• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Старинные усадьбы и парки, храмы и марсианские пейзажи. Маршрут на длинные выходные
  2. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  3. В какие страны пустят белорусов, привившихся непризнанными ЕС «Спутником V» или вакциной от китайской Sinopharm
  4. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  5. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  6. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  7. Lada Vesta больше не лидер продаж, Rapid тоже нашли замену: какие машины сейчас покупают белорусы
  8. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  9. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  10. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  11. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  12. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  13. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  14. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  15. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  16. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  17. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 9 мая
  18. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  19. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  20. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  21. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  22. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  23. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  24. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  25. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  26. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  27. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  28. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  29. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  30. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню


Иван Петренко / Фото Михаил Осипенко / AUTO.TUT.BY

Нашего героя зовут Мика Кууси (Mika Kuusi), и его фамилию можно перевести как «Елка». И у него работа мечты — он испытатель шин в компании Nokian Tyres. Целыми днями Мика носится по зимнему полигону на VW Golf GTI, испытывая в предельных режимах секретные перспективные образцы фрикционных и шипованных шин. Мика Кууси рассказал AUTO.TUT.BY все как есть: о зарплате, работе и рутине.

Фото Михаил Осипенко

Nokian Tyres — одна из немногих компаний, где веское слово имеют не только сухие цифры технических данных, но и субъективные мнения профессиональных испытателей. Однако для того, чтобы к тебе прислушались, нужно пройти долгий путь: из нескольких сотен испытателей в Nokian Tyres лишь не больше десятка специалистов проводят самые жесткие и опасные испытания — на предельных скоростях по льду и снегу.

Фото Михаил Осипенко

— Мика, как ты стал тест-пилотом?

— Каждый попадает на эту работу по-своему. Когда я начал работать в Nokian Tyres, мне доверили самые простые испытания — замеры разгонов и торможений. Представьте себе: вы устанавливаете комплект шин, выезжаете на лед и делаете серию разгонов и торможений, чтобы профессиональная аппаратура могла зафиксировать результаты. Затем — то же самое на снегу, потом снова в бокс, ставим следующий комплект шин… И так целыми днями!

Фото Михаил Осипенко

Мика говорит, что ему было интересно развиваться, совершенствовать свои водительские навыки, испытывать шины и в других режимах. Компания поддержала стремление амбициозного испытателя, но обучение этому ремеслу заняло два года. Никаких школ и университетов по этой специальности нет. Учителями, инструкторами и экзаменаторами являются самые опытные пилоты компании. В роли тест-пилота Мика работает уже 6 лет.

Фото Михаил Осипенко

О том, сколько зарабатывают испытатели, спрашивать не принято, но, по нашим сведениям, речь идет примерно о 4−5 тысячах евро. Зато Мика с удовольствием рассказывает о том, почему именно его работа важна.

— Самое сложное в моей работе — сосредоточиться на свойствах шин, их влиянии на управляемость автомобиля и абстрагироваться от собственно управляемости автомобиля. Я тестирую шины на льду и асфальте, соответственно, диапазон скоростей в моей работе очень широкий. Самое важное — найти крохотные нюансы в управляемости автомобиля на разных шинах. То есть отделить детали поведения самого автомобиля от тех деталей, которые привносят покрышки.

— Какой вид испытаний самый напряженный?

— Испытание фрикционной шины на льду. И дело не только в том, что ее зацеп за лед хуже. Дело в погоде. За полчаса-час тестов лед может сильно изменить свои свойства как из-за температуры окружающей среды, так и от полировки его шинами. И по этой причине результаты одного и того же комплекта шин в начале теста и в конце теста (спустя час) не будут совпадать.

Фото Михаил Осипенко

Чтобы избежать сдвига результатов, трасса тщательно подготавливается специальной техникой, для испытаний выбираются дни со стабильной погодой и так далее. Однако ответственность за объективность таких тестов всегда лежит на испытателе: только его опыт и профессионализм позволят получить корректные результаты.

Фото Михаил Осипенко

— Случаются ли в процессе разработки шины споры между пилотами и инженерами об их характеристиках?

— Возможно, на самых ранних этапах разработки возникают споры, но в конечном итоге мы приходим к общему мнению. И совершенно без компромиссов. Потому что зимние шины априори не могут иметь какие-то компромиссные решения: безопасность превыше всего.

— Какую машину предпочитаешь водить?

— На работе предпочтений нет, так как мы испытываем все типоразмеры шин. От крохотных легковых до шин большого диаметра. Назначение испытываемых шин также разное: легковые, кроссоверные, для коммерческой техники. В данный момент я испытываю легковые шины на VW Golf GTI — отличная машина. Golf GTI очень популярен в качестве испытательной машины не только у нас, но и во всем мире. На нем можно испытывать широкую гамму легковых шин.

