Дорога


Фото: Глеб Малофеев, /

Более двух недель назад на Привокзальной площади в Минске изменили схему движения транспорта. По отзывам автомобилистов, разъехаться на Бобруйской сейчас стало гораздо легче, да и припарковать машину проще — организованы дополнительные стоянки. «Все для удобства людей», — прокомментировали в ГАИ нововведение. С этим утверждением не согласны маршрутчики-междугородники нерегулярных рейсов, для которых места для посадки пассажиров на Привокзальной площади не предусмотрели. AUTO.TUT.BY разбирается в ситуации.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Раньше маршрутки ездили от магазина «Луч».

Как многие знают, нерегулярные перевозки пассажиров осуществляются без согласования расписания в государственных органах. Единственными заказчиками при таких перевозках являются пассажиры, они же и согласовывают расписание. Есть спрос — есть предложение. Это не значит, что перевозчик «нелегал», он имеет свидетельство о госрегистрации, лицензию, кассовый аппарат и другие атрибуты, необходимые для перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

На Привокзальной площади запрыгиваем в маршрутку, из которой только что вышли пассажиры, прибывшие из Могилева. До обратного рейса есть немного времени, и водитель согласился рассказать нам о сути проблемы.

— Не дают нам работать, выгнали и никакого места не отвели, — возмущен Сергей, который уже несколько лет ездит на нерегулярном рейсе по маршруту Минск — Могилев. — Пассажиры бегают и ищут нас. Тем, кто через диспетчера место бронировал, сообщаем место посадки. Но есть же и такие, кто без предварительного заказа едет.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Везде на Привокзальной площади расположены платные парковки для легкового транспорта. Маршруткам тут не место.

По словам мужчины, от магазина «Луч» на Кирова маршрутчики-междугородники ездили с 2006 года. Все последующие годы до настоящего времени они спокойно работали. Транспортная инспекция проверяла, необоснованных претензий с ее стороны обычно не возникало, ГАИ не трогала. Все изменилось, когда открыли автовокзал «Центральный».

— Мы конкуренты для государственных перевозчиков, поэтому к нам и прицепились, — уверен Сергей. — С автовокзала автобусы ходят пустые, все пассажиры у нас. Потому что мы везем дешевле и быстрее. Так они везде знаки понавесили, нам нельзя останавливаться, парковка только для легковых машин. ГАИ начала штрафовать — 900 000 рублей выписывают в первый раз, а если повторно — 1 800 000 рублей. Вообще цепляются ко всему. На стекле висит какая-то наклейка — штраф, автоматическая дверь стоит — штраф.

Как найти выход из ситуации, Сергей не знает. Однако для решения проблемы в государственные инстанции мужчина вместе со своими коллегами-перевозчиками не обращался — «не поможет».

— Вот если совсем нас выгонят, что делать и куда идти работать? — недоумевает водитель. — В автобусный парк? У нас в могилевском автопарке раньше были зарплаты по 8 миллионов. Приехали беженцы из Украины, и руководство урезало зарплаты до 4 миллионов. Сам директор сказал: «Не нравится? Идите вон, у меня есть хохлы, которые будут работать за 3 миллиона». И люди работают.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Часть перевозчиков ждет пассажиров на платной парковке возле казино «Шангри Ла».

Сейчас маршрутчики в ожидании своих пассажиров паркуются на улице Кирова, на небольшом пятачке возле магазина «Мила», а также на платной парковке возле казино «Шангри Ла», где за каждый час стоянки водители платят 20 000 рублей. Некоторая часть маршруток нашла пристанище на парковке возле разворотного кольца на улице Дружной. Там пока ГАИ их не трогает. Но все водители уверены, что «эту лавочку скоро прикроют».

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Маленький «пятачок» возле магазина «Мила» тоже заполнен маршрутками.

Среди водителей быстро распространилась информация, что их проблемой заинтересовались журналисты. Перевозчики то и дело подходили к нам и жаловались на «жизненную несправедливость». Еще один водитель из Могилева позвонил на телефон коллеги и попросил его передать трубку корреспонденту.

— Помогите нам достучаться до властей! — попросил индивидуальный предприниматель Игорь. — Спросите у них, почему они сначала выдают лицензию на перевозки, а потом притесняют и пытаются наказать нас? Полбеды, если человек работает наемным водителем — уволился и нашел другую работу. А что делать мне? В 2013 году я обвешался кредитами, одолжил денег у людей, чтобы купить Volkswagen Crafter, который обошелся мне тогда почти в 40 тысяч долларов. Слава Богу, я уже рассчитался с долгами, сам езжу за рулем, автобус работает на меня, на мою семью. Я плачу налоги, прохожу медика и механика, у меня есть кассовый аппарат, все по документам в порядке. Да меня хоть в космос запускай с моей машиной! Но как дальше жить, если не дают работать? Куда я дену этот автобус, если вообще запретят возить людей?

