«Мы ехали закрывать сезон — и тут бах, видим этот знак! Целая колонна едет — мы просто в шоке были. Центр города, а въехать туда сейчас нельзя», — рассказывает байкер Алик, участник слуцкого мотоклуба «Live to Ride». Недавно в Слуцке запретили движение на мотоциклах, скутерах и мопедах в центре города. Такая же ситуация по всей стране: во многих городах Беларуси начали активно устанавливать знаки «Движение мотоциклов запрещено».
Байкеры возмущены: знаки «Движение мотоциклов запрещено», считают они, попирают их право на свободу передвижения. Городские власти считают, что так они лишь охраняют спокойствие простых граждан. В Слуцке новые знаки запрещают движение двухколесного транспорта от Дома Торговли почти до городского парка — байкерам теперь недоступен центр города. В противном случае штраф от 1 до 5 базовых величин, а при повторном нарушении от 2 до 8 базовых. На закрытом для байкеров участке расположены банки, кафе, центральный магазин, краеведческий музей, единственный в городе кинотеатр, центр занятости населения и др. Тем, кто работает в центре города, подъехать к своей работе теперь стало сложно, если вообще возможно.
— В теплое время года, например, я передвигаюсь на мотоцикле, а теперь центр города для меня закрыт — объезжай как хочешь, хоть дворами. Многие ездили через центр на работу, — описывает ситуацию в городе байкер Алик. — Ограничение надо ставить было по времени, например, запретить ездить с 8 вечера до 8 утра. Вечером дел нет, можно было запретить, чтобы не было ночных покатушек. С таким ограничением я полностью согласен: бывает, мотоциклы спать мешают. Но днем зачем запрещать?
В ОГАИ Слуцкого РОВД поясняют, что решение принято исключительно в интересах граждан: было много жалоб со стороны жильцов на шум от мотоциклов. Случай Слуцка не единичный. В центре некоторых белорусских городов также запрещено ездить на мотоциклах: в Могилеве полностью, а в Гомеле лишь по ночам. Но есть байкеры, которые считают, что даже частичный запрет — это не решение проблемы.
— Проблема в шуме: кто-то ночью громко гоняет. Почему с этим борются путем запрещения передвижения вообще? Лучше поставить патруль — пусть они ловят и штрафуют конкретно тех, кто шумит. Но так огулом запрещать неправильно. Почему из-за тех, кто гоняет ночью без глушителя, должны страдать порядочные граждане, которые ездят практически бесшумно? — рассуждает пресс-секретарь столичного мотоклуба Racing Clan Дмитрий Луговой, байкер с 10-летним стажем. Как считают байкеры, у этих запретов есть еще и сугубо личные основания.
— Видимо, конкретному должностному лицу в конкретном городе просто не нравятся мотоциклы — он проинициировал и довел до конца этот вопрос. Ведь, согласитесь, жалобы горожан есть везде, но ездить в центре на мотоциклах запрещено лишь в нескольких городах. Потому что, если бы это была государственная политика, это было бы повсеместно. А то, что запрещено лишь в некоторых населенных пунктах, наталкивает на мысль, что это просто кому-то нужно, — продолжает Дмитрий.
Его слова подтверждает и Алик из Слуцка, здесь, говорит байкер, к мотоциклам всегда было предвзятое отношение.
— Я езжу на мотоцикле с 1998 года. Байкеров здесь никогда не любили, даже если ты едешь 40 км/ч. Такое ощущение, будто в Слуцке установка такая: искоренить мотоцикл как вид транспорта.
Подобные запреты на въезд в центр города байкеры воспринимают как ущемление своих конституционных прав и свобод. Например, права на свободное передвижение. — Мое ТС зарегистрировано в ГАИ — у меня есть номерной знак, страховка, пройден техосмотр. Почему мне кто-то должен запрещать ехать? Если мои документы в порядке, я могу ехать. Если у кого-то звук глушителя либо техническое состояние мотоцикла не соответствует нормам, это не значит, что из-за одного или двух человек должны страдать все.
— С таким же успехом можно запретить движение всех машин, которые громко шумят, — говорит Дмитрий Луговой. Юристы поясняют, что знаками «Движение мотоциклов запрещено» никто права байкеров не нарушает.
— На наш взгляд, установка в том или ином месте дорожного знака «Движение мотоциклов запрещено» (при условии соблюдения процедуры его установки) не нарушает конституционные права байкеров. Ведь если рассматривать дорожные знаки с такой точки зрения, то «обвинить» в нарушении прав человека можно любой запрещающий знак: «Движение запрещено», «Остановка запрещена»
— Если байкеры не согласны с каким-то дорожным знаком и считают, что он ущемляет их права, они могут обратиться с заявлением в местное подразделение ГАИ, и в заявлении попросить обосновать установку конкретного знака. Если же ответ мотоциклистов не удовлетворит, они могут его обжаловать в вышестоящем подразделении ГАИ, а затем и в суде.
Байкер Дмитрий говорит, что запретами в регионах сейчас подготавливается почва для того, чтобы и центр Минска сделать свободным от мотоциклов.
— Такие мысли уже высказывались: запретить движение байкеров в Минске по проспекту в ночное время, ссылались даже на культурно-исторические ценности. Но в Минске слишком много байкеров, они слишком весомый пласт занимают в жизни общества — запретить ездить в центре Минска мотоциклам будет куда сложнее. Потому что это может превратиться в акции типа «стоп-бензин».
— В Минске подобный запрет на движение мотоциклов в центре города вводить не планируется. Хотя граждане нередко жалуются на шум, создаваемый мотоциклами, в которых изменена выхлопная система, установленная заводом-изготовителем, — отвечает байкерам инспектор отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Артем Цыбулько.
Сами байкеры признают, что часто страдают из-за своих же «братьев» — тех, кто ездит без глушителя, не обращая внимания на спокойствие остальных.
— В клубе я молодежь воспитываю: езда без глушителей — это вообще не дело. Пусть таких отлавливают, измеряют величину шума, наказывают. Но таких всего два человека, а мотоциклов в городе, например, двести. Но, получается, страдают все, — рассказывает Алик из Слуцка. — Мы в клубе с этим постоянно боремся. Я ругаю молодежь за это — учу ездить, уважая других людей.
Но пока что власти некоторых городов действуют решительно, вообще запрещая въезжать мотоциклистам в центр. Мотоциклисты нервничают, но в суд пока не идут.
А что вы думаете об этой проблеме? Ждем ваши комментарии на форуме.
Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.