато это было весело и непередаваемо, куражно. И никакая подготовка от такого форс-мажора не помогла. Здесь, вообще, рецепт, как у хорошего стейка: у каждого он свой.

Александр Жос, председатель Белорусского клуба любителей автомобиля «Запорожец» «ЗАЗ Гараж», организатор чемпионата любительского ралли «СЕЗОН». Проехал на своем «Запорожце» ралли «Пекин-Париж».

Иметь бумажные карты местности. Надо знать, как правильно пишется (чтобы ввести в навигатор) и произносится (если спрашивать дорогу) место, куда надо попасть. Было так, что тыкали пальцем на карте, спрашивая местных, куда ехать, и они нам показывали направление.

Соберите минимальную и важную информацию о местности. Например, в Монголии нельзя снять наличные с карточки.

Некоторые советуют делать ксерокопии документов. Могу подсказать еще один способ: отсканированные копии сохранить на флешке, флешку носить с собой, например, в белье вшить. При нас как-то в горах ночью смыло палатку с вещами, хорошо, что не нашу.

Инструмент. Многие таскают модный набор, в котором все красиво лежит. Но часть инструмента не требуется, лишний груз. Я крупный и редко применяемый кладу отдельно и подальше. Мелкие и ходовые ключи — поближе.

Если вы едете в Европу на советском автомобиле, берите запчасти. Был в Голландии, понадобилась гайка - м8×1.25 — найти не мог. У них нет автомагазинов на каждом шагу. Надо ехать на сервис, спрашивать, а без языка это сложно и хлопотно.

Навигация. Если нет карт местности или они не детальные, как в случае, когда мы ехали по Монголии, то делали так: забивали промежуточную точку на пути следования, навигатор прокладывал к ней прямую линию. Ехали, выбирая направления, которые ближе всего к прямой на навигаторе. И так периодически повторяли эту операцию.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-20%
-20%
-10%
-30%
-20%
-15%
0057470