• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Преподаватель БГУ Дмитрий Гомон отсидел двое суток в изоляторе на Окрестина за то, что сделал замечание инспектору ГАИ, который снимал водителей, не пропускающих пешеходов, на личный мобильный телефон. AUTO.TUT.BY выяснял, кто был прав — Дмитрий или инспектор ГАИ.

Дмитрий рассказал AUTO.TUT.BY, что сделал замечание инспектору и предложил его напарнику оформить на коллегу протокол, но получил отказ. Отказался сотрудник ГАИ и удалять запись авто самого преподавателя.

Предъявляя претензии, Дмитрий ссылался на приказ № 155 ("Инструкция об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД Республики Беларусь"). Но когда он пригрозил написать жалобу, его задержали.

В РУВД Дмитрия сначала обвинили в том, что он перешел дорогу в неположенном месте, а потом — в неповиновении. За это полагается или штраф от 2 до 50 базовых величин, или до 15 суток ареста.

Уже в суде, после двух суток в изоляторе, Дмитрий узнал, что может идти домой просто так: его дело отправили на доработку. Теперь он планирует подать жалобу на действия инспекторов.

В ГАИ Советского района рассказали, что сейчас проводится проверка. По ее окончании будет дана соответствующая оценка действиям инспекторов.

Но вопросы остаются. На них  AUTO.TUT.BY ответили юристы.

Можно ли снимать на телефон нарушение ПДД?

Для начала определимся — снимать на мобильный телефон сотрудник ГАИ, равно как и любой другой участник дорожного движения, любой гражданин в общественном месте, может.

Это подтверждает и ст. 10.4 ПИКоАП. В статье сказано, что применение технических средств возможно по решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса: могут применяться звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка, использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств.

Видеозапись может вести любая сторона процесса: как инспектор ГАИ, так и водитель, пешеход. Но с момента составления протокола (момент начала административного процесса) правонарушитель не вправе самостоятельно осуществлять видеосъемку. Он может ходатайствовать об этом в адрес инспектора. Это ходатайство может быть отклонено, но в протоколе должна быть соответствующая пометка. Кроме этого, сам правонарушитель вправе добавить это замечание об отказе в видеосъемке в протокол.

Где и как хранится записанная информация?

Согласно п. 67 приказа № 155, при работе с приборами, обладающими функцией видео- либо фотофиксации правонарушений (далее — прибор), инспектор ДПС сохраняет видеозапись или кадр с зафиксированным нарушением в память прибора. Удаление из карты памяти прибора этой цифровой информации, а также копирование информации на другие носители организуется, при необходимости, командиром (начальником) подразделения ДПС, начальником ОГАИ. Без ведома последних удалить запись нельзя.

Могут ли записи с мобильного телефона служить доказательством вины?

Могут, как и записи с видеорегистраторов водителей или камер видеонаблюдения. К источникам доказательств относятся также «другие носители информации, полученные в порядке, установленном настоящим кодексом и иными законодательными актами» (ст. 6.3 ПИКоАП). К «другим носителям информации» относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации, полученные, истребованные или предоставленные в порядке, установленном настоящим кодексом.

При этом, к сожалению, ПИКоАП не содержит каких-либо четких норм, касающихся правил производства видеосъемки. Исключение составляет лишь та видеосъемка, которая производится в процессе производства процессуальных действий при подготовке дела к рассмотрению — например, следственный эксперимент, обыск и так далее (этот порядок определен ст. 10.4 ПИКоАП).

Стоит заметить, что ни кодекс, ни приказ МВД № 155 и утвержденная им инструкция об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ МВД Республики Беларусь не содержат обязательных требований к техническим средствам, используемым для видеозаписи, их техническим характеристикам и принадлежности. Указывается только то, что такие средства могут применяться.

Ст. 10.4 ПИКоАП говорит о том, что лица, участвующие в производстве процессуального действия, должны быть уведомлены о применении технических средств, а также о том, что о применении таких средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении. Однако исходя из содержания этой нормы (в ней говорится об уведомлении именно участников процессуальных действий), а также из того, что она относится к главе 10 «Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению», можно сделать вывод, что правила, установленные этой нормой, применяются именно в процессе производства процессуальных действий и не относятся к фиксации самого факта нарушения как такового (такая фиксация происходит еще до возбуждения административного процесса).

Таким образом, можно сделать вывод, что к видеозаписям, на которых отображен сам факт нарушения, применяются перечисленные выше общие правила гл. 6, относящиеся к доказательствам.

При этом следует учитывать, что решение о приобщении видеозаписи к делу в качестве доказательства в каждом конкретном случае принимает суд, руководствуясь общими правилами относимости и допустимости доказательств. В том числе при принятии такого решения судом могут учитываться и технические характеристики применяемых средств, используемых в процессе видеосъемки, и мнение сторон о достоверности зафиксированной на видеоносителе информации. В случае сомнений в процессе может быть назначена экспертиза.

Стоит также оговориться, что в административном, гражданском и уголовном процессе правила приобщения видеоносителей к делу в качестве доказательств несколько отличаются. Например, в экономическом суде не могут быть приняты в качестве доказательств видеозаписи, произведенные скрытым способом. А вот законодательство об административных правонарушениях такой оговорки не содержит.

Может ли любой гражданин сделать замечание действиям сотрудников ГАИ?

Может. При этом поведение инспектора определяется приказом № 155 п. 49. «…инспектор ДПС в пределах своей компетенции даёт необходимые разъяснения и принимает меры по оказанию возможной помощи или объясняет, куда следует обратиться для разрешения возникшего вопроса». К тому же любой гражданин Беларуси может обратится в ГАИ, вышестоящий орган или любой другой государственный орган куда угодно по любым интересующим его вопросам согласно закону «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Даже если инспектор не согласен с обоснованностью обращения, он должен рассмотреть его в установленном порядке. А также разъяснить порядок обжалования своих действий лицу, которое с этими действиями не согласно.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-30%
-20%
-50%
-30%
-40%
-50%
-20%
20170518