• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Иван Петренко Фото автора,

За окном 1 декабря. С сегодняшнего дня все автомобилисты должны ездить на зимних шинах. Накануне корреспондент AUTO.TUT.BY изучал, сколько водителей «переобули» свое авто и какие аргументы в свое оправдание приводят без пяти минут нарушители.

Наблюдательным пунктом была определена одна из автозаправочных станций на выезде из города.

Первой на заправку подъехала BMW 7-й серии на транзитных номерах, в машине — два парня. На всех колесах — зимняя резина с хорошим остатком.

Только купили BMW — и сразу «переобулись»!

— Мы только купили эту машину, она на «лете» была, — рассказал один из парней. — Но решили не рисковать, сразу поменяли резину на зимнюю — чем черт не шутит. Нам еще до Могилева ехать.

А водитель белого VW Transporter сначала ответил так: «Конечно, ради своей же безопасности сменил колеса!», а потом признался: «А вообще, я за границей часто бываю, там ездить на „лете“ категорически запрещено».

Рядом остановился Opel Vectra C. В тот момент, когда машина стала перемещаться по территории заправки с пробуксовкой, стало ясно — вот он потенциальный нарушитель.

— Да я на днях переобуюсь, денег сейчас нет, — стал сразу оправдываться водитель. — Как езжу на летней зиме в снежную погоду? Потихонечку!

Водители следующих десяти машин ответственно подошли к изменениям в ПДД — все были «обуты» по сезону. «Конечно, так безопаснее!» — почти все так отвечали на вопрос журналиста.

А вот у водителя синего минивэна Fiat все четыре колеса были с летним протектором.

— Вот первого декабря и переобуюсь, закон есть закон!

— Но снег же раньше выпал? — все же пытаюсь получить внятный ответ от водителя.

— Грошей нет! — разводит руки в стороны мужчина. — Когда будут — тогда и заменю шины!

Водитель Fiat пообещал, что скоро сменит покрышки. А пока по снегу и на «лете» ему нормально ездить

Следующие нарушители, пара на желтой Mazda 2, не захотели объяснять журналисту, почему до сих пор на летней резине машину эксплуатируют:

— Не отвлекайте нас, видите, мы заправляемся!

Еще один водитель, теперь на Opel Zafira, возмутился:

— А где вы зиму видели в Беларуси? Нет разницы сейчас, на какой резине ездить!

Непонятно только, зачем тогда водитель ездит на «зиме». Видимо, тут сыграл тот самый факт, что использование шин не по сезону является административным правонарушением!

На парковке остановился Suzuki Grand Vitara на украинских номерах. Узнаем, на каких шинах к нам приехали гости из соседнего государства и знают ли они про ответственность за использование шин не по сезону?

— У меня «всесезонка», она неплохая и тормозит зимой не хуже зимней резины — я проверял. Единственный минус — летом сильнее изнашивается, но на безопасность это никак не влияет. А вообще, для меня законы физики важнее, чем юридические законы в вашей стране, поэтому всегда езжу на безопасной резине.

От редакции можем добавить, что «всесезонка» — это плохо. Такие шины одинаково плохо работают и зимой, и летом. Поэтому лучше все же «переобуваться» по сезону.

А вот владелец старенькой ГАЗ-24 «Волга» и рад бы «переобуться», но, по его словам, «резину такого размера уже не выпускают». Тоже лукавит: при желании можно найти «зиму» подходящего размера. Вообще, у всех любителей летних шин свои отговорки, но общая тенденция одна: да, виноваты, но есть у меня одно оправдание…

— Останавливали инспекторы в прошлом году, хотели штраф дать, но я им говорю, найдите такие колеса — и я поставлю их. Отпускали меня, а вообще, я в далекие «рейсы» на машине не езжу в такую погоду — только по месту. У меня вроде «всесезонка» даже, а вообще, что с меня возьмешь-то?

А вот водитель ГАЗ-24 и рад бы переобуться, да, говорит, резины его размера нет

Немного «побродив» по ресурсу TAM.BY, мы нашли зимние покрышки на его машину за 750 000 рублей за колесо…

Другой мужчина на ВАЗ-2101 не поддерживает владельца ГАЗ-24 и всегда использует зимние шины.

— Это моя безопасность и безопасность моей семьи, зачем рисковать?

Зато на ВАЗ-2101 найти колеса подходящего размера — не проблема

Владелец Mercedes E-класса отвечает: «Я что дурак, на заднеприводном „мерсе“ на летних колесах ездить?».

