• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Дмитрий Новицкий, фото: Глеб Малофеев, Антон Шелкович, Александр Жданович,

Жара: +36, +38, поэтому «Краіна» спряталась в лесах. Разбили лагерь на Сябрыньских озерах в Налибокской пуще, отсюда делаем набеги на древнюю Литву. В процессе набегов нашлись даже татары…

Как в городе жарой прижало, так сразу гости в гости к нам: стоянка начала напоминать нормальный европейский кемпинг. Мотоциклы, женщины, дети. А вы говорите, белорусы не ездят по стране: это всего лишь вопрос температуры воздуха.

Незаметно наступил август: вроде бы вчера выехали, а уже скоро финал скитаний по стране. Я привык жить в прицепе: если бы не работать, а ездить с семьей — ушел бы на полгода в дауншифтинг, размеры Беларуси позволяют. Не смейтесь: живем в большой стране под звездным небом.

Наша стоянка напоминает лагерь цыган: из Минска в прохладу звездной ночи убегают все.

Но нужно ведь работать! Хотя работу я очень напряженной не назову: оседлав железного коня, отправляемся на поиски древней Литвы. Она где-то здесь: в течении Немана, Березины. И если Полесье и полешуки выглядят отдельным народом, свалившимся с Луны, то Новогрудчина — колыбель ВКЛ, совместного государства балтов и славян.

«О, Литва, отчизна моя!» — так писал отлитый в памятник Адам Мицкевич. Поэт строчкой подтверждает два факта: тот, что граница древней Литвы проходила по современной Беларуси. И то, что поэт считал себя литвином, гражданином ВКЛ. Не он один, запись XVII века: «Ондрюшка Иванов, литвин из города Орши».

Не будем разворачивать сейчас исторический диспут: отмечу лишь, что для понимания истории нашей страны нужно разбить лагерь на Сябрыньских озерах и поездить на мотоцикле по линии Новогрудок-Ивье-Лида-Крево-Рымдюны. Тогда весь исторический пазл станет ясным светом в голове. Для тех, кто хочет знать больше — почитайте Николая Ермоловича и других авторов, которые все подробно объясняют.

Наш народ — смесь балтов и славян. Ассимиляция происходила мирно, об этом говорят и названия деревень. Деревня «Кривичи»? Значит, жили здесь славяне.

В соседней деревне жили балты: «Кривичи» и «Дайнова» заключали смешанные браки, жили бок о бок, так и получились белорусы, сплав балтов и славян. «Вавёрка», «патэльня» — у литовского и белорусского языков около 30% общих слов. Поэтому возникновение ВКЛ было логичным: южнее вовсю орудовали татары, с моря поджимали крестоносцы. И столетия совместной жизни сделали похожими литовцев и белорусов.

«Белорусы, как и литовцы, очень спокойные…» — это мнение гражданки Литвы, да и невооруженным взглядом заметно, что у нас с соседями много общих черт. Подчеркиваю: речь идет о территории, которая была «сердцем» ВКЛ. В восточных районах может быть все по-другому, как доедем — обязательно расскажем.

«Литва», «Литовка», «Дайнава» — балтские деревни, территория балтских племен. Все это по дороге в Новогрудок и подтверждает генетические исследования: если «поскрести» белоруса, обнаружишь славянизированного балта.

— Названия «Беларусь» и «белорусы» были придуманы в XIX веке, чтобы дать название осколку ВКЛ, — так в интервью рассказывал историк Анаталий Грицкевич. — До этого и русины, и жемайты были гражданами одного государства, ВКЛ…

С размышлениями о нелегкой судьбе отечества прибываем в древний Новогрудок, первую столицу ВКЛ. Отлично, что в 2015 году до него не добралась уплотнительная застройка: выглядит как средневековый город, самые высокие точки — церковь и костел.


Торчат обломки замка выбитыми зубами, вот они, наши исторические корни. Разрушены, обломаны — кто хоть что-то знает, откуда его род?

Если вкратце, история Беларуси выглядит так:

— Полоцкое княжество. Исток государственности белорусов.

— ВКЛ. Первая столица — Новогрудок. Общее государство балтов и славян, которые называли себя «литвины».

