• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

Постоянные перепады температуры, заморозки и оттепели провоцируют появление на дорогах мелких трещин на асфальте. А колеса автомобилей быстро превращают маленькую трещину в большую яму. Чтобы этого избежать, на дороги выходят они — спасатели асфальта. Мы узнали, как работает «скорая помощь» для асфальта и какие новые технологии применяют дорожники.

Время срочных дел

— Весна, можно сказать, самая горячая пора для дорожников. Уборка после зимы, ремонт барьерного ограждения и ямочный ремонт — все надо успевать, — рассказывает начальник участка предприятия «Гордорматериалы» Александр Ковырзин.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В ведении Александра и его коллег большая часть Минской кольцевой дороги, участок от Партизанского проспекта до проспекта Победителей — ровно 30 километров самой нагруженной трассы в стране. Сегодня по МКАД ежедневно проезжает больше ста тысяч машин.

Этот поток транспорта разрушает покрытие дороги. Особенно активно этот процесс идет в межсезонье. «Мороз и тепло чередуются, вода попадает в асфальт и замерзает. Асфальт в этом месте сразу становится хрупким. Следом проезжает фура и за собой вытаскивает кусок асфальта», — поясняет Александр Ковырзин.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Если эту трещину вовремя не заделать, то она быстро превратится в яму. Каждый проехавший автомобиль утянет свой маленький кусочек асфальта. Для быстрого ремонта в арсенале дорожных служб есть относительно новая технология струйно-инъекционной заливки. Чтобы показать ее в деле, бригада вместе с корреспондентами TUT.BY отправилась на самый сложный участок МКАД.

На Минской кольцевой дороге есть асфальт, который многое повидал. Это 35−38-й километр МКАД, в районе Каменной Горки. Это единственный участок, где покрытие не меняли с момента сдачи дороги в эксплуатацию. Асфальт здесь лежит уже 15 лет. В этом году его планируют полностью обновить, но делать это можно при более теплой погоде. Сегодня задача работников предприятия «Гордорматериалы» — поддерживать асфальт в безопасном для транспорта состоянии.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

На этом участке появилось много трещин и небольших выбоин, которые нужно заделать. Для этого сегодня используют установку «БИС-301», она подает битумную эмульсию и щебень прямо в трещину. Оборудование и технологию для такого ремонта разработали в Беларуси.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В составе эмульсии вода, битум и специальные добавки — пластификаторы, эмульгаторы. Горячая эмульсия подается в сопло и моментально приклеивается к асфальту. Вода испаряется, остается только битум с добавками. Они делают битум эластичным и более устойчивым к механическим воздействиям. В смеси с мелким щебнем получается практически тот же самый асфальт.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Асфальт после ремонта

— Лишний щебень сметут и останется плотная латка, которая спасет асфальт от разрушения. Заливается не только само место повреждения, но и впадина вокруг него — иначе образуется горб, который будет неприятно бить по подвеске, — поясняет начальник участка.

Управляют установкой два человека — тракторист и оператор. Друг друга они не видят и общаются с помощью гудка — на пульте оператора есть специальная кнопка. В поисках ям оператору приходится идти пешком за установкой. За смену порой нужно прошагать десятки километров. Под палящим солнцем, в спецодежде, вдыхая запах горячего битума — та еще работа.

Две беды

Интересуюсь у Александра, почему дорожники не ездят с такими замечательными аппаратами по кольцевой постоянно и не латают трещины, как только они появились? Может, и ямочный ремонт стал бы не нужен.
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Трещина до и после ремонта
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
 

— Первая причина — температура воздуха и покрытия. Для того чтобы такой ремонт был долговечным, нужно производить его при температуре примерно от +10 градусов. Положенная в холоде латка быстро отлетит. Поэтому мы можем применять эту технологию только в теплый сезон и пока только днем, ночи еще холодные.

Отсюда вторая причина — на кольцевую же не выйдешь, такой плотный трафик днем. Работать в крайней левой и средней полосе днем смертельно опасно. Можно выйти только в крайнюю правую полосу, — замечает Александр.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Во время ремонта многие водители норовят объехать по обочине

Машины дорожников обозначены достаточно хорошо. Яркие световые конструкции, дорожные знаки на подъезде к месту работ. Даже днем они видны за несколько сотен метров. Но это не останавливает водителей, которые постоянно чуть не влетают в машину прикрытия и потом долго пытаются из-под нее перестроиться в средний ряд. Другие предпочитают объезжать по обочине.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Чтобы снять эти кадры, наш фотограф подошел как можно ближе к фонтану битума и получил порцию эмульсии в лицо и в объектив. Такие же черные пятна я регулярно находил на кузове своей машины.

— Видите ремонт дороги, объезжайте аккуратно. Нет, все проносятся мимо и раскатывают колесами свежеуложенную смесь. Потом жалуются, что мы пачкаем машины.

Но самая большая проблема при работе на кольцевой — аварии. Водители не замечают ярко светящиеся машины дорожников и врезаются в них. Это происходит и днем, и ночью. Часто с очень тяжелыми последствиями.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Машины дорожников обозначены очень ярко

— Я многое видел на этой дороге, но когда в полуметре от рук пролетает машина и врезается в столб, становится очень страшно. Даже просто работать на кольцевой страшно, не знаешь, с какой стороны в тебя могут въехать. Все ведь на скорости летят, никто на наши знаки не смотрит, — говорит рабочий Владимир Махнач.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Временное ограничение скорости соблюдают редкие водители

Поэтому сегодня бригада ремонтников может залатать только треть большой трещины, которая тянется через весь внутренний радиус на 35-м километре МКАД. Если трещины разрастаются, то для них в арсенале дорожников есть технология ямочного ремонта.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Ямочный ремонт в большинстве случаев — временная мера, как и описанная выше технология струйно-инъекционной заливки. Только заливка используется для маленьких повреждений, а ямочный ремонт устраняет большие.

Ямочный ремонт

Многие водители считают такой ремонт выброшенными деньгами, мол, переложили бы уже весь участок. Специалисты напоминают, что менять покрытие целиком можно только в теплую погоду. Поэтому и складывается набор технологий: зимой ямы оперативно чинят литым асфальтом, который можно укладывать в холода. Чуть потеплело — в ход идет инъекционная заливка и другие более прочные смеси для ямочного ремонта. Установилась теплая погода — можно укладывать асфальт надолго.

— Технологии у нас и в Европе принципиально не отличаются. Пока не придумали какой-то другой материал, все будут так работать, — заметил Александр Ковырзин.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Александр Ковырзин

Каждый день на столичных дорогах в две смены работают около 850 уборщиков и 600 единиц спецтехники. 

Материал подготовлен при поддержке ГП "Гордорматериалы".

-10%
-15%
-10%
-10%
-40%
-20%
-10%