Дорога


/ /

После материала о рейдовой проверке ГАИ водителей, не пропускающих пешеходов на зебре, многие читатели справедливо возмутились тому, что и сами пешеходы не безгрешны: «идут в наушниках по проезжей части», «выбегают на дорогу, даже не посмотрев, есть машины или нет, а водитель вот за таких неадекватов потом платит штраф или сидит в тюрьме». Чтобы уравнять положение водителей и пешеходов, отправляемся в рейд с ГАИ Московского района Минска.

По официальным данным, именно в октябре, ноябре и декабре случается втрое больше ДТП с участием пешеходов, чем в любое другое время года. Темнеет стремительно, фонари зажигаются поздно: и водителям, и пешеходам в это время нужно быть особенно осторожными. Еще один факт: во многих ДТП и виновниками, и жертвами впоследствии становятся старики.

Маршрут начинается на улице Уманской, аккурат напротив торгового центра Globo. Предмет нашего внимания — отрезок улицы от проспекта Дзержинского до улицы Железнодорожной. Но хоть на этом отрезке и два светофора (они расположены друг от друга примерно в 70−80 метрах), коварство участка в том, что на противоположной от торгового центра стороне улицы — остановка. На нее-то и спешат пешеходы, игнорируя все правила дорожного движения и не задумываясь даже о собственной безопасности.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Не проходит и 10 минут с момента нашего появления на месте, как прямо на глазах на проезжую часть ступает пенсионерка: в глазах — решительность, в движениях — медлительность. 73-летняя Лина Петровна направляется из гипермаркета домой. Ей надо на остановку — и точка! А потому пенсионерка неспешно чешет по проезжей части прямо наискосок.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Останавливаем женщину, представляемся, объясняем ситуацию, показываем на светофор всего в двадцати шагах от нее. Но Лина Петровна непреклонна.

— Какой светофор? Мне до него далеко, а там еще в горку надо подняться. Я никому не помешала! А вы! Вы доведете меня до инфаркта своими вопросами! Ну и что, что перехожу дорогу не там, где надо. Но я же подождала, пока там (машет сумочкой в сторону перекрестка со светофором) загорится красный и никто не едет, — бойко говорит женщина.

То, что «в спину» по дороге пенсионерке могут ехать автомобили, женщина не упоминает. В своем упрямстве женщина неподражаема:

— У меня пенсия 200 рублей! Вы что думаете, что 21 рубль я отдам на ваши штрафы? Мне тяжело идти до светофора, у меня ноги переломанные! — кричит женщина, но, увидев камеру, пенсионерка с «переломанными» ногами резво бросается в сторону остановки. — Не догонишь! И не фотографируйте меня! Не хватало еще и в СМИ засветиться! — бросает женщина фразу, которой удивляемся даже мы: пенсионерка знает о сумме штрафа, можно предположить, что попадается она не в первый раз.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Наблюдая наше удивление и бессильную злость, ведь убедить пенсионерку в ее неправоте нам не удалось, инспектор ДПС ОГАИ Московского района Константин Свибович даже чуть-чуть успокаивает: так каждый раз при встрече с пожилыми людьми — им все нипочем.

— С пожилыми людьми очень сложно. Непросто убедить их в том, что такие вот их перебежки, да еще и наискосок по дороге, чреваты не только штрафами — это ерунда. Почему-то они даже не задумываются, что могут пострадать. Еще одна категория пешеходов — водители, которые оставили машину на дороге и идут по этой дороге в полной уверенности в том, что «они ж водители», что с ними может случиться? На них и стариков не действует ничего!

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— У нас, в Московском районе есть несколько улиц, где любят пешеходы ходить по проезжей части: это улица Карла Либкнехта — рядом поликлиника и район, где живет много пожилых людей, — они там много и часто снуют по проезжей части, улица Уманская опять же — бегают без конца. Не пугает и интенсивность движения на проспекте Дзержинского — перелезают ограждение и в путь! Особо отчаянные пытаются перебежать МКАД, причем вне зависимости от района. Улица Каролинская, Гурского, Голубева — тоже не самые простые. Широкие, машин много. Проблемные участки у нас те, где рядом расположена остановка и торговый центр. Часто бывает, что светофор сделают чуть дальше, например, ориентируясь на то, что рядом школа и дети ходят именно этими тропинками, но ведь всем не объяснишь, люди возмущаются и идут, где вздумается. А останавливаешь — сразу находится миллион причин и столько же обещаний, что больше такое не повторится.

Водители назовут еще с десяток таких мест, где пешеходы идут гуськом и нужно быть на чеку: район Комаровского рынка, проспект Независимости, Победителей, Пушкина, Притыцкого.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Едем на улицу Каролинскую, занимаем позицию прямо напротив остановки общественного транспорта. Три полосы в одну сторону, столько же в другую. Ситуация стандартная: от остановки до ближайшего светофора идти метров двадцать. Пешеходы используют уловку: переходят дорогу, пока горит красный сигнал светофора для машин.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Желающих сократить дорогу немало. Автобус приезжает на остановку — и один-два, а то и целая группа пассажиров устремляются на проезжую часть. Но нас порадовало, что те, кто идет с детьми, целенаправленно направляются к светофору.

