реклама

реклама
реклама


Дорога


Павел Мурашко /

На что вы ориентируетесь при выборе автошколы: чтобы обучение было качественным, школа была близко и автомобили — не «ведра». Изучив парк машин минских автошкол, AUTO.TUT.BY неожиданно пришел к выводу, что не все учебные автомобили одинаково полезны в обучении — в большинстве случаев автошколы используют максимально дешевые версии новых авто или изрядно потрепанные подержанные экземпляры. Во-вторых, мы изучили, чем в определенных случаях может быть чревата учеба на добитых авто.

Фото: Павел Мурашко

Белорусское законодательство не предусматривает каких-либо стандартов в отношении учебных автомобилей. Требования СТБ распространяются лишь на дублирующие системы управления — тормоза и сцепление, а также стандартизируется расположение зеркал заднего вида для инструктора.

Интересно, что не все автошколы на своих официальных сайтах указывают автомобили, на которых проходит обучение. Некоторые обходятся фразами вроде «обучение на иномарках» — в реальности это зачастую означает, что парк машин состоит из изрядно потрепанных подержанных машин начала 2000-х годов. Не стоит вестись и на еще один популярный призыв «Только новые автомобили!» — это традиционно бюджетники российской сборки.

Всего две автошколы на весь Минск предлагают автомобили D-класса. Например, Toyota Carina, выпуск которой прекратили в далеком 2001 году. Но есть и одна Audi A4. В любом случае машины крупнее гольф-класса встретишь редко.

Так какие же из представленных в парке автошкол машины нам кажутся неподходящими для вождения?

Слишком маленькие автомобили

Фото: Павел Мурашко

UZ-Daewoo Matiz, Chevrolet Spark.

Программа обучения предусматривает изменение размеров тренировочного парковочного места в зависимости от габаритов автомобиля. Но на практике на одной площадке обычно занимаются машины разных габаритов, и каждый раз изменять размеры «гаража» или «диагональной парковки» никто не будет. Поэтому припарковать Matiz и Audi A4 — две большие разницы. А если будете сдавать экзамен не на «своей» машине? Велика вероятность, что курсант не впишется в гараж.

Автомобили без гидроусилителя

Фото: Павел Мурашко

 

Выполнять «парковочные» упражнения на площадке в автомобиле без гидроусилителя в 21-м веке — сущее издевательство над курсантами. В этом случае нужно или иметь сильные руки, или менять подход к выполнению упражнения, потому что крутить руль на стоящем неподвижно автомобиле без усилителя тяжело. Парковку приходится выполнять в постоянном движении.

В этот список  (за редкими исключениями) попадают почти все модели ВАЗ — ВАЗ 2114, ВАЗ 2113, Daewoo Kalos, базовые версии Renault Logan первых лет выпуска, UZ-Daewoo Nexia.

Небезопасные автомобили

Фото: Павел Мурашко

Иногда автошколы грешат тем, что выбирают для обучения не самые безопасные автомобили — без подушек безопасности или слишком старые. И таких автомобилей довольно много — ВАЗ 2114, ВАЗ 2113, ZAZ Sens, Audi 80, UZ-Daewoo Nexia, Lada Priora, Renault Logan первых лет выпуска. Морально и технически устаревшие автомобили с неизвестной историей — тоже не лучший вариант. Среди таких мы нашли в автошколах Volkswagen Golf 3 и Audi 80.

Автомобили без АБС

Фото: Павел Мурашко

Подавляющее большинство современных автомобилей оснащаются АБС, а машины, предназначенные для рынков Европы, — еще и системой стабилизации. При торможении с АБС есть свои нюансы, которые, как того требует время, обязаны понимать и знать нынешние курсанты. Например, все еще существует заблуждение о том, что АБС сокращает тормозной путь. Не всегда. Основная задача АБС — сохранить контроль над автомобилем в случае экстренного торможения. Некоторые модели ВАЗ, UZ-Daewoo Nexia, UZ-Daewoo Matiz АБС не оснащены. 

«Если бы учили всему, что прописано в программе автошкол, утвержденной Совмином, было бы классно»

По мнению эксперта Сергея Овчинникова, руководителя Центра контраварийной подготовки, один из самых важных недостатков в автомобилях автошкол — отсутствие гидроусилителя руля:

— На учебной машине это недопустимо. Раньше в некоторых школах даже укладывали металлические листы на землю, чтобы проще было крутить руль при диагональной парковке. Что же касается АБС, то сейчас ею оснащается 100% современных автомобилей, она должна быть на учебном авто. Чтобы потом неопытный выпускник автошколы, сев уже на свою машину, не переполошился от того, что его авто ведет себя не так, как учебное, при торможении. Впрочем, в некоторых случаях будет полезно показать приемы прерывистого торможения, как оно выполняется на машине без АБС. Но соглашусь с тем, что принципы работы современных систем безопасности объяснять надо. Что же касается других электронных ассистентов, например ESP, то все равно у курсантов нет возможности проверить на практике, как это работает.

В интернете можно найти программу подготовки водителей категории В. Это единая программа, утвержденная Совмином. И она просто отличная! В нее включено много полезных и нужных элементов — въезд в ворота передним и задним ходом, эстакада передним и задним ходом, там есть «круг», есть «восьмерка». Если бы учили всему, что там прописано, было бы классно. В программе есть даже порядок поэтапного просмотра перекрестка при его проезде. Но где четко следуют этой программе?

Да, у нас есть единая программа обучения, но нет единых учебных пособий. А в Германии, например, программа включает в себя не только тексты, но и фото-, видеоуроки, где в доступном виде изложены единственно правильные методы и приемы управления автомобилем. А у нас необходимые материалы готовят сами преподаватели, и как хорошо они это сделают — неизвестно. Вот простой пример. Большинство советов по выходу из заноса на переднеприводном автомобиле сводятся к тому, что надо вывернуть руль в сторону заноса и нажать на газ. Так вот, это неправильно! При небольшом заносе достаточно просто коррекции рулем, а нажатие на газ вызовет повторный занос, но уже в другую сторону. Вот почему необходимо сделать единое комплексное учебное пособие, — заключает эксперт.

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.

Опрос

Имеет ли для Вас значение марка и модель учебного автомобиля?

2523 голоса

Результаты опроса