• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


«Эконом-ралли — 2016», организованное совместно AUTO.TUT.BY и сетью АЗС «Газпромнефть», завершилось новым рекордом — 2,9 литра на 100 км затратил победитель. Конечно, для достижения такого результата приходится идти на многие компромиссы и хитрости, но факт остается фактом — для того чтобы сократить расходы на топливо, не обязательно отказываться от автомобиля. Достаточно просто изменить свою манеру езды.

В прошедшем эконом-ралли принимал участие наш корреспондент Валентин Михальцов. Он поделился своим опытом, а точнее приемами при отсутствии опыта экономичной езды.

— Я участвовал в соревнованиях на кроссовере Suzuki Vitara. У него атмосферная бензиновая четверка объемом 1,6 литра сопряжена с классическим гидромеханическим шестиступенчатым «автоматом». По паспорту это все счастье должно потреблять 5,5 литра топлива на сотню. С гордостью заявляю: я смог улучшить этот показатель более чем на пол-литра! Однако это не позволило мне победить в классе и даже встать на пьедестальную бочку. Мой результат — 4,9 литра оказался одним из худших. Подвела меня тактика, взятая из интернета. Все, как один, советы по экономному вождению рекомендовали держать скорость 90 км/ч на высшей передаче, тормозить двигателем, избегать резких ускорений. Я зафиксировал скорость круиз-контролем и спокойно поехал в стиле пенсионера. Это оказалось адски сложно, в жизни я езжу намного динамичнее. А в эконом-ралли мы едем медленно. И обгоняем фуры медленно, не трогая педаль газа. Да хоть ты обмигайся там сзади, уважаемый водитель BMW X6, мне нельзя ускоряться. Спешишь — перепрыгни! Единственную поблажку, которую я себе позволил, — это включил кондиционер. Без него салон мгновенно превращался в парник, и ехать в такой жаре просто опасно. Можно потерять сознание и уложить в кювет машину. Открытое окно тоже не особо спасало — включил «климат» на минимальный обдув и поехал с комфортом. Расстояние в 300 км по трассе М1 я преодолел за 3,5 часа — даже обгонял других участников. Это настораживало, но у меня была тактика, и я ее придерживался. В итоге я приехал на полчаса раньше максимального отведенного лимита времени в 4 часа.

Конечно, соревнования на экономичность — это одно, а повседневная езда — совершенно другое. В обычной жизни мало кто пытается сэкономить настолько экстремально. Но достаточно соблюдать несколько нехитрых правил, чтобы не превратиться в черепаху и при этом сократить частоту посещений АЗС.

Помните рекламу волшебных магнитов на топливопровод? Они обещали снижение расхода топлива едва ли не на 30%. И даже находились автовладельцы, которые рассказывали о том, что им удалось достигнуть заявленного результата. Но тут дело кроется в обычной психологии и хитрости в декларировании условий, при которых магнитики будут «работать». Перед тем как установить магниты, требовалось поменять свечи, воздушный и топливный фильтры, отрегулировать углы установки колес, карбюратор (а что, эти динозавры еще ездят?), отрегулировать тепловые зазоры в клапанах. Масло заменить тоже не помешало бы. Да и просто проверить давление в шинах тоже полезно для экономии. Так вот даже без использования магнитов выполнение этих условий приведет к существенному снижению расхода топлива. Пусть не на 40%, но весьма заметному. Это первый и очень эффективный способ начать экономить топливо — содержать автомобиль в технически исправном состоянии.

Все автопроизводители декларируют расход на трассе при 90 км/ч. На самом деле это не самый экономичный режим. На литр меньше можно расходовать, если двигаться по трассе на высшей передаче с минимально возможной для нее скоростью. Это будет порядка 60−70 км/ч. Но, как вы понимаете, это не вариант. А те самые 90 км/ч — оптимальный баланс между скоростью и расходом топлива. Повышение скорости даже на 10 км/ч уже приводит к перерасходу. Еще один совет, который кажется нелогичным, но он правильный с точки зрения физики и экономии. При выезде на трассу разгон должен быть максимально эффективным на первых двух передачах. Динамичный старт с 0 до примерно 70 км/ч, а дальше включается высшая передача и начинается экономия. Чем быстрее вы выйдете на такой режим, тем больше сэкономите. Так что медленный разгон на каждой передаче только увеличивает расход топлива. Круиз-контроль экономит топливо на ровной дороге, но на холмистой местности играет против экономии, добавляя газ на подъемах и держа на спусках. При движении на спусках лучше полностью убирать ногу с педали газа и двигаться накатом. В большинстве относительно современных автомобилей есть режим принудительного холостого хода, когда при движении накатом с включенной передачей в цилиндры не подается топливо. Этот прием эффективно работает как в городе, так и на трассах.

Еще одно важное правило: хочешь экономить — не пользуйся тормозами. Каждое торможение означает последующий разгон, а это — лишние затраты топлива. Спурты от светофора до светофора не экономят ни горючее, ни время, ни нервы. Чем более размеренная езда, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель.

Большинство современных автомобилей конструкторы научили отключать компрессор кондиционера при повышенных нагрузках. Особенно это актуально для автомобилей с небольшими и маломощными двигателями. Так что отключение кондиционера вручную не даст заметного выигрыша в экономичности, зато повышает дискомфорт в салоне.

Глушить или не глушить двигатель при кратковременных остановках? Мировой автопром ответил на этот вопрос, оснастив автомобили системой «старт/стоп», которая глушит двигатель на светофорах. Рекомендовано глушить двигатель при остановке более чем на 5 секунд. Другое дело, что внедряя систему «старт/стоп», автопроизводители позаботились о надежности, устанавливая стартеры с повышенным ресурсом и защищая аккумуляторы от высаживания, если во время движения работает слишком много потребителей тока (в этом случае система срабатывает реже). В принципе, ничто не мешает глушить в пробках двигатель вручную. Не факт, что не придется нести в ремонт стартер, но можно сэкономить до 10% топлива.

Прогревать двигатель нужно на ходу. В этом случае на прогрев уходит меньше времени, а значит, двигатель израсходует меньше топлива. Да и коптить выхлопом под окнами соседей — не лучший вариант.

Даже просто изменив манеру езды, можно снизить средний расход топлива на 2 литра с пройденной сотни километров. При годовом пробеге 20 000 км это позволит сэкономить примерно 450 рублей. Вполне ощутимая сумма даже для одного человека, что уж говорить в масштабах страны. Но такими широкими категориями у нас мыслить пока еще не умеют, увы.

20170714