реклама
реклама
реклама


Дорога


Елена Бегунова,

Работники ОАО «Рудаково» обратились в редакцию «СБ Беларусь Сегодня» с просьбой найти выход в следующей ситуации. 40-километровый участок реконструированной дороги Витебск — граница России почти год назад стал платным. А два года назад бывший СПК «Вороны» присоединили к «Рудаково». И чтобы доехать в свой филиал, рудаковцы никак не могут объехать платную дорогу.

Главный инженер хозяйства Игорь Василенко объясняет: ежедневно в Вороны и соседние деревни, где расположены две фермы, откормочник, более 2 тысяч гектаров зерновых и кормовых культур, отправляют молоковозы, автобусы для доставки рабочих, другую технику. Льготы предусмотрены только для тракторов и специализированной сельхозтехники.

Сейчас идет кормозаготовка, аграрии убирают хлеб. Десять комбайнов предприятия зайдут на поля отдаленного сельхозподразделения бесплатно. Но на отвозке зерна заняты автомобили — каждому нужно сделать с десяток рейсов в день. Сушилки-то находятся за 50 км, в центре хозяйства. Туда же возят и корма.

В техпарке «Рудаково» — 8 МАЗов, 7 ГАЗов, 2 автобуса. По самым скромным подсчетам, один рейс туда-обратно требует примерно 8−10 рублей. Вроде, деньги небольшие. Но если посчитать количество рейсов, получится внушительная сумма.

Заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по области Виктор Гончаров признался: руководители лиозненских хозяйств, расположенных вдоль трассы, уже не раз обращались с просьбами отсрочить платежи. Нет у них на счетах денег. «Ищите. А иначе никак!» — был ответ. Да, местных сельхозпроизводителей жалко, но закон, мол, есть закон.

Но для того, чтобы, скажем, из Клевцов завезти зерно на хлебоприемный пункт в Лиозно, платную дорогу можно только по воздуху перелететь. Еще один вариант — ехать кругом, через Россию. Шутка, конечно. Но совсем не смешная.

Если машина просто пересекает платную дорогу, платить не нужно. А вот если она хотя бы 10 метров проехала вдоль — счетчик пошел считать. Беда в том, что таких прямых перекрестков, позволяющих уйти от сборов, на лиозненской трассе практически нет.

Получается, что сельхозпроизводители, которым «повезло» иметь земли и животноводческие объекты вблизи платного участка дороги, сегодня находятся не в равных условиях со своими коллегами из других регионов. Им приходится или раскошеливаться, или искать длинные объездные полевые пути, или затягивать сроки выполнения срочных работ, обслуживая полевую технику и другие важные объекты исключительно тракторами. Кто от этого выигрывает? Боюсь, никто.

Порядок на дороге должен быть. И соответствующие службы его контролируют. При Транспортной инспекции по области в мае создали дежурную оперативную рейдовую группу, которая постоянно мониторит законопослушность всех водителей, которые едут по трассе Витебск — граница России. За три месяца ее сотрудники оштрафовали свыше 100 человек, которые пытались проехать по дороге, не заплатив. Бюджет пополнился солидной суммой: «самоволка» обходится недешево — от 50 до 260 евро.

Но, может быть, хлеборобы имеют право на расширение льгот? Предлагать им платные дороги для доставки зерна в закрома не совсем справедливо. Кстати, школьные автобусы, прибретенные на бюджетные деньги и находящиеся на госсодержании, также оплачивают проезд по платным дорогам. И это тоже проблема.

Комментарии с форума