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Зона платной парковки для легковых машин. Маршруткам сюда нельзя.

Пообщавшись с водителями, мы выяснили, что они не против платить за парковку, лишь бы не прогоняли с Привокзальной площади совсем.

— Вот если бы на платной стоянке нам отвели площадку для посадки и высадки пассажиров, — как вариант предлагает еще один перевозчик. — Всем бы хорошо было. А то вроде бы упорядочили тут движение, вроде как добро сделали людям, а для нас получилось — нет добра без худа.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
На парковке под знаком, разрешающим парковку легковому транспорту, замечена маршрутка с белыми регистрационными знаками. Нелегал?

В ГУ «Столичные транспорт и связь» AUTO.TUT.BY рассказали, что о ситуации с перевозчиками нерегулярных междугородних рейсов знают. Однако ответили, что предприятием не рассматривается вопрос о выделении места для высадки-посадки пассажиров для нерегулярных маршрутов.

— Наша организация выполняет функции оператора автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Обращаю внимание — регулярных. А перевозчикам нерегулярных рейсов мы предлагали раньше и предлагаем сегодня работать на законодательном уровне, для этого им надо перейти в разряд перевозчиков, которые ездят регулярно, — сказал начальник отдела организации пассажирских перевозок Александр Каптюх. — Тогда они смогут заключить договор с автовокзалом. Диктор будет объявлять их рейс, на табло появится маршрут следования машины, билетная касса будет продавать билеты на эти маршруты, хотя пассажир сможет купить билет и у водителя. Высадка-посадка пассажиров будет проходить на площадке автовокзала. Все будет цивилизованно. Да и у пассажира будет гарантия, что его довезут. А сейчас нередки инциденты, после которых пассажир не может ничего никому доказать.

Но «нерегулярщики» не хотят этого делать, видимо, из-за дополнительных расходов. Конечно, им сегодня очень просто — соберут по телефону пассажиров, и все деньги за проезд останутся у перевозчика. И требуют: дай им площадку, город будет убирать ее, а они туда будут только приезжать.

Александр Каптюх убежден, что если перевозчики пойдут на такие изменения, это будет новым витком качественного подхода к перевозкам. А пока этого не произошло, «маршрутчики могут собирать людей где угодно, но только не в ущерб работе городского пассажирского транспорта».

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
На «Дружной» пока паркуются бесплатно.

— Да, у нерегулярных маршрутчиков немного дешевле билеты и быстрее скорость доставки, это подкупает пассажиров. Но мы не знаем, как проходят водители медосмотр, есть ли у них документы. Они выезжают в рейс, как посчитают нужным. Сегодня у него день рождения — он не едет. Я почти уверен, что 1 января половина «нерегулярщиков» не будет работать. И никому он не обязан отчитываться, почему он вчера был, а сегодня его нет. Нерегулярные перевозки ни к чему не обязывают. Эти перевозчики так и говорят: на нас не распространяются ни один ваш закон или положение. Такое положение дел просто исключено, когда рейс регулярный.

А пока эти перевозчики не перешли в разряд регулярных, на них распространяются требования установленных дорожных знаков, как для любого транспорта. Так что вполне ожидаемо, что в ближайшее время маршруткам запретят становиться на тех парковках, где они сейчас обосновались. Запрет будет введен и на разворотном кольце «Дружной».

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— В связи со строительством на «Дружной» метро расположение разворотного кольца и диспетчерской станции будет пересмотрено. Парковка для транспорта будет также платной. В отношении нерегулярных перевозчиков там не будет опять ничего учтено. Так что пусть рассматривают возможность перевода в регулярные рейсы. Так уже работают некоторые частники, — подытожил Александр Каптюх.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

AUTO.TUT.BY связался с одной из частных фирм, которая перевела свои рейсы в регулярные.

— Нам очень тяжело работать, мы на грани банкротства. 15% от стоимости проданных билетов мы отдаем автовокзалу за услуги. Наши машины ездят с Восточного вокзала в Гродно и обратно. Пассажиропотока нет, часто машины ездят полупустыми, — рассказала о нынешнем положении дел Ольга, директор компании. И категорично добавила: — Я, как руководитель компании, против того, чтобы «нерегулярщики» отправлялись с вокзала. Зачем нам конкуренция? И так рейсов достаточно. И мой совет, пусть они десять раз подумают, прежде чем переходить на регулярные перевозки. Не так все просто…

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-15%
-30%
-20%
-10%
-30%
-12%