— Сказывается, что с детьми идут. Родители понимают, что они для своих детей — пример.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Первой прямо к нам через шесть полос спешит Марина, местная жительница.

— Не фотографируйте меня! Если я засвечусь за такое, меня уволят, — переживает Марина. — Это все лень — лень идти на светофор! Сначала к нему, потом обратно в дома. Далеко. Если бы я вас увидела, я пошла бы как все! Но я своих мыслях: разве может женщина после работы думать об инспекторах ГАИ? Ой, слушайте, у меня же и фликера нет, — тут же с потрохами сдается Марина. — Ребенка с ног до головы обвешала этими фликерами, а сама не ношу.

Заодно консультируем Марину о том, что лучше покупать фликер лимонного или белого цвета — они заметнее. И вешать не на сумочку, а на рукав.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Еще один автобус — и еще одна женщина попадается на глаза. Она слегка осторожничает, оценивает поток машин, но буквально бежит через дорогу.

— Ребята, отпустите — женщина штрафом расстроена, слегка огорчена, но по всему видно, что беспокоит ее что-то еще. — У меня завтра командировка, мне срочно надо домой. Запишите мою фамилию, адрес, оформите штраф. Я лучше к вам в ГАИ приду его оплачивать. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Но если женщины идут через проезжую часть, предварительно оценив обстановку, переходят одну половину пути, ждут и снова переходят, то мужчины перебегают сразу и всю.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Останавливаем одного из таких «перебежчиков». Анатолий Валерьевич не сразу понимает, за что его задерживают — он идет тут «первый раз, спешит, потому что рожает жена». Где и как она дома рожает, непонятно, но все же.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Сначала мужчина спокойно интересуется, где может оплатить штраф. При себе у него денег нет. Но когда выясняет, что с этим штрафом у него появились дополнительные хлопоты — нужно будет оплатить квитанцию либо через интернет, либо через банк, либо явиться в ГАИ, начинает злится:

— Вы вообще не тут стоите, где надо! Вы должны быть у пешеходного перехода. Вас не видно среди машин, — обвиняет Анатолий. Забирает документы и исчезает в рядах высоток.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Тем временем из дворов выходит женщина, замирает на краю проезжей части, ей нужно на противоположную сторону. В сумерках и еще не горящих фонарях женщину в темной куртке почти не видно, заметить ее и остановить машину практически невозможно.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Но ни звуковые, ни световые спецсигналы ГАИ женщину не смутили. Ее цель — остановка.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

К слову, мы провели мини-эксперимент: кто заметней в сумерках. Выяснилось, что шансы стать заметнее у тех, кто предпочитает яркую или светлую одежду — в основном это были дети: светлый шарф, не черная или коричневая куртка — и водителю легче заметить пешехода в темноте. Фликеры добавляли заметности пешеходам, но опять же — они были в основном на детишках. Ни одного взрослого с фликером мы так и не увидели за время рейда.

Но мы в данном случае просто стояли возле проезжей части. Водителю на скорости сложнее — мешает свет фар встречного транспорта плюс темнота: пешеходы появляются как будто ниоткуда.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Заметить в темноте пешехода — крайне сложная задача

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Даже освещение, а оно в большинстве случаев у нас бывает недостаточным, не срабатывает. Классно сделали на улице Яна Чечота — там светящийся переход, сразу видно и взрослого, и ребенка. Было бы хорошо и удобно везде такие поставить, — вступает в разговор инспектор Анатолий Березун.

Кстати, как раз таки гаишник в униформе «светился» в сумерках: приходим к выводу, что в темноте лучше всего быть инспектором.

Тем временем еще один мужчина, вышедший из автобуса, направился на проезжую часть.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Девушка, я молодой, красивый, законопослушный, за что меня штрафовать, — впредь я буду внимательнее переходить дорогу, — уговаривает мужчина.

— На светофоре?, — уточняем мы. Но мужчина остается непоколебимым: ничего не обещает, улыбается.

Наш рейд продолжился. Пешеходов не смущало ни то, что на дороге в вечерний час пик стало больше машин и их самих практически не видно в сумерках, ни то, что на дороге стоит инспектор ГАИ и они идут прямо на него. Вот эта непоколебимая уверенность в том, что водитель успеет среагировать, предугадать, затормозит, а инспектор ГАИ точно не по их душу, поразила больше всего. Людей остановили только милицейские мигалки и спецсигнал. Только после этих манипуляций все пассажиры автобуса «передумали» идти по проезжей части и двинули к светофору.

За 9 месяцев 2016 года в Минске совершен 161 наезд на пешехода, из них в 53 случаях вина в аварии лежит на пешеходе. При этом, 13 аварий допустили дети до 18 лет, пешеходы в возрасте от 49 до 53 лет — 6 аварий, от 54 до 58 — одна, свыше 59 лет — 8 аварий. По данным ГАИ, самый аварийно-опасный промежуток времени - с 18.00 до 21.00. Из 394 зарегистрированных за 9 месяцев этого года ДТП, наибольшее количество (78 ДТП) были совершены именно в этот промежуток.

Нужные услуги в нужный момент
-35%
-20%
-90%
-40%
-40%
-20%
-20%
-35%
-20%
-20%