А вот водитель универсала Peugeot 308 на летних шинах уверен, что зимняя резина — это происки маркетологов и производителей резины:

 — Я как ездил всю жизнь на летних шинах, так и буду ездить. Меня только одно заставит «переобуться» — большие штрафы. А пока «прокатывает» и так. Вообще считаю, что все зависит от водителя, если водитель не умеет ездить, то и «зима» не поможет, попадет в ДТП. Общественный транспорт всегда на одной и той же резине ездит, а аварийность самая низкая!

Парень на Opel Vectra А уверен, что зимние колеса на передней оси спасут его от ДТП:

— В случае заноса я смогу из него выйти и справлюсь с управлением. Я нарушаю? Ну если вы в ГАИ не сообщите, то никто и не узнает! Почему сзади «лето»? А кто мне денег даст на зимнюю резину?

Такая схема, когда спереди «зима», а сзади «лето» — очень опасная. Машина наоборот почти моментально становится боком. В экстренной ситуации занос неизбежен.

На просьбу сфотографировать задние колеса с летней резиной не первой свежести парень просит не забыть сфотографировать и литые диски. Потом поясняет все же, что собирается купить новую «Белшину» на днях и поставить ее на переднюю ось, а те, что стоят спереди, переместить назад.

— Два колеса белорусского производства всего миллион стоят, найду уже его.

«Зимней резины нет, но посмотрите какое у меня „литье“!»

Перемещаюсь на парковку возле небольшого супермаркета недалеко от заправки. Осмотр припаркованных машин показал, что единственным транспортом на парковке на летней резине являются тележки для товаров. Все до одной припаркованные машины «обуты» по сезону.

Лишь на одном Mercedes C180 установлены зимние шины с изношенным протектором. Владелица пояснила, что машину этой зимой эксплуатировать не собирается.

— Это для ГАИ зимняя резина, скоро машину в ремонт поставлю, ездить не буду всю зиму, а на следующий сезон куплю новые колеса.

«Это шины для ГАИ!»

Статистика показала, что на каждой 8−10-й машине, которая приезжала на заправку, были установлены летние шины. То есть примерно 10% водителей — потенциальные убийцы на дороге. Ну, а вариант «Это шины для ГАИ» и вовсе оставляем без комментариев…

Компетентное мнение

Айк Симонян, вице-председатель Белорусской автомобильной федерации и организатор RACING.BY:

— Рассуждать, нужна ли зимняя резина, на мой взгляд, глупо. Особенно учитывая наши климатические условия. Нужно понимать, что летние покрышки не обеспечат в случае возникновения экстренной ситуации на дороге должного сцепления с покрытием. Это в первую очередь личная безопасность каждого и безопасность других участников дорожного движения. Ответить, переобуваются ли автоспортсмены в обычной жизни на личных машинах, за всех я со 100-процентной уверенностью не могу. Каждый уважающий водитель, в том числе и автоспортсмен, должен и обязан устанавливать зимние шины на свой автомобиль независимо от погоды на улице.

Николай Короткевич, начальник управления Госавтоинспекции УВД Миноблисполкома:

— Мы всегда напоминали водителям, что использование зимних шин должно быть не для того, чтобы не получить штраф, а для личной безопасности. Многие водители ведь не знают, что летние колеса теряют свои свойства задолго до наступления морозов — при +5 градусах! А еще есть такое мнение, мол, раньше не было никаких зимних шин и все ездили без особых аварий. Отвечу этим автолюбителям так: раньше и скоростных трасс-то не было, да и самих машин было гораздо меньше на дорогах. Вспомните, в советское время можно было встретить такие объявления: «Продам машину, гаражное хранение, зимой не эксплуатировалась». А теперь для водителей нет разницы — зима на дворе или лето. Поэтому «переобуваться» по сезону нужно!

Дмитрий Перлин, автомобильный эксперт:

— Как еще не придумали универсальную одинаково удобную обувь для зимы и для лета, так и нет еще такого типа покрышек, которые подошли бы для разных сезонов. Уже не раз экспериментальным путем было доказано, что тормозной путь автомобиля зимой при использовании летних покрышек вырастает в 3−4 раза. Что же касается использования разных типов шин на различных осях автомобиля, то тут нужно помнить законы физики -- под воздействием центробежной силы тело сорвется в скольжение быстрее при разном сцеплении осей с покрытием. А значит, вероятность заноса автомобиля возрастает в разы.

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-30%
-19%
-30%
-50%
-20%
-20%
-20%
0057470