• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Если бы инженер-механик Круглянской ПМК-266 Михаил Верховодкин знал, чем обернется для него покупка Honda, наверняка обходил бы стороной авторынки и автосалоны. Поездив на новой машине всего 8 месяцев, он остался без транспорта и без денег. Теперь передвигается на велосипеде. Авто забрали судебные исполнители за долги прежнего хозяина перед банком. Вернуть автомобиль или его стоимость у Михаила пока не получается. И когда получится, неизвестно, пишет «СБ Беларусь Сегодня».

В мобильнике бывшего автовладельца сохранилось только зимнее фото арестованного автомобиля.
В мобильнике бывшего автовладельца сохранилось только зимнее фото арестованного автомобиля.

Машину молодожены Михаил и Татьяна купили прошлым летом за деньги, подаренные им на свадьбе. Выбирали тщательно: в Минске побывали на авторынке, объездили автосалоны и комиссионки. В одной из них и нашли злополучную Honda. Радовались покупке недолго: в феврале пришли судебные приставы и машину арестовали. Объяснили: автомобиль заложен в одном из коммерческих банков при получении кредита прежним владельцем. В присутствии Михаила Верховодкина приставы связались с должником по телефону, предложили ему рассчитаться добровольно, но тот ответил: «Забирайте машину» — и отключился.

Первым делом покупатель проблемной Honda попытался связаться с магазином, продавшим ему машину. Но на прежнем месте автокомиссионки не оказалось. Тогда Михаил, как и судебные приставы, побеспокоил прежнего владельца своего автомобиля.

Алексей Александрович предложил не обращаться в милицию, а решить вопрос полюбовно. Он пообещал выплатить половину стоимости машины — 4 тыс. долларов — по частям в течение полугода. Такой вариант Михаила не устроил. Он обратился в Заводское РУВД Минска — по месту приобретения авто.

Во время проверки всплыли удивительные факты. Оказывается, заложенный автомобиль, перед тем как его выставили на продажу, побывал в аварии и был признан страховой компанией не подлежащим восстановлению. Соответствующую справку Алексей Александрович представил в банк. Там потребовали равнозначный залог, но его не оказалось.

Однако в милиции отказали в возбуждении уголовного дела, усмотрев в запутанной ситуации исключительно гражданско-правовые отношения. Михаилу посоветовали обращаться в суд. Но прокуратура Заводского района Минска постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменила и назначила дополнительную проверку, которую сейчас проводят.

В разговоре по телефону бывший владелец Honda Алексей был очень вежлив. Он подтвердил, что предлагал Михаилу 4 тыс. долларов. Дескать, цены на автомобили за прошедший год сильно обвалились. Алексей Александрович выразил свое сожаление по поводу случившегося и сослался на упущение со стороны банка: не поставили в известность ГАИ, что машина в залоге, чтобы ее не снимали с учета. Мол, сам он — человек законопослушный, за всю жизнь не имеет ни одного даже административного правонарушения. Деньги он Михаилу по-прежнему готов выплатить, но теперь уже в том объеме, в котором определит суд.

По словам Алексея, после аварии Honda стояла во дворе дома. Ему постоянно грозили эвакуатором, поэтому и обрадовался, когда на «металлолом» нашелся покупатель. Он продал разбитую машину частному лицу всего за 900 долларов и ни с какими магазинами не имел дел. Покупатель сам снимал Honda с учета, с ним в ГАИ ездила супруга Алексея Александровича, на которую был зарегистрирован автомобиль, и расписалась в каких-то документах. О том, что Honda была восстановлена и перепродана, прежний владелец, по его утверждению, узнал от Михаила Верховодкина.

Алексей Александрович разъяснил еще два вопроса. Во-первых, бесполезно разыскивать комиссионку, где была приобретена машина. Дело в том, что такие магазины не несут ответственности за «чистоту» выставленного на продажу товара, это четко прописано в договоре. Во-вторых, возможно, арестованная Honda еще вернется к Михаилу. По документам она и сейчас принадлежит Верховодкину и выставлена на продажу. Если не найдется покупателя ни по первоначальной цене, ни после уценки, можно будет забрать свою собственность обратно.

Менеджер коммерческого банка, в котором был заложен автомобиль Михаила, дал неофициальную консультацию, не для печати. Он рассказал, что, к сожалению, в настоящее время договоры залога автомобилей в ГАИ не регистрируются. А ведь раньше была такая практика, и возвращение к ней банк будет инициировать перед прокуратурой.

В пресс-службе ГАИ УВД Могилевского облисполкома подтвердили: раньше был закон о залоге, в базе делалась отметка о том, что определенный автомобиль не подлежит продаже или дарению. Такую машину ни под каким предлогом не снимали с учета. Но теперь этот закон не работает, его отменили, так что для сотрудника ГАИ все равно, под залогом авто или нет. Между тем из-за такого пробела в законодательстве сегодня нередко страдают банки, юридические и физические лица. Михаил не единственный.

«Мы, юристы, всегда были против передачи такой функции нотариата, как отчуждение имущества, другим организациям: ГАИ, кадастровым агентствам. Сейчас они наравне с нотариусами занимаются переоформлением собственности, а фактически — регистрацией сделок купли-продажи. Но не всегда в отличие от нотариальных контор там работают профессиональные, высококвалифицированные юристы. В результате случаются подобные факты, — сказал начальник главного управления юстиции Могилевского облисполкома Александр Маймусов. — И теперь за свое право на автомобиль придется побороться в суде, так как это гражданско-правовые отношения, если не будет установлен факт мошенничества. Так что оформляйте сделки купли-продажи только в нотариальных конторах, где в обязательном порядке проверяется юридическая чистота сделок».

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-10%
-20%
-50%
-20%
-50%
-30%
-30%
-40%
20170518