— Речь Посполитая — союз двух народов, поляков и «литвинов».

— Северо-Западный край, годы в составе Российской империи: именно тогда появляется название «Белая Русь» и название народа «белорусы».

Все, заканчиваем с историей, возвращаемся в день сегодняшний: седлаем мотоцикл, Новогрудком едем.


Сейчас Новогрудок не пульсирует, не пышет пассионарным жаром, но выглядит неплохо. По этому городу можно скучать, чем и занимался Адам Мицкевич. В Швейцарии, с видом на Женевское озеро, он писал: «…часта нападае сум па Лiтве, i ўвесь час бачу ў сне Навагрудак i Туганавiчы».

Литва, кстати, упоминается в летописи первый раз в 1009 году: на границе Литвы и Руси был убит католический монах, наши историки считают, случилось это под Новогрудком.

Чтобы не убиться жарой в Новогрудке, в компании друзей из www.retromoto.by выскакиваем на озеро Свитязь: оно что при ВКЛ, что при СССР — одинаково прекрасно.

«Мiж дрэў, бы ў вяночку, адкрыецца воку
Там возера Свiцязь, як дзiва.
Бы хтосьцi чысцюткую шыбу звысоку
Сюды апусцiў беражлiва».

Так писал Адам Мицкевич до того, как озеро Свитязь стало южным берегом Крыма: похоже, все, кто не попал в Крым, приехали в этом году на Свитязь. Здесь все, как на Нарочи: озеро есть, но сервиса нет.

Поэтому возвращаемся на базу, в дремучий лес, где детям можно прочесть лекцию, что балты часто хоронили всадника с конем. Мотоциклистов сейчас с мотоциклом не хоронят.

Сидим на Сябрыньских озерах, жару пережидаем: нет лучше варианта, чем прятаться от потепления климата в лесах.

Чем жарче в городе, тем больше на месте стоянки людей:

— Мне кажется, у вас все старые «Явы» Минска собрались, — комментирует сторож, а мы тем часом выезжаем на татар.


Время года выбрано очень по-татарски: градусник «Белоруснефти» говорит о +38, поэтому через 600 лет после переселения татары в Ивье чувствуют себя как дома.

Ивье — типичный город ВКЛ, граффити перед музеем напоминает, что в Ивье были православная церковь, католический костел, синагога и мечеть. Представители всех конфессий всегда дружили, и «лояльные» традиции ВКЛ продолжаются и в современной Беларуси: загляните в календарь — пасха католическая и пасха православная. И так по всем праздникам: традиции толерантности подхвачены в современной БССР.

— Татар в Ивье привез Витовт, но жили они и в Новогрудке, и в других городах. Цель приглашения татар на наши земли? Они были отличными воинами, а от крестоносцев нужно было защищаться, — рассказывает экскурсовод.

Поэтому татары быстро стали белорусской шляхтой, а про татаро-монгольское иго белорусы узнали только в школах.

Что интересно, как и пятидесятники в Ольшанах, татары верят, не пьют и работают в теплицах.

Судя по всему, нет другого варианта заработать на современной белорусской земле.

И, если не пить, можно и жить неплохо, что доказывают татарские дома: чистые, ухоженные, относительно дорогие.


Татары в Ивье ассимилировались настолько, что начали писать «китабы» — книги, написанные на белорусском языке арабским письмом.

Мечеть. Мальчик-мусульманин. Ивье, 2015 год.

Всем мусульманам привет!

Название местного магазина я не рискну правильно прочесть. Все это — корни ВКЛ, когда в одной стране мирно уживались разные народы. Евреи, татары, предки современных литовцев и белорусов: белорусская мягкость и толерантность имеет историческое объяснение.

Ивье имеет «исторический привкус»: город не обезображен советской застройкой, сохранился исторический центр, еврейские лавки-дома, поэтому на карте маршрутов можете смело ставить галочку и ехать к братьям-мусульманам.

Это не Турция, это +36, татары, Ивье, Беларусь — включив арабскую музыку, дальше едем по «Краіне».