Фото Михаил Осипенко

— А ты тестируешь шины со включенной ESP?

— ABS работает, но ESP полностью отключается, чтобы она не мешала работе и оценке работы шин. Только так можно обнаружить все нюансы шины — ведь любое вмешательство электроники очень сильно влияет на поведение автомобиля, особенно на высоких скоростях. А нам важно именно «настроить» шину, чтобы потом она могла радовать потребителей отличными характеристиками и высокой безопасностью.

Фото Михаил Осипенко

— Не кажется ли тебе, что ты передаешь шинам Nokian частичку своего характера? Ты молод и горяч, наверняка любишь активную езду, а потому и финские шины придают автомобилю довольно азартную управляемость.

— Очень интересный вопрос. Не думал об этом. Но все же главная задача пилотов и компании в целом — создавать безопасные шины. Мы стремимся проектировать шины, придающие машине нейтральное и безопасное поведение в виражах. Причем эта безопасность должна обеспечиваться в очень широком диапазоне скоростей, в крутых поворотах и на всевозможных покрытиях. Упора на избыточной или недостаточной поворачиваемости мы не делаем. Характеристики должны быть сбалансированными, рассчитанными на самых обычных водителей-непрофессионалов. Да и профессионал тоже не застрахован от экстремальных ситуаций на обычных дорогах, поэтому приоритет — безопасность.

Фото Михаил Осипенко

— На твой взгляд, насколько более цепкими и безопасными станут шины через 10 лет?

— Ну, кто же знает. Могу сказать, что за те шесть лет, которые я испытываю шины, уровень их безопасности вырос очень сильно. Не менее чем на треть. Это огромный прогресс.

Фото Михаил Осипенко

— Кстати, а сам какие шины предпочитаешь в повседневной эксплуатации?

— Шипованные. Для здешнего климата это необходимость. Шипованные шины и полный привод. Он лучше и безопаснее зимой. Но надо понимать, что полный привод создает иллюзию более высокого сцепления с асфальтом. Разгонная динамика гораздо лучше, чем тормозная.

— На какой машине сам ездишь?

— BMW 530 xDrive. BMW все-таки лучше для опытного пилота. Ну, а полный привод мне необходим и для семейной рутины: моя дочка занимается конным спортом, на полноприводной машине легче буксировать коневозку к местам тренировок и соревнований.

- А если за рулем твоя жена, часто ли ты ей даешь советы о том, как рулить, проходить повороты и прочее?

— (Смеется.) Если я еду в своей машине, то только за рулем. Никогда пассажиром. И моя жена не перестает напоминать мне, что я веду семейный автомобиль, а не испытательный. Но в последние годы она просто закрывает глаза и абстрагируется от моего стиля пилотирования.

— А как относишься к современным вспомогательным системам, которые берут на себя функции пилота?

— Все эти зачатки «автопилотов» помогают снять напряжение с водителя, вовремя привлечь его внимание к потенциально опасной ситуации на дороге. Система автоматического удержания в полосе и активный круиз-контроль мне нравятся. Одобряю.

Фото Михаил Осипенко

— Наши читатели наверняка прокомментируют, что у тебя работа мечты: гоняй себе целыми днями по полигону, наслаждайся скоростью и заносами…

— Ага, а еще — бесконечной сменой шин, сверкой результатов, анализом поведения шин… На самом деле мы же не профессиональные гонщики, задача которых — красиво и быстро проехать на гонке, а все остальное за них сделают менеджеры, механики, инженеры… Мой график: 6 дней в неделю, с 7 до 17 часов менять шины, выезжать на полигон, делать замеры. Потом снова менять шины и делать замеры, потом снова. При этом следить за погодой, состоянием трассы и стабильностью результатов. А по окончании цикла испытаний сделать объективные выводы о свойствах и особенностях тех или иных образцов — в общем, здесь, скорее, рутина и необходимость быть постоянно быстрым и стабильным, чтобы обеспечить идеальные условия испытаний.

— Но тебе же все равно нравится?

— О да! Я понимаю, что эта работа идеально подходит мне по всем параметрам!

Фото Михаил Осипенко

White Hell — так называется зимний испытательный полигон компании Nokian Tyres, расположенный в Лапландии. Более 700 гектаров, десятки тестовых трасс общей протяженностью более 100 километров и идеальные условия для испытаний: за осенне-зимний сезон в Лапландии бывает около 200 морозных дней.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-10%
-10%
-5%
-20%
-23%
-50%
-50%
-20%
-23%
-20%
0073029