Дорога


/

Уже на следующей неделе в центре Минска начнут тестировать принципиально новую платную парковку. Здесь, на нескольких чрезвычайно популярных участках для стоянки автомобилей минчан и гостей города, попробуют найти идеальную модель и идеальное оборудование для создания еще нескольких платных парковок в центральной части города, которые позже объединят в единое парковочное пространство. В будущем подобная схема, возможно, «уйдет» и в регионы.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Основное отличие этой автоматизированной парковки от уже существующих, кажущихся такими же автоматизированными, в том, что перед техническим оператором стоит задача не просто сделать систему, которая будет зарабатывать деньги, — предложить модель, которая поможет городу управлять парковками: анализировать загруженность и поступления, четко понимать, проще говоря, где платная парковка нужна, а где — построена, возможно, ошибочно, где мест не хватает, а где их можно сократить за невостребованностью.

Что это будет?

Сразу хочется пояснить: подобная парковка станет однозначно революционной в плане удобства получения услуги и дополнительных «плюшек» для тех, кто в принципе не «против всего и всех» — то есть тех, кто, как и AUTO.TUT.BY, уверен, что стоянка в центре должна быть платной.

Если вы считаете, что плата за парковку — не для вас, можете не вчитываться в следующие несколько абзацев, а сразу переходить к блоку «Наказание для нарушителей». Тем же, кто понимает, что бардак в центре Минска пора постепенно прекращать, что и сегодня ни одно парковочное место для автолюбителей не бесплатно — на организацию каждого куска асфальта с разметкой потрачены деньги налогоплательщиков (всех, а не только тех, кто реально ездит на автомобиле и пользуется этими местами, и что это несправедливо), может быть интересно.

Пока речь идет лишь об одной, пилотной площадке большого парковочного проекта в Минске: первая ультрасовременная платная парковка появится в районе метро «Парк Челюскинцев» — на улице Толбухина (участок от Кедышко до проспекта Независимости по обеим сторонам бульвара), и машино-места в трех «карманах» проспекта (около парка, «Луча» и «Генерал Маркета»). Одна из них будет закрытым пространством (на дублере проспекта около «Луча» на въезде и выезде установят шлагбаумы), три — открытым (контроль здесь будут вести с помощью различных устройств).

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Почему здесь?

Казалось бы, все очевидно: огромный трафик, рядом расположены несколько бизнес-центров и офисных зданий — и метро. Оператор, который взялся тестировать парковочные технологии на этом участке, начал с исследования: кто паркуется на Толбухина и проспекте? Если работающие здесь люди — то сколько их, не будет ли им дорого оплачивать весь рабочий день? Или это жители близлежащего района? Оказалось, нет и нет. 85% паркующихся здесь автолюбителей — «транзитные пассажиры», те, кто использует дорогущую и мегавостребованную «центровую землю» как перехватывающую стоянку: бросает машину и прыгает в метро. Городские власти решили, что это слишком дорогой подарок — этим целям служат перехватывающие паркинги на окраинах, на землях, которые, скажем так, не жалко.

Что уже сделали?

На Толбухина уже есть свежая разметка, новые желтые полусферы, которые не дают припарковаться на тротуарах, безопасные зебры (на бульваре заузили проезжую часть — такая мера реализуется как альтернатива «спящим полицейским»: дороже, но удобнее для пешеходов). В асфальт вмонтировали датчики присутствия — они будут передавать системе информацию о том, занято ли или свободно в данный конкретный момент определенное парковочное место. Система же, в свою очередь, — выводить данные на огромные информационные табло, расположенные на проспекте, а также с обратной стороны бульвара, на перекрестке Толбухина — Кедышко. На табло водитель сможет оценить обстановку сразу на всех трех «открытых» парковках — и выбрать, куда ему поехать припарковаться.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

На парковке возле Минского часового завода уже поставили шлагбаумы. Здесь система оплаты уже знакома многим минским водителям: нажал кнопку на автомате въездной группы, взял талон со штрихкодом, на выезде поднес его к сканеру, увидел сумму оплаты, оплатил через паркомат. Здесь, в отличие от «открытых» парковочных зон, оплата лишь почасовая, без поминутной тарификации, зато паркомат «умеет» давать сдачу, если платите наличными. Еще можно использовать банковскую карту.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Тариф для всех стоянок одинаков — 10 тыс./час. Но три «открытые» парковочные площадки предусматривают более гибкую оплату — минимум один час, далее — оплата за каждую реально использованную минуту.