Очередной день встречаем в Крево: двигаемся вдоль замков ВКЛ, и нет в Беларуси места лучше для изучения средневековья, чем линия Новогрудок — Островец. Если хотите понять о средневековой Беларуси все, отправляйтесь по этому маршруту.

Что характерно, на снимке отчетливо виден автомобильный след и место разворота: значит, соотечественники активно интересуются историей страны. Жыве Беларусь.


А наш «патруль» приезжает в деревню Рымдюны: здесь люди разговаривают дома на литовском языке и работает литовская школа. Помните, под Новогрудком я рассказывал о сплаве балтов и славян, из которого в итоге получились белорусы? В Рымдюнах процесс слияния двух народов идет до сих пор.

- В магазине говорим друг другу «Лабас», а потом переходим на государственный язык.

Обратите внимание на приветственный плакат: можно лишь добавить, что дети в Рымдюнах изучают 4 языка — белорусский, русский, литовский и английский.

— В школе мы воспитываем «людей мира», открытых разным культурам. Это ведь замечательно, когда ребенок растет, впитывая и русскую, и литовскую, и белорусскую культуру. Некоторые родители так и говорят: добавьте еще и французский язык…

Для жителей окрестных деревень такая школа — просто подарок неба: детей можно оставлять в интернате, проживание и питание бесплатно, на выходных ребенок возвращается в семью.

При этом выпускники поступают в литовские ВУЗы на льготных условиях, красота!

Мнение жительницы Литвы, учителя химии, о Беларуси: «В Беларуси жить отлично, чувствуется, хозяин есть…» В Беларуси, она говорит, порядка больше, чем в Литве.

Дети в деревне между собой говорят на беларускай мове, максимально приближенной к оригиналу: русского и «трасянки» в Рымдюнах почти нет.

Лучшие дети школы. Артурас, мне кажется, далеко пойдет.

Учителя школы в Рымдюнах «горят» делом и всех приглашают переезжать к себе.

— Работа сейчас в районе есть, строят АЭС, школа сами видите какая, лучше, чем многие городские. Переезжайте в Рымдюны!

Но мы валацугі, нас ждет прицеп-дача и рыцари в местечке Лида. Поэтому разворачиваемся к месту стоянки, жмем на газ, пролетая знаменитый костел в Гервятах.

Очередное красивое место Беларуси: на линии Новогрудок-Островец вас ждет средневековая Беларусь и ощущение ВКЛ.

«Краінай замкаў» называли наш регион, и так оно и есть. От замков мало что осталось, но «Краіна»-то жыве!

Патриотично настроенные, приезжаем в Лиду.

Здесь встречают рыцари клуба «Дайнова»: какой же замок без них?

По словам рыцарства, живется в сезоне-2015 не очень хорошо.

— Туристов стало намного меньше, люди, видимо, кроме выживания, не интересуются ничем…

Поэтому, если говорить о рыцарстве, возрождением пока не пахнет: «народ не ходит», да и в рыцари сейчас никто особо не идет.

Раньше все было по-другому: белорусам гордиться рыцарями можно не меньше, чем испанцам. Шутка ли сказать: татаро-монгольского ига не было, тевтонцам-крестоносцам наваляли.

— Рыцарские доспехи ВКЛ были сделаны по образу и подобию европейских, просто отставали от моды на 15−20 лет. Потом мы были с Европой наравне, а потом — вы и сами знаете, что было потом.

Что интересно: доспехи рыцарей ВКЛ очень отличались от доспехов воинов Московского княжества. Те в основном воевали с татарами в степях, нашим приходилось сражаться с крестоносцами. Поэтому доспехи наших были гораздо тяжелее, массивнее.

Вот такие простые лидские парни, Максим и Юрий, клуб имени балтского племени «Дайнова».

Обналичив древние талеры в «Альфа-банке», караван возвращается на Сябрыньские озера, чтобы написать этот репортаж.

Из леса передаем всем привет, собираемся ехать дальше — следите за «Краіной».


Партнеры проекта

Альфа-Банк

«Белоруснефть»

«Будзьма беларусамі!»

Нужные услуги в нужный момент
-40%
-30%
-10%
-27%
-20%
-10%
-35%
-30%