• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Юлия ПОПКО Фото: Владимир Шлапак,

«Что ж ты творишь?!», «Куда едешь?», «Лучше бы на кухне так возилась!» — мужчины часто бранятся на дам за рулем. Увидев знак «туфелька» на заднем стекле, иные водители даже перестраиваются в другой ряд. А многие мужчины и вообще считают, что, мол, женщине не место за рулем. Так ли это, узнавала корреспондент «Республики», на уроке вождения в единственной в стране автошколе, где преподают исключительно женщины.

Минская кольцевая автодорога. Льет сильный дождь, асфальт скользкий. «В такую погоду сцепление колес с дорожным покрытием ослабевает, тормозной и остановочный путь увеличивается» — по радио звучит предупреждение ГАИ. Зная об опасности, многие водители все равно давят на газ. «Рисковать не будем. Куда нам так мчаться?» — инструктор Елена Босякова везет меня на автодром. В большом потоке машин за рулем она, сразу заметно, чувствует себя уверенно.

«Вот спросите у мужчины, какой должна быть дистанция между машинами? Начнет гадать: один, полтора, два метра. А женщины запоминают так: надо полностью видеть задние колеса впереди идущей машины. Это безопасное расстояние», — водитель заруливает на ученическую площадку. Там уже ждут курсантки.

26-летняя ученица Ольга Козленко на моих глазах с легкостью заезжает в «гараж», справляется с «диагональю» и грамотно преодолевает эстакаду. Потренировалась перед экзаменом в ГАИ и бегом домой: ждут муж и маленький сынишка. «Жалею, что не стала учиться на водителя еще в студенческие годы. А что сейчас? Машина уже есть, а стать водителем времени катастрофически не хватает, — признается. — А ведь хочу быть современной мамой: ребенка отвезти в поликлинику или в гипермаркете закупиться, пока муж на работе».

Напоследок Ольга Козленко что-то обсуждает со своим инструктором. Подслушиваю: ремень ГРМ, трансмиссия, сцепление… Я как человек, который не водит машину, непонятные термины разыскиваю в интернете. Толкование последнего автомобильного понятия запутывает меня окончательно: «Сцепление авто предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач…» Разве тут девушки с ходу «въедут» в курс дела?

«Мужчины хорошо разбираются в технике. Для них это элементарно. А девочкам такие вещи лучше объяснять по-простому. Они же изначально думают: завели машину — и поехали. Но не тут-то было», — инструктор по вождению приглашает меня сесть за руль. Боюсь, но соглашаюсь попробовать. Елена Босякова диктует: «Передача, ручник. Вначале добавляем газ, потом отпускаем сцепление». Отпускаю, но очень резко — машина дергается и сразу глохнет. «Бросить можно вредную привычку или даже мужа. Но не сцепление!» — шутит инструктор.

Мой наставник терпеливо и по-простому объясняет: сцепление соединяет мотор и коробку передач. «Когда выжимаем педаль, ставим коробку на передачу — начинают двигаться две тарелочки. Отпускаем педаль — тарелочки идут навстречу друг другу. Когда они станут крутиться вместе, мотор соединится с коробкой, и машина начнет двигаться». Плавно пробую и наконец трогаюсь с места. Инструкция для «чайников» сработала.

«Нам, женщинам, из технических норм обязательно знать всего пару вещей: куда заливать стеклоомыватель и что масло нужно менять через каждые 15 тысяч километров. А все остальное — поменять колесо или приварить глушитель — могут помочь наши мужчины», — пока Елена Босякова рассказывает, на автодроме появляется новая ученица. Ольге Васильевне, кстати, за 50.

Женщина делает диагональную парковку и мечтает о новой жизни с водительским удостоверением. Приятно же представить: красивая машина, рядом любимый человек, и все дороги перед ними открыты. А раньше, говорит, была уверена, что не сможет сесть за руль. И хамства боялась, с которым часто курсантки сталкиваются. «Что тормозишь? Ты что, не видишь диагональ? Повернула голову и въезжай! — Ольга Васильевна пародирует своего прошлого инструктора-мужчину. — Все-таки женщина женщину лучше понимает. И успокоит, и утешит, и понятно объяснит, если что не так».

Пробуем сделать ту самую «диагональ». «Как только зеркало прошло первую палочку, сразу крутим, крутим! Не останавливаемся, — инструктор Елена Босякова объясняет как на пальцах. — Чтобы успеть выкрутить руль, нам всего-то нужно медленно ехать…» Одна, другая, третья попытка — и Ольга Васильевна уже по-детски радуется: «Получилось!»

Многие представительницы слабого пола лишают себя удовольствия водить машину, хотя мечтают об этом не меньше мужчин. «Дамы разных возрастов часто твердо убеждены: я водить не могу! А кто им это внушил? Или муж, или приятель. А бывает, что и инструктор в автошколе. И мы ему безоговорочно верим: он же профессионал, глаз-алмаз, все понимает. Вот и сдаемся раньше времени», — считает Елена Босякова. Сама, вспоминает, больше десяти лет назад на учебу в автошколу пошла за компанию с подругой. Да так полюбила это дело, что километры теперь ежедневно наматывает по восемь часов подряд.

«Любого человека можно обучить вождению. Но все мы разные. Кому-то на это просто нужно больше времени», — говорит, исходя из своего опыта. Кстати, по исследованиям британской организации по безопасности движения, на обучение основным навыкам вождения женщинам требуется на 16 часов больше времени, чем мужчинам. А чтобы почувствовать себя уверенно за рулем, у представительниц слабого пола уходит на два месяца больше.

…Занятие закончилось, и мы снова выруливаем на МКАД. Едем, а в радиоприемнике инструктора играет попсовый хит «Если видишь, что девушка за рулем…». Трое мужчин поют: «Пропусти и улыбнись». А может, и нашим водителям-мужчинам стоит попробовать ездить под эту позитивную песню? И при необходимости помочь женщине увереннее держаться за баранку авто.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям управления Госавтоинспекции МВД:

— Если говорить в общем, то женщины за рулем более аккуратны, а мужчины больше рискуют и нарушают скоростной режим. Но не стоит забывать о том, что в первую очередь и те, и другие — водители. И поведение на дороге зависит в целом от культуры и воспитания человека, будь он мужского или женского пола.

В тему приведу некоторые цифры. Так, всего в прошлом году было совершено 4550 ДТП с пострадавшими в них людьми. И только каждое десятое такое происшествие — по вине водителей-женщин. Но есть и неутешительная статистика: в 2014-м женщинами за рулем совершено 457 ДТП, что на 17,5% больше по сравнению с 2013 годом. В этих авариях погибли 34 человека, 527 получили травмы. В серьезные аварии чаще всего попадают женщины от 24 до 28 лет. Наиболее тяжкие последствия случаются по вине водителей в возрасте 29−33 лет. Самый распространенный вид ДТП за прошлый год — столкновения транспортных средств (170 случаев с серьезными последствиями), из них наиболее частые — столкновения на пересечениях и поворотах, на втором месте — наезды на пешеходов (134 случая). Также часто водители-женщины опрокидывают машину, наезжают на препятствия.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-50%
-20%
-50%
-99%
-50%
-15%