• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Павел Мурашко, фото автора,

Автолюбители ностальгируют по тем временам, когда машины были вечными, а коробки-автомат на них — неубиваемыми. Теперь же что ни агрегат, то с ограниченным ресурсом. Мы разобрались в том, какие «автоматы» дешевле всего ремонтировать и почему.

Дешево и сердито

Вплоть до 2000-х годов на некоторые американские автомобили, в частности, Dodge Caravan (Chrysler Voyager) устанавливалась автоматическая трансмиссия простейшей конструкции — трехдиапазонная. В ней нет никаких электронных компонентов, она полностью управляется механически. «Носителем» энергии является гидравлическая жидкость — она и передачи переключает, и принимает участие в передаче крутящего момента через гидротрансформатор. Этот «автомат» обеспечивал какую-никакую динамику и плавность переключений, но с точки зрения экономии топлива никуда не годился. Уж слишком мал КПД и велики потери в трансмиссии. Тем не менее эта АКП зарекомендовала себя только с лучшей стороны.

«Коробка» простая и надежная, с минимумом деталей. Два пакета фрикционов, два пакета тормозов, ленточных или фрикционных, и одна обгонная муфта. По большому счету только эти детали и подвергаются в трехступенчатой «коробке» износу. Но периодичность замены масла и фильтра — примерно каждые 30 000 миль.

Похожие трансмиссии устанавливались на автомобили Mercedes-Benz до конца 80-х годов. Никакой электроники, 4 передачи и выдающаяся надежность. Были случаи, что они отхаживали по миллиону километров. Износ там мог появиться только в том случае, если владелец забывал хотя бы минимально обслуживать «коробку».

Сейчас наилучший способ отремонтировать подобный «автомат» — купить его с машины с небольшим пробегом. Стоит он порядка 600 долларов. Если же делать капитальный ремонт гидромеханической трансмиссии, то он обойдется примерно в 900 долларов.

Чтобы понимать порядок цифр, расскажем примерные цены в долларах на хорошей СТО: 150 стоит ремонт гидротрансформатора, снять-поставить «коробку» — тоже 150, разобрать-собрать — еще 200. Итого уже 500. Добавьте сюда стоимость масла — не меньше 50, ремкомплект фрикционов — 70−100 долларов плюс еще непредвиденные расходы. В итоге минимальный ремонт будет стоить 900. Если вам говорят, что сделают за 500 — это значит, что где-то сэкономят на запчастях. Поставят или старые, или китайские аналоги и дадут гарантию 10 000 км. Если же делать по уму, то ставятся дорогие, а то и оригинальные запчасти, а не китайские аналоги.

Из относительно современных агрегатов самыми простыми и надежными считаются четырехступенчатые коробки передач. Похожие по характеристикам и надежности трансмиссии различных производителей устанавливались на автомобили Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru. Ну и нельзя забывать о французской AL4 (DP0), которую многие ругают, на чем свет стоит, хотя при должном обслуживании она может проездить больше 200 000 км. Четырехступенчатые коробки могут быть чисто гидромеханическими, но, как правило, большинство из них с примерно с 2000-х годов имеют электронное управление.

Как бы странно это ни звучало, но использование электроники привело к частичному упрощению конструкции автоматической трансмиссии. Чисто гидравлическое управление требует очень точного подбора работы многочисленных регулирующих клапанов. Все построено на балансе сопротивления жидкости и жесткости пружинки клапана, чтобы обеспечить правильность переключений в различных режимах движения. На один переключающий клапан нужно три-четыре демпфирующих. Все это приводит к сложности изготовления гидроблока. А в коробках с электронным управлением это множество клапанов заменяется одним электроклапаном с управлением от компьютера (соленоидом), и это позволяет добиться куда лучшего результата. Однако у прогресса есть и отрицательные стороны.

Один такой соленоид заменил сразу несколько механических гидроклапанов в АКП

Больше комфорта — меньше надежность

Стремление автопроизводителей увеличить количество диапазонов (передаточных чисел) в коробках передач связано с необходимостью сделать автомобиль более быстрым и одновременно экономичным. Но чем больше в трансмиссии диапазонов, тем больше в ней происходит переключений. А это автоматически приводит к более раннему износу.

Что еще в конструкции современных АКП приводит к сокращению ресурса? Один из элементов, призванный повысить удобство управления разгоном и экономичность, — блокировка гидротрансформатора. Таким образом имитируется жесткая связь между двигателем и коробкой передач, повышается КПД, уменьшается расход топлива. В современных агрегатах блокировка включается на всех передачах. Постоянные включения-выключения фрикционных дисков блокировки приводят к их быстрому износу. А продукты износа, загрязняя масло, в скором времени приканчивают и сам «автомат». Вот и получается, что хотели как лучше, но при этом пожертвовали ресурсом. Но это не останавливает ни производителей автомобилей, ни производителей автоматических трансмиссий. Надо смириться с тем, что современные АКП хоть и радуют динамикой и экономичностью, но имеют короткий век. Большинство агрегатов могут гарантированно проехать 200 000 — 250 0000 км, а дальше… Или на свалку, или дорогостоящий ремонт.

Планетарный редуктор — элемент надежный, если смазывается чистым маслом

Нынешние производители идут по пути создания необслуживаемых и неремонтируемых коробок передач. В «мануалах» к агрегату нет описания процедуры ремонта. Даже фильтры устанавливают в разъеме «коробки», внутри корпуса. Пока агрегат не снимешь и не разберешь — фильтр не поменяешь. Тем не менее некоторые СТО рекомендуют через 150 000 км снимать АКП, разбирать и менять фильтр и масло. Но это недешево. Впрочем, любой ремонт современной автоматической трансмиссии будет дорогим. Минимальное вмешательство в «автомат» стоит около 1500 долларов, а серьезный ремонт — в два раза больше.

По большому счету стоимость ремонта не зависит от того, сколько ступеней в коробке — пять или восемь. Вилка цены может меняться только в зависимости от стоимости запчастей у того или иного производителя. Например, электронный блок управления «мерседесовской» трансмиссии 7G-Tronic стоит не менее 1000 долларов и меняется только на новый. С другой машины его не поставишь, так как он «привязывается» к определенному автомобилю. Случается, что только ремкомплект АКП стоит 1000 долларов. За один оригинальный фрикцион могут просить до 100 долларов, хотя его средняя цена — 4−5 долларов. Из этого складывается окончательная цена ремонта автоматической трансмиссии.

На фильтре хорошо видны следы загрязнения частицами износа. Нужно еще доказывать необходимость замены фильтра и масла?

Покупая автомобиль с автоматической коробкой передач, будущий владелец рано или поздно столкнется с необходимостью ремонта трансмиссии. Причем вероятность получить проблемы на трех-пятилетнем автомобиле ничуть не меньше, чем при покупке 20-летнего просто потому, что уверенные в «одноразовости» трансмиссии владельцы не утруждают себя ее обслуживанием. Если написано в руководстве по эксплуатации, что масло в «коробке» залито на весь срок эксплуатации, значит так тому и быть.

Радует только то, что большинство неисправностей электронно-управляемых автоматических коробок передач можно выявить на стадии компьютерной диагностики и даже спрогнозировать предстоящие проблемы. Так что рекомендуем при покупке не отказываться от этой процедуры.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-35%
-20%
-10%
-12%
-10%
-20%
-27%
-10%
-17%