Оплатить можно несколькими путями (деньги будут списываться со счета мобильного телефона или «привязанной» банковской карты, класть их на счет своего аккаунта можно и с запасом):

  • через СМС: на номер 206 нужно будет отправить сообщение с номером парковки (он будет указан на нескольких информационных щитах в зоне видимости любого клиента — не ошибетесь), номером автомобиля, планируемого количества часов. Если, например, заявите 1 час парковочного времени, а по факту будете не успевать, система незадолго до окончания оплаченного времени пришлет напоминание и даст возможность продлить парковку.
  • через мобильное приложение Parkme.by. Оно уже разработано, интерфейс понятный и удобный — мы пробовали. Скоро появится в Play Market и App Store — для пользователей смартфонов на Android и iOS.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Для тех, кто не «дружит» с виртуальными оплатами, поставят паркоматы и платежно-справочные терминалы. Здесь можно будет не только заплатить за парковку, но и пополнить счет телефона, оплатить коммунальные услуги, а в будущем — посмотреть афишу мероприятий в городе, карту Минска, столичного метро, транспорта, общепита… Это, конечно, рассчитано, скорее, на гостей города.

Наказание для нарушителей

Можно ли не платить за парковку? Конечно, можно — только потом придется оплатить штраф. В самое ближайшее время, как ранее писал AUTO.TUT.BY, в законодательство будут внесены изменения, позволяющие штрафовать именно за это нарушение: отказ от оплаты за парковку в зонах, где она предусмотрена дорожными знаками. Еще законной наконец сделают фотофиксацию нарушений ПДД в части остановки и стоянки не только инспекторами ГАИ — сотрудниками соответствующих муниципальных служб. Планшеты с необходимым для распознавания номеров, передачи данных в дата-центр и формирования «писем счастья» за парковку ПО уже есть.

Муниципальный инспектор (так называемый паркмен) будет раз в 15 минут проходить по стоянке и фиксировать находящиеся там машины. Почему именно с такой регулярностью? ПДД не считают нахождение машины на месте стоянкой, если она стоит там менее 5 минут — в таком случае это остановка, взимать за нее плату нельзя.

Инспектор, поясняют представители технического оператора, в данном случае выступает как «камера фотофиксации» — сам никого не наказывает, фотографирует и отправляет на обработку все без исключения номера автомобилей. А уж потом система сравнивает, анализирует и формирует (или нет) нарушения.

Есть еще один важный момент. Наказать за неоплату парковки можно лишь того, кто стоит на «платном» машино-месте: те же, кто, например, припарковался вторым рядом или встал в первой полосе, формально не нарушают. Но и допустить такого поведения нельзя — поэтому город направит в платные парковочные зоны дополнительные эвакуаторы.

Что нам взамен?

Помните, в начале материала нам, добросовестным потребителям услуги, обещали дополнительные бонусы?

Из «плюшек» здесь — бесплатный Wi-Fi, код для которого вы будете получать каждый раз, открыв новую сессию парковки через мобильный сайт оператора.

Появится зарядка для электромобилей. Что примечательно, сама услуга зарядки будет бесплатной — платить владелец электромобиля будет только за фактически затраченное парковочное время.

Принципиально новые велопарковки — здесь вам не понадобится собственный велозамок, безопасность вашего велосипеда обеспечит «электронная рука» -блокиратор. Он активизируется, когда велосипедист откроет сессию парковки. Стоимость велопарковки пока неизвестна — но обещают, что она будет ниже, чем за машино-место. Каждое парковочное место для велосипеда застраховано — и ваше транспортное средство «защищено» от угона финансовыми гарантиями и, кстати, видеонаблюдением. Камеры будут стоять на всех парковках — для безопасности автовладельцев-клиентов.

Заработает новая парковка уже 17 августа — некоторое время пользование ею будет бесплатным. Технический оператор, тестирующий здесь технологии, уверен: нужно вначале убедиться в том, что система работает бесперебойно, а уж потом взимать плату за пользование парковочным местом.

Кто получит контроль над финансовыми потоками «парковочных» средств?

Однозначно — город: все деньги автолюбителей будут направляться в местный бюджет, а позже расходоваться по целевому назначению, на совершенствование парковочного пространства Минска.

Будут ли городские власти сами заниматься организацией и обслуживанием платных зон? Почти точно нет — отдадут техническую работу подрядчику. Скорее всего, в качестве бизнес-модели будет выбран аналог «управления» платными дорогами Беларуси: в организацию системы власти не вкладывают ни копейки, отдав это инвестору, — а потом рассчитываются с ним из прибыли, которая, если говорить о парковках, появится ой как не скоро.

Кто станет единым техническим оператором платного парковочного пространства Минска, также пока не определено, поэтому тестированием оборудования около парка Челюскинцев занимается одна компания, в следующей пилотной зоне, возможно, будет другая. Окончательно же подрядчика, скорее всего, выберут через тендер.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-20%
-30%
-20%
-50%
-35%
-10%
-70